В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о разнообразных аспектах образовательного процесса, об акцентах Года мира и созидания, о воспитании детей и молодежи. Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — начальник главного управления по образованию Брестского облисполкома Наталья Калиновская.
Организованно, качественно, спокойно
— Наталья Анатольевна, вы уже наверняка хорошо присмотрелись к вверенной вам в августе прошлого года отрасли. Какими заботами живет образование Брестской области?
— В системе образования Брестской области я работаю с 1997 года, поэтому присматриваюсь к этой отрасли уже давно. Работая учителем в кобринской школе, заместителем директора в брестской гимназии, директором брестского областного лицея, многое видела изнутри. Вместе со своими учениками, к слову, переживала переход от пятибалльной к десятибалльной системе оценивания — и как мне сегодня видится, эта система позволяет объективно оценивать знания учащихся…
Вспоминается, как в начале двухтысячных вся педагогическая общественность вместе с учащимися и их родителями была встревожена новшествами вступительной кампании — выпускники впервые сдавали вступительные испытания в вузы в форме централизованного тестирования. Прошло почти 20 лет — и ЦТ воспринимается уже как оптимальная форма экзамена. При этом школьники отмечают, что решение тестовых заданий проходит в относительно спокойной психологической обстановке и напоминает решение контрольной работы по предмету. В этом учебном году фактически те же тесты станут одновременно и выпускными школьными, и вступительными экзаменами в УВО. Впервые вступительные испытания пройдут в форме централизованного экзамена. По отзывам старшеклассников после репетиции ЦЭ, задания им по силам, полностью соответствуют школьной программе. Выпускники предыдущих лет, знаю, даже завидуют нынешним, поскольку, кроме ЦТ, они сдавали еще 4 школьных выпускных экзамена, что требовало гораздо больших усилий при подготовке к их сдаче. Отмечу, что Министерством образования, управлениями и отделами по образованию, руководством школ проведена серьезная разъяснительная работа с выпускниками и их законными представителями по всем новшествам вступительной кампании этого года. Думается, все наши тревоги и волнения только оттого, что такая форма вступительных испытаний проводится впервые.
В Брестской области определено 17 пунктов проведения централизованного экзамена: 4 университета, 5 учреждений общего среднего образования и 8 колледжей. Все члены организационных комиссий и педагоги, ответственные за работу в аудиториях, прошли практическое обучение. В системе регистрации для прохождения ЦЭ зарегистрировалось 9430 учащихся Брестчины.
Как начальнику главного управления по образованию Брестского облисполкома для меня очень важно провести централизованные экзамены и в целом вступительную кампанию этого года организованно, качественно, спокойно.
— И все же: что лично для вас в новой должности оказалось самым трудным и самым радостным?
— Все изменения в системе образования этого года — вступивший в силу обновленный Кодекс Республики Беларусь об образовании, лицензирование учреждений общего среднего образования, новая форма проведения вступительных испытаний, пилотный проект по организации питания — наверное, вызывали определенные тревоги и беспокойство. Но вместе с опытной командой главного управления по образованию, грамотными специалистами в региональных управлениях и отделах, ответственными педагогами мы преодолели трудности нововведений и, уверена, проведем на высоком уровне вступительную кампанию — 2023.
А самым радостным для меня всегда было и остается общение с детьми в учреждениях образования и искренняя обратная связь с коллегами. Радостным моментом в работе считаю и постоянное развитие системы дошкольного образования — количество мест здесь значительно увеличивается и составляет более 66 800. Так, в этом учебном году введены в эксплуатацию 4 учреждения — в Столине, Кобрине, Жабинке, Пинске. В микрорайонах-новостройках за счет переоборудования помещений, открытия групп при строительстве учреждений общего среднего образования создано более 600 дополнительных мест для детей дошкольного возраста.
Выстроить диалог
— Работа руководителем областной образовательной отрасли изначально предполагает много командировок. В итоге какие главные смыслы вы вкладываете во встречи с педагогической общественностью?
— Соглашусь с тем, что эта должность сама по себе требует мобильности, активности и желания изучать особенности функционирования системы образования, передового опыта педагогических работников региона. И без командировок, конечно, не обойтись. Буду откровенна: мне по душе такая активность, и я с искренним удовольствием посещаю учреждения образования как в районных центрах, так и в глубинке. Ведь в каждом детском саду, школе, колледже своя история, сложившиеся традиции, своя атмосфера. При встречах с коллегами всегда стараюсь выстроить диалог, позволяющий обсудить актуальные вопросы, найти пути решения насущных проблем, определить оптимальные формы работы с детьми.
В живом общении глаза в глаза (в отличие от уже привычного, увы, в современных реалиях онлайн-совещания) всегда чувствуешь настроение людей, видишь их реакцию на определенные предложения, нововведения. И, как следствие, идет активное обсуждение, вносятся предложения, обсуждаются риски и перспективы предложенного. В споре же, как известно, рождается истина!
— Вопрос текучки и нехватки педагогических кадров в некоторых регионах остается острым. Что, на ваш взгляд, может поспособствовать его решению?
— На мой взгляд, профессия учителя — самая эффективная в плане профориентации молодежи. Кто, как не педагог, является примером профессионализма и трудолюбия, ответственного отношения и преданности своему делу? Люди нашей профессии, будь то воспитатель детского сада, учитель или преподаватель, всегда на виду у всех своих воспитанников, обучающихся, студентов. Только у педагога есть уникальная возможность зажечь в своих учениках желание работать с детьми, проявляя на каждом уроке свои знания по учебному предмету, творческий подход и любовь к своему делу.
Уверена, в жизни каждого выбравшего профессию учителя был свой яркий пример из школьной жизни — человека, увлеченного своей профессией, педагога, умеющего увлечь своим предметом, искренне любящего детей и преданного своей профессии. Для меня таким примером стала Людмила Колодинская, классный руководитель, учитель русского языка и литературы гимназии Дзержинска. Интересные уроки, эмоциональная речь, неравнодушное отношение к ученикам, тонкое чувство юмора, теплая атмосфера запомнились навсегда и стали моим ориентиром в педагогической деятельности. Мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения. А Людмила Леонидовна и сейчас продолжает влюблять в профессию учителя нынешних гимназистов, в том числе благодаря работе с учащимися педклассов.
Теперь — наши “рабочие” цифры. Сегодня учреждения образования Брестской области обеспечены учителями на 94%; воспитателями дошкольного образования — на 96,8%; педагогами-психологами — на 88,3%; педагогами социальными — на 92,3%; педагогами-организаторами — на 96%; руководителями по военно-патриотическому воспитанию — на 97%. Вместе с тем в области, как и в других регионах, отмечается потребность в педагогах по специальностям физико-математического профиля, дошкольному образованию, психологии, социальной педагогике. Полагаю, решить кадровые вопросы можно при помощи увеличения количества мест приема в учреждения высшего и среднего специального образования на условиях целевой подготовки по востребованным педагогическим специальностям. Отмечу, что в целях повышения эффективности целевой подготовки школьники посещали мероприятия “Ярмарки целевой подготовки”, которые проходили на базе учреждений высшего и среднего специального образования Бреста и Барановичей. Конечно же, особенно важна активная индивидуальная работа с потенциальными абитуриентами. К слову, сегодня группы (классы) педагогической направленности есть в 79 учреждениях общего среднего образования Брестской области, и обучается в них 866 учащихся 10—11 классов. Необходимо приложить все усилия учителей к тому, чтобы большинство ребят продолжили это образование и, став педагогами, остались в этой благородной профессии навсегда.
Сохраняя историческую память
— Известно, что на территории мемориального комплекса “Брестская крепость-герой” вот уже несколько лет работает Молодежный патриотический центр, и в этом учебном году здесь реализуется программа патриотического воспитания подростков, признанных находящимися в СОП, с ними проводится индивидуальная профилактическая работа. А какие еще акценты вы, Наталья Анатольевна, выделите в патриотическом воспитании школьников?
— По поручению главы государства в нашей области реализуется проект создания образовательно-оздоровительного учреждения “Республиканский центр патриотического воспитания молодежи” на территории Кобринского укрепления Брестской крепости. Убеждена, что строительство центра станет знаковым событием в преддверии празднования 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
В области также созданы и успешно функционируют 9 военно-патриотических клубов: 3 — на базе воинских частей МВД, 5 — на базе воинских частей совместно с Министерством обороны; 1 — на базе МЧС. Отмечу некоторые: “Патриот” в Барановичах, “Крепость” и “Зубр” в Бресте, “Доблесть” в Ивацевичском районе, “Щит” в Пинске, “Гром” в Лунинецком районе. Главным управлением по образованию и воинской частью 97063 подписано Положение по созданию клуба “Пламя” на базе учреждения образования “Березовский государственный колледж строителей”. Высокий процент поступления воспитанников клубов в Военную академию, Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, Академию МВД, другие силовые вузы страны, безусловно, подтверждает эффективность профориентационной деятельности клубов, патриотической работы с молодежью и свидетельствует об осмысленном выборе профессии — Родину защищать.
В регионах области открыто и 5 ресурсных центров по патриотическому воспитанию — в Березе, Малорите, Ганцевичах, Ивацевичах, Столине, 4 центра патриотического воспитания — в Ивановском, Лунинецком, Кобринском и Дрогичинском районах. Действуют 3 центра допризывной и медицинской подготовки — в Московском и Ленинском районах Бреста, Березовском районе. Планируем в Год мира и созидания организовать работу клубов или центров по военно-патриотическому воспитанию в каждом регионе Брестской области.
Безусловно, в гражданско-патриотическом воспитании молодежи очень важна роль музеев. Сегодня в нашей области действует 184 “паспортизированных” музея, 15 из них имеют статус народного. В 481 учреждении общего среднего образования и 31 учреждении среднего специального образования созданы музейные экспозиции, посвященные геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Совместно учащиеся и педагоги области продолжают работу исследовательского характера с целью пополнения музейных экспозиций — и это особенно важно в свете современных вызовов. Наши дети должны воспитываться на традиционных белорусских ценностях, сохраняя историческую память и уважение к поколению победителей.
— Не только мною подмечено: работа руководителя отдела, начальника управления образования спорится, если есть понимание, тесное взаимодействие с руководством района. Согласны, Наталья Анатольевна?
— В любой работе, соглашусь и на примере своего опыта, важно выстроить коммуникации и взаимодействие — без этого ни одно дело не спорится. И результат работы любого региона напрямую зависит от слаженной деятельности всех сотрудников с целью решения задач, которые ставятся руководством. В системе образования задач сегодня очень много — это и сохранение высокого качества образования, и гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание учащихся, и обеспечение безопасных условий пребывания в учреждениях образования. Организация вкусного и полезного питания, осуществление подвоза школьными автобусами, укрепление материально-технической базы учреждений — тоже наши ориентиры. На уровне гор(рай)исполкомов все эти задачи можно решить только совместными усилиями всех заинтересованных.
Примеров такого успешного творческого взаимодействия и, как следствие, высоких результатов и гордости за систему образования, к счастью, наблюдаю немало. И они для меня — тоже повод для радости.
Екатерина ДУБИНСКАЯ