Национальная школа ректоров: нужно формировать у студентов компетенции, которые будут востребованы через 5—10 и более лет

- 13:11Актуально, Образование

Каким современным вызовам подвержена отечественная высшая школа и что необходимо предпринять для того, чтобы из наших университетов выходили настоящие профессионалы? Эти и другие вопросы на днях обсудили эксперты на полях первой Национальной школы ректоров. Подробности – в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

— Развитие национальной высшей школы является одним из ключевых элементов развития экономики и общества нашей страны. Сегодня Министерство образования и ректорский корпус понимают: для того чтобы даже стоять на месте, необходимо бежать вперед, — сказал министр образования Андрей Иванец. — Вызовы для нас абсолютно очевидны и понятны. Самый основной — жесткая конкуренция за высококвалифицированных специалистов, отвечающих за развитие реального сектора экономики, цифровизацию и автоматизацию производства, внедрение технологий искусственного интеллекта.

По словам А.Иванца, к ключевым аспектам обеспечения качества высшего образования относится кадровая составляющая вузов:

— Мы прекрасно понимаем, что от уровня профессорско-преподавательского состава зависит качество подготовки будущих специалистов. Поэтому необходимо омолаживать кадровый потенциал ППС, вовлекать молодежь в научную сферу и привлекать специалистов-практиков из реального сектора экономики.

Еще один важный аспект — развитие международного сотрудничества и повышение имиджа Беларуси как одного из важных и ведущих образовательных центров. Сегодня в нашей стране обучается порядка 35 тысяч иностранных студентов, но пришло время реализовывать совместные образовательные программы с мировыми университетскими школами.

— Мы осуществляем совместные программы с такими российскими партнерами, как Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Московский физико-технический институт, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, а также с китайскими коллегами из Пекинского университета и Харбинского политехнического университета. Такое взаимодействие во многом является признанием качества нашего высшего образования на мировой арене, — считает глава образовательного ведомства.

 Вызовы и решения

В рамках НШР прошел большой семинар “Актуальные задачи развития национальной высшей школы на современном этапе” в трех секциях. В первой ректорское сообщество вместе с экспертами обсудили, какие вызовы стоят перед государственной молодежной политикой и какие решения могут стать наиболее эффективными.

— Главный вызов, стоящий перед молодежной политикой, — найти общий язык с новым поколением. Ведь социальные запросы примерно одни и те же, а вот язык, на котором мы разговариваем, — это всегда проблема. Следующий вызов — организация взаимодействия госструктур и общественных объединений, повышение эффективности последних в каждом отдельном вузе. И третий вызов — деструктивное воздействие наших противников, о котором мы не должны забывать. Никогда не надо успокаиваться и думать, что мы контролируем все, — такое мнение высказал депутат Палаты представителей, генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин.

В свою очередь председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Беларуси, ректор БГУИР Вадим Богуш добавил, что образование и воспитание должны быть в связке:

— Ценности семьи, страны, ее созидательного развития — фундамент воспитательного процесса любого белорусского вуза. Но он требует ежедневного внимания и скрупулезности. В то же время университет — это творческая среда, учеба в которой предусматривает высокий уровень личной ответственности, мотивацию к постоянному развитию и участие в жизни общества. Мы постоянно работаем над тем, чтобы эти качества формировались на студенческой скамье, потому что они являются залогом успеха будущего специалиста.

После дискуссии состоялся обмен опытом успешных практик реализации отдельных проектов и подходов в рамках молодежной политики.

— Наша задача — найти, с одной стороны, уникальные, а с другой — индивидуализированные подходы к каждому студенту. Для этого есть все необходимые механизмы: преподаватели и кураторы, идеологическая вертикаль. Уверен, мы в состоянии достучаться до каждого студента и понять его проблемы, чаяния, устремления и приоритеты, а затем всех вовлечь в студенческую жизнь в разных ее проявлениях, и это не только учеба, не только занятия, но и проекты, акции, наука, стартапы и многое другое, — заверил ректор БрГТУ Сергей Касперович.

 Двустороннее движение

Вторая секция семинара НШР касалась качества образования, от которого зависит экономическое развитие страны. В связи с этим высшей школе необходимо своевременно решать задачи по обеспечению потребностей реального сектора экономики в высококвалифицированных кадрах в условиях технологического развития промышленного сектора.

Заместитель министра промышленности Денис Бакей поделился наблюдением: все еще довольно часто молодой специалист приходит на производство, и оказывается, технологии уже шагнули далеко вперед от того, чему его обучали. Но вместе с тем именно специалисты с высшим образованием сегодня очень востребованы в промышленности.

— Мы считаем, что даже оператор на производстве должен иметь университетский диплом, — отметил Д.Бакей. — Но вузам надо поработать над количеством выпускаемых инженеров, потому что потребность Минпрома гораздо выше, чем она восполняется ими. К тому же нашими министерствами уже создано почти 40 совместных кафедр, лабораторий, мы регулярно передаем технику в вузы для изучения. Однако мы живем в век глобальной модернизации, и предприятия промышленности не стоят на месте. Например, запущен новый автобусный завод МАЗа, где выстроена полностью новая технологическая цепочка. На очереди модернизация МТЗ, потому что все технологии, которые там есть, на самом деле уже устарели. И тут наша совместная задача с УВО — подобрать необходимое оборудование и подготовить инженеров и ППС к новым вызовам нашего времени.

Д.Бакей подчеркнул, что Минпром готов оказывать содействие в подготовке кадров с высшим образованием, которые обязаны обладать практическими навыками. Получить их они должны и от преподавателей вуза, которые в свою очередь могут обновить их, участвуя в инновационных проектах промышленных предприятий.

— Например, сейчас у нас более 20 совместных инновационных проектов с Россией. К тому же стоит задача к 2029 году изготовить 2 тысячи производственных роботов, которые надо уметь программировать и работать на них. Поэтому сейчас главная задача — получить серьезных специалистов, способных это делать, — добавил Денис Владимирович.

Ректор БГУ Андрей Король поддержал мысль о том, что выпускники вузов должны быть не только квалифицированными специалистами, но и учеными, и ведущими преподавателями высшей школы:

— Система образования сделала достаточно много шагов к тому, чтобы на первое рабочее место приходил уже подготовленный профессионал. В том числе мы привлекли высококвалифицированных специалистов для чтения лекций и проведения практических занятий. Хотя, конечно, проблемы еще есть. Если, допустим, занятия проводятся на базе какого-то завода, где создан филиал кафедры, то там должно быть производственное обучение, а не аналогичное тому, что мы даем в вузе. В ином случае это будет лишь формальность.

Сегодня вузам необходимо формировать такие компетенции у студентов, которые будут востребованы на рынке труда через 5—10 и более лет. Но при этом, несмотря на бурное шествие на просторах мировой экономики искусственного интеллекта, во главе угла остается фундаментальность высшего образования.

Даже в современных реалиях важны фундаментальные компетенции у студентов, которые позволяют обучаться на протяжении всей жизни и успешно осваивать различные инструменты, в том числе и ИИ, — добавил Сергей Касперович.

Он обратил внимание, что во время ректорского интенсива прозвучала определенная критика со стороны заказчиков кадров:

— Однако им тоже стоит понимать, что вузы не готовят специалиста под конкретное рабочее место. Мы готовим специалиста под целую сферу профессиональной деятельности и совокупность профессий. Поэтому если специалист приходит на рабочее место, где для старта нужен дополнительный набор прикладных компетенций, то эти вопросы можно решать, например, через целевую подготовку, производственные практики, вовлеченность представителей конкретных предприятий в образовательный процесс и формирование тематик курсовых и дипломных работ. Мы обсудили эти вопросы с руководителями отраслей и пришли к выводу, что должны действовать сообща. Потому что подготовка кадров — это дорога с двухсторонним движением в части взаимодействия заказчиков кадров и университетов, и лишь при таком консенсусе мы сможем обеспечить их качество.

Де-факто и де-юре

Какими специалистами станут выпускники вузов, во многом зависит от преподавателей, подготовка которых начинается с магистратуры. Однако быть или не быть ей, и если быть, то какой? Этим вопросам также было уделено много вниманиям ректорским сообществом.

Например, в ГрГУ имени Янки Купалы в этом году в университеты распределили 24 магистра, в систему образования — около 50 и в другие отрасли — почти 60.

— Магистратура доказала свою жизнеспособность. Ведь запрос на нее есть, причем не только среди образовательных, но и среди экономических организаций. Например, в банковской сфере считают, что, допустим, начальник отдела обязательно должен иметь степень магистра, — рассказала ректор вуза Ирина Китурко. — Мы ведь в магистратуру берем не всех, у нас конкурс 1,7 человека на место. К тому же наши магистранты имеют определенных заказчиков.

А еще Ирина Федоровна убеждена, что магистратура сегодня — это и вектор развития экспортного потенциала Беларуси:

— Более 50% магистров в УВО Министерства образования, обучающихся в нашей стране, — иностранцы. Это говорит о том, что качество нашей магистратуры востребовано и за рубежом. Однако порой мы видим, что заказчики кадров не всегда понимают, где у них может работать магистр. Хотя некоторые предприятия, например, “Интеграл”, уже четко поняли разницу между выпускниками специалитета и магистратуры. Мы можем смело утверждать, что магистр — это талантливый, креативный человек, готовый не просто исполнять рядовую задачу, а работать в инновационной сфере, трудиться на развитие предприятия.

Ректор Купаловского университета подчеркнула, что магистры востребованы в различных сферах. В белорусских вузах есть даже отдельные специальности, которые сразу готовят выпускников со степенью магистра, например, для медицины, энергетики, архитектуры.

— Однако на сегодняшний день магистратура у нас есть де-факто, но ее нет де-юре, потому что она не прописана в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Наша сегодняшняя задача вместе с реальным сектором экономики и Минтруда — найти место магистра в этом справочнике. Ведь магистратура — это не доучивание по одной и той же профессии, а получение более углубленных знаний с творческой составляющей и приобретением управленческих навыков, что становится большим плюсом для развития экономики, — добавила И.Ф.Китурко.

Ректор БрГТУ Сергей Касперович убежден, что, несмотря ни на что, магистратура будет и дальше совершенствоваться.

 Инновационное развитие

В третьей секции ректорский корпус обсудил университет как субъект инновационной инфраструктуры. Руководители вузов проговорили способы и пути укрепления материально-технической базы высшей школы, что позволит повышать качество подготовки специалистов и наращивать экспорт образовательных услуг, развивать научно-производственные кластеры на базе ведущих вузов и высокотехнологичных предприятий с использованием центров компетенций, совместных лабораторий и студенческих научно-технических объединений, бизнес-инкубаторов и стартап-проектов, а также внедрять в производство и коммерциализировать результаты научных исследований.

— Университет сегодня — это не просто образовательный центр, а субъект инновационной инфраструктуры страны. Поэтому развитие науки, инноваций в УВО — это не только традиционный способ подготовки кадров высшей научной квалификации (кандидатов и докторов наук), но и реализация молодежных стартап-проектов, над которыми мы сегодня очень активно работаем в партнерстве как с реальным сектором экономики, так и с ПВТ. Мы полагаем, что это должно стать массовым и обыденным явлением, чтобы каждый молодой человек еще со студенческой скамьи понимал: если у него есть инновационная идея, то он может реализовать ее, создать свое предприятие или бизнес и таким образом состояться как профессионал, — убежден министр образования.

По итогам первой сессии Национальной школы ректоров будет принята резолюция, в которой отразят стратегические подходы к развитию высшей отечественной школы.

Наши спикеры из числа отраслевых министров откровенно рассказали, чего они ожидают от молодого специалиста, каким хотят видеть его, когда он придет на первое рабочее место, чтобы не было необходимости доучивать его. Нам сегодня не хватает таких откровенных разговоров и где-то сверки часов в формате не только внутривузовского сообщества, но и с привлечением практиков — руководителей госорганов и представителей общественности. Поэтому полагаем, что такой формат может стать традиционным и ежегодным, — подытожил Андрей Иванец.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА