Какие функции выполняет современный школьный учебник и какие задачи стоят перед авторским коллективом каждого учебного пособия, в беседе с корреспондентом “Настаўніцкай газеты” рассказала начальник методического центра Национального института образования Ольга Сарычева.
Начиная с букваря
— Аксиомой звучит утверждение, что и в век информационных технологий школьный учебник остается основным средством обучения. Ольга Владимировна, на ваш научный взгляд, какая функция школьного учебника делает его таким незаменимым?
— Сегодняшние школьники, несомненно, получают информацию из огромного количества источников, включая интернет. Но именно в учебнике изложено содержание образования, определенное образовательным стандартом и учебной программой по учебному предмету, предложены задания, выполнение которых позволяет усвоить учебный материал.
Современный школьный учебник выполняет много функций: информационную, воспитательную, мотивационную, развивающую, интегрирующую, навигационную. Именно они и превращают просто книгу в книгу учебную. Причем в учебнике все названные функции реализуются одновременно. И все же ведущей функцией современного школьного учебника является воспитательная. При подготовке учебных пособий для учреждений общего среднего образования ей уделяется особое внимание.
— Давайте уточним: как реализуется эта функция в действующих учебных пособиях по учебным предметам?
— Реализация воспитательного потенциала учебного пособия связана с достижением учащимися личностных образовательных результатов, предусмотренных в образовательном стандарте и учебной программе по учебному предмету. Каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование образа выпускника, который заявлен в образовательном стандарте общего среднего образования. В воспитание гражданина и патриота, любящего свою страну, уважающего культуру и историю белорусского народа, обладающего высокой нравственной, информационной, правовой культурой.
Перед авторским коллективом каждого учебного пособия стоит важная задача — грамотно реализовать воспитательный потенциал учебного предмета в содержании учебного пособия. Данная задача решается с помощью разных средств.
Во-первых, в содержание учебных пособий включается тот материал, который работает на воспитание ученика, дает возможность получить воспитательный результат. В новом поколении учебных пособий для учреждений общего среднего образования, которые разработаны в 2015—2021 годах, значительно расширен национальный контент. В них включена информация о достижениях Беларуси в различных сферах общественной жизни (науке, медицине, промышленности, спорте, образовании и др.), о культурных и природных достопримечательностях нашей страны. Эта информация представлена в виде текстов, иллюстраций, схем, графиков, диаграмм и др.
Включение этой информации в учебные пособия преследует главную цель — сформировать у учащихся знания о Республике Беларусь, чувство гордости за свою страну и белорусский народ, которое, как известно, является неотъемлемой составляющей патриотизма.
Такая информация есть в каждом учебном пособии, начиная с букваря. Уже в первом для школьника учебном пособии размещены доступные для понимания тексты о Беларуси, государственных символах и об отношении к ним, о важнейших исторических событиях, например, о Великой Отечественной войне.
Тексты, рассказывающие о достижениях Беларуси, есть в учебных пособиях по всем учебным предметам. В формулировках задач по математике используется информация о городах Беларуси, природных богатствах и архитектурных сооружениях нашей страны; для изучения коэффициента полезного действия на уроках физики задействуется информация о тракторах “Беларус”, автомобилях БелАЗ; на уроках химии учащиеся знакомятся с достижениями химической промышленности Беларуси. В учебные пособия по литературе и искусству включены произведения отечественных писателей, художников, раскрывающие духовную силу, мужество, самоотверженность и патриотизм белорусского народа.
В действующих учебных пособиях много иллюстративного материала, отражающего природные и культурные достопримечательности Беларуси: архитектурные сооружения, памятники, природные объекты, картины белорусских художников, образцы декоративно-прикладного искусства Беларуси и др., которые являются предметом гордости белорусского народа.
Научить учиться
— Воспитание у учащихся личностных качеств, ценностных ориентиров, убеждений невозможно только на основе чтения и последующего воспроизведения информации, не так ли?
— И поэтому важнейшим средством реализации воспитательного потенциала учебника является его методический аппарат — система вопросов и заданий, которые, с одной стороны, организуют учебно-познавательную деятельность учащихся по усвоению учебного материала, с другой — направлены на формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Методический аппарат действующих учебных пособий содержит вопросы и задания, направленные на осмысление учащимися общечеловеческих ценностей, важных нравственных аспектов жизни, анализ и оценку изучаемых событий, поступков литературных героев, формулирование собственного отношения к прочитанному. Все это очень важно для формирования мировоззрения учащихся, их личностных качеств.
Решению воспитательных задач способствует также дополнительный материал, включаемый в разные рубрики учебника. Для представления дополнительного материала в учебниках используются современные информационные технологии, например, QR-коды. С помощью электронных устройств учащиеся имеют возможность оживить картинку с фрагментом спектакля, совершить виртуальную экскурсию на производство, природный объект и т.д.
Большим воспитательным потенциалом обладают экскурсии. В учреждениях общего среднего образования они организуются на системной основе. А в учебные пособия по истории Беларуси включена рубрика “Советуем посетить”, которая подсказывает учащимся исторические достопримечательности, связанные с изучаемым периодом.
Новые пути и средства реализации воспитательного потенциала учебного пособия — предмет обсуждения в рамках постоянно действующего республиканского семинара, который проводится в Национальном институте образования для авторов учебных пособий, рецензентов, участников опытной проверки учебных пособий.
— Среди учебных пособий для учреждений общего среднего образования особое место занимают пособия “Беларусь — наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку”, “Я — гражданин Республики Беларусь”…
— Добавлю, что последнее вручается всем 14-летним гражданам Республики Беларусь в момент получения ими паспорта. Особенность этих изданий — в ярко выраженной гражданской и патриотической направленности. Материалы можно использовать на учебных занятиях, информационных часах, воспитательных мероприятиях. Национальным институтом образования разработаны и размещены на национальном образовательном портале рекомендации по использованию вышеназванных учебных пособий в образовательном процессе.
Хочу также отметить, что наши учебные пособия предусматривают формирование у учащихся важнейших компетенций ХХІ века. А именно умения учиться, вступать в коммуникацию, работать в команде, критически оценивать информацию, решать творческие задачи. В учебных пособиях предложены задания, которые направлены на формирование этих навыков. На страницах учебников есть проектные задания, которые следует выполнять в паре или группе; предложены памятки, алгоритмы по работе с разными источниками информации.
Вместе с родителями
— Как вы полагаете, школьный учебник воспитывает сам по себе или все же для реализации его воспитательного потенциала нужны какие-то особые условия?
— Действующие учебные пособия содержат необходимую информационную и методическую основу для решения задач воспитания подрастающего поколения. А вот реализация заложенного в них воспитательного потенциала будет более эффективной, если педагоги будут обращать внимание учащихся на эти информационные материалы, задания к ним. Если будут предлагать оценить изучаемые события, явления, процессы, высказать и обосновать свое отношение к изучаемому материалу, проявив при этом собственную нравственную, гражданскую позицию…
По результатам социологического исследования, проведенного в июле 2023 года, более 90 процентов педагогов учреждений общего среднего образования, принимавших в нем участие, считают, что учебные пособия по предметам социально-гуманитарного блока реализуют воспитательную функцию, их содержание способствует формированию у учащихся гражданских и патриотических качеств, нравственной культуры.
Мы говорим о том, что воспитание детей является общей задачей семьи и школы. Родители учащихся также могут поучаствовать в реализации воспитательного потенциала учебных пособий. В учебных пособиях, например, для начальных классов, по истории, обществоведению есть задания, которые ориентируют на то, чтобы дети обсудили вопрос с родителями, спросили о мнении старшего поколения (бабушек и дедушек). Хотелось бы, чтобы родители подключались к разговору на предложенные темы, участвовали вместе с детьми в выполнении заданий. Совместная деятельность, как известно, сближает и является важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения.
Подготовила
Екатерина РУМЯНЦЕВА