Насколько важна игра в жизни ребенка, знает педагог-психолог Дина Маркович

- 16:24Новости, Психолог в школе

О важной роли игры в жизни ребенка известно всем. С самого раннего детства с помощью игры ребенок начинает изучение и освоение окружающего мира.

Игра детей — это и развлечение, и обучение, и средство самопознания, и развитие конструктивных навыков общения, и познание жизни взрослых, и развитие волевых качеств, и развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Одним из условий игр являются правила, которые должны выполнять все участники. Обучаясь соблюдению правил в процессе игры, ребенок переносит эти навыки в другие сферы жизни: учебную деятельность, сферу общения. Соблюдение правил является важным моментом для профилактики конфликтных ситуаций, формирует эмоциональную стабильность ребенка.

К большому сожалению, игровой репертуар современных детей очень беден. Их манит и затягивает все, что связано с гаджетами. Задача взрослых — отвлечь детей от телефонов, ноутбуков, планшетов и показать им привлекательность и пользу других игр путем собственного заинтересованного участия в этих играх.

Предлагаемые игры могут использоваться как педагогами, так и родителями. С течением времени дети могут играть самостоятельно. Предложенные игры позволяют интересно и с пользой использовать часть свободного времени ребенка. Ценным является то, что для организации и проведения игр необходимы только карандаш и бумага, что всегда есть под рукой. Возрастная аудитория практически не ограничена.

В процессе использования данных игр развивается не только когнитивная сфера ребенка. Данные простые игры позволяют нивелировать последствия сенсорной перегрузки современных детей и подростков, дают возможность непосредственного общения друг с другом, а также со взрослыми, создают атмосферу соперничества и сотрудничества, тем самым обогащая эмоциональную сферу ребенка.

Игра 1. “Словесные конструкторы”

В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Возраст участников: 6 лет и старше.

Участникам предлагается 5—10 минут для составления слов из букв предложенного слова, например:
АВИАКОНСТРУКТОР. Слово записывается на листе бумаге и располагается таким образом, чтобы было видно всем. Для удобства каждый из участников получает бланк (таблицу), куда записывает все составленные слова в столбцы по количеству букв. По истечении указанного времени участники по очереди называют составленные слова.

Например: 1-й участник — НОТА; 2-й участник — РУКА; 3-й участник — ТРОС и т.д. Повторы исключены. Если названное одним из участников слово есть в списке записанных слов другого участника, данное слово исключается. В случае использования всех слов, которые участник записал на бланке, очередное слово можно назвать устно, время на обдумывание — 10 секунд. У каждого участника имеется 3 жетона (бонуса), которыми он может воспользоваться трижды в случаях, когда затрудняется с ответом. После использования всех жетонов, в случае неправильного ответа или его отсутствия участник выбывает.

Победителем считается тот участник, который остался в игре после того, как все остальные выбыли.

Правила игры разрешают каждому из участников передать один свой жетон в пользу другого участника.

Задание: из букв слова АВИАКОНСТРУКТОР составить как можно больше слов.

Примерный перечень слов:

2 буквы

3 буквы

4 буквы

5 букв

6 букв

7 и более букв

1. Ор

2. Ар

1. Вор

2. Кит

3. Кот

4. Нос

5. Ров

6. Рок

7. Рот

8. Сок

9. Сон

10. Тик

1. Вата

2. Ватт

3. Вино

4. Винт

5. Ворс

6. Воск

7. Икра

8. Кант

9. Кино

10. Кора

1. Астра

2. Висок

3. Виток

4. Канва

5. Карта

6. Каток

7. Киста

8. Корка

9. Крона

10. Курок

1. Артист

2. Картон

3. Контур

4. Конура

5. Корова

6. Корона

7. Курорт

8. Куртка

9. Нитрат

10. Оратор

1. Витрина

2. Ворсинка

3. Вторник

4. Касторка

5. Конструктор

6. Контакт

7. Контракт

8. Красота

9. Куратор

10. Кустарник

Игра 2. “Найди имя”

Участникам игры предлагается ряд фраз, в которых необходимо отыскать имена людей.

ОТВЕТЫ:

  1. Принесите кофе дяде. (Федя.)
  2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней. (Тима, Света, Ира.)
  3. На ноге нашего радостного легендарного Гулливера я нашла рис, авокадо, мини-кларнет и марку. (Гена, Егор, Олег, Вера, Рая, Яна, Лариса, Доминик, Тима, Марк.)
  4. Камни на траве разбросали лягушки, мыши, ящерицы. (Нина, Вера, Лиля, Ким, Ия.)
  5. Поймал ласточку, да никак не вашему коту, которого все ваши соседи зовут “обжора”. (Алла, Ника, Ева, Сева, Жора.)
  6. Месяц май я ждала: рис, анчоусы покупала да Никиту утомила работой на поляне. (Майя, Лариса, Лада, Даник, Никита, Мила, Поля.)
  7. Маленькую лягушку посадили в маленькую ракету и разрешили даже няне кнопками шалить. (Юля, Юра, Ира, Лида, Женя, Ян, Миша.)
  8. Невкусный этот омлет, и яблоки тоже. Няня, дай свежиев апельсиновом желе! (Том, Ия, Женя, Ян, Ева.)
  9. Ковал я железо ярким днем. (Валя, Зоя, Ким.)
  10. Комар и на столе в ведро мак сложил. (Марина, Рина, Лев, Рома, Макс.)

Игра 3. “АБВГДЕЙКА”

В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Возраст участников: 7 лет и старше.

Участникам предлагается вспомнить и записать в столбцы таблицы слова (имена, названия городов, птиц, животных и др.), которые начинаются на определенную букву. Из числа участников выбирается 2 человека, один из которых определяет букву (условно его можно назвать “Алфавит”), а второй (условно его можно назвать “Секундомер”) определят время на выполнение задания. Буква выбирается следующим образом: первый участник (“Алфавит”) поочередно произносит буквы алфавита, вслух называя только букву “а”, все остальные буквы он произносит про себя (не вслух) в определенном, им заданном ритме. Второй участник (“Секундомер”) в любой момент на свое усмотрение говорит слово “стоп”. В этот момент первый участник должен назвать букву, на которой он остановился. После чего все участники должны заполнить строку таблицы словами на заданную букву. Время на заполнение определяется вторым участником, отвечающим за время (“Секундомер”). После того как он скажет “стоп”, прекращается заполнение таблицы. В каждой колонке необходимо написать только одно слово. Желательно давать не самые популярные ответы, чтобы не было совпадений.

Чем старше возраст участников, тем большим числом колонок может быть дополнена таблица: дерево, цветок, одежда, продукты и др.

Имя женское

Имя мужское

Город

Река

Птица

Животное

Баллы

Галина

Глеб

Гродно

Ганг

Голубь

Гепард

7

Дарья (совпадение)

Денис

Добруш

Днепр

Дятел

5

Подсчет баллов осуществляется следующим образом: каждый из участников или представитель команды поочередно называет записанные в первой (а затем и в последующих) колонке слова. Каждое слово — 1 балл. Если у разных участников ответы совпадают, то данное слово вычеркивается у всех, балл за него не начисляется.

Дина МАРКОВИЧ,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
начальной школы № 29 Минска имени братьев Сенько