Непослушный ребенок: кто виноват и что делать?

- 15:20Газета "Домой!", Новости

По мнению специалистов, непослушный ребенок входит в категорию повышенного риска возникновения возможного антисоциального поведения, поэтому нуждается в особом внимании и помощи со стороны взрослых, но ни в коем случае не в критике и наказаниях. Прежде чем предпринимать какие-либо действия по коррекции плохого поведения, следует разобраться, что именно послужило причиной его появления.

Среди разнообразных причин непослушания наиболее распространенными являются: возрастные кризисы (критические периоды) в жизни детей; недостаток родительского внимания; отсутствие необходимой любви и привязанности между родителями и ребенком; непоследовательность и несогласованность воспитания, отсутствие каких-либо правил и границ; разлад в семье или развод родителей; копирование поведения других людей с нежелательными паттернами поведения; трудности с адаптацией и др. Если взрослые не придают значения этим изменениям, отказываются вникать в ситуацию, может возникнуть риск того, что проблема приобретет новую форму: либо семья подстроится под ребенка, либо ребенок просто научится жить с таким характером, подстраивая его под внешние обстоятельства.

Организация детского поведения должна сочетать в себе контроль с предоставлением разумной самостоятельности. При этом любой прием должен побуждать ребенка к сознательному послушанию, не вызывая внутреннего сопротивления требованиям взрослых. Только тогда цель будет достигнута.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут содействовать развитию у ребенка навыков контроля поведения.

Самая главная рекомендация быть образцом для подражания. Ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал по жизни. 

С учетом возрастных особенностей ребенка поручайте ему выполнять некоторые дела по дому (готовить простые блюда, убирать, совершать покупки, пылесосить, ухаживать за младшими). Даже мелкие дела, но сделанные ребенком, дают ему ощущение самостоятельности, уверенности в своих силах.

Если ребенок отказывается делать так, как его просили, или бросается в истерику, дайте ему время остыть. Дети, которые капризничают, кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают пар в виде истерики. Дисциплинировать их в это время или заставлять делать что-то правильно не даст желаемого эффекта. Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

Учите детей выражать эмоции словами. Для того чтобы ребенок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через Я: “я огорчен, “мне было неприятнои т.д. Так ребенок не будет винить другого человека, а будет выражать свое отношение к произошедшему. Можно создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.

Используйте естественные последствия, чтобы помочь ребенку учиться на своих ошибках. Например, отказывается ложиться спать вовремя — позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет раздражительным и сонным, объясните, что это, потому что предыдущей ночью он не лег спать вовремя.

Когда ребенок пытается выразить независимость с помощью нежелательных для взрослого действий, не следует прибегать к категоричности и настаивать только на чем-то одном, придумайте альтернативные варианты и дайте ребенку право выбора, объяснив последствия каждого варианта. Такой совместный анализ поможет ребенку сделать правильный выбор.

Умение правильно обсудить с ребенком возникшую проблему — еще один важный момент педагогического искусства. Дети с готовностью расскажут, о чем они думают, если знают, что их тут же не осадят и не будут опровергать их мнение.

Большое значение имеет и то, каким тоном сообщается просьба или требование. Прежде чем занять позицию нападающего, следует попытаться найти причины проявляемого непослушания и устранить их, но ни в коем случае не подавлять волевые усилия формирующейся личности, хотя, возможно, и ложно утверждаемые. Нельзя прибегать к угрозам и тем более к физическим мерам воздействия.

Можно использовать специальные психологические техники, которые помогут вывести разговор в спокойное русло, научить ребенка анализировать собственные поступки. Среди них:

“активное слушание. Дать возможность ребенку высказаться по проблемной ситуации, не задавая наводящих вопросов. Это способствует проявлению родительской заинтересованности и получению новой информации;

“я-высказывание. Одной фразой сформулировать свое отношение к произошедшему: Меня расстраивает твое безразличное отношение к учебе, Мне жаль, что ты так и не выполнил мою просьбу и т.д.;

пауза. С помощью мимики демонстрируются огорчение, недовольство от сложившейся ситуации;

решение проблемы. Необходимо задать вопрос: Что будем делать?. Ребенок сам должен проговорить выход из ситуации.

Важным условием воспитания у детей послушания является согласованность и последовательность в требованиях. В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями, поэтому недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой — как добрый защитник. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту помолчать, а потом, без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

Не менее важна последовательность и в соблюдении правил. Целесообразно создать Cемейный кодекс правил. Формулирование правил это возможность для всех членов семьи, в том числе и для детей, научиться обозначать свои границы, сообщать близким о своих потребностях, тем самым заботиться и о себе, и о семейном климате. Для этого предложите всем членам семьи записать правила, которые, по их мнению, на текущий момент действуют в семье. Они могут касаться разных сфер жизни: распределение домашних обязанностей; общение между членами семьи; соблюдение режима дня; использование электронных гаджетов и т.д. Чтобы правила выполнялись, внедрять их в жизнь семьи нужно поэтапно. Хорошо, если установленные правила будут распространяться на всех домочадцев.

В воспитании послушного поведения необходим также учет индивидуальных особенностей детей. Каждый человек от природы наделен своими особенностями нервной системы, и если их не учитывать в воспитании, то в ответ на неправильный подход у детей могут возникнуть негативные реакции. Попытка взрослых сломить ребенка силовыми методами, как правило, не приводит к цели. В таком случае ребенок либо оказывается победителем в этой борьбе, либо, сломленный и подавленный, глубоко переживает поражение. В конечном итоге, до конца не понимая, в чём он не прав и почему от него что-то требуют, он становится озлобленным по отношению ко взрослым. Поэтому, прежде чем переходить к радикальным мерам воздействия, лучше ситуацию сначала проанализировать.

Вопросы, которые стоит задать себе.

Какова общая атмосфера в семье? Хорошо это или плохо?

Какие элементы поведения ребенка неприемлемы, а на какие можно не обращать внимания?

Что конкретно в поведении ребенка вас расстраивает, раздражает?

Ведет ли ребенок себя более приемлемо, когда оказывается с другими взрослыми? Если это так, что они делают по-другому?

Какие рычаги вы могли бы использовать для управления ребенком, помимо тех, что применяете и которые, судя по всему, неэффективны?

Какой план действий, отличный от того, что у вас есть, вы могли бы придумать, чтобы исправить ситуацию?

Ни в коем случае не должны иметь места упрашивания и уговоры, заканчивающиеся необоснованными уступками со стороны взрослых. Данное утверждение полезно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать с ними конфликтов. В результате они начинают идти на поводу у ребенка.

Когда ребенок пытается манипулировать родителями, нужно научиться останавливать его. Если родители не научатся стоять на своем, прекратить манипуляцию потом будет сложно. Не стоит поддаваться на провокацию маленького ребенка можно отвлечь, а со старшим договориться, приняв его чувства.

Использование нижеприведенных правил поможет выстроить конструктивные отношения с ребенком и не идти у него не поводу.

  1. Уважение должно быть взаимным. Если вы требуете уважения от ребенка, уважайте и его желания. Это не значит, что вы должны их тут же выполнить, но проговорить сыну или дочери, что понимаете его, можно и нужно.
  2. Объясняйте, почему не можете выполнить желание ребенка и что все желания выполнить в принципе невозможно, так устроен мир. Ресурсы ограничены. Если вы купите ему игрушку, то денег на самое важное может не хватить.
  3. Учите принимать отказы и проживать негативные переживания. Объясните, что чувствовать разочарование и грустить из-за того, что не получаешь желаемого, совершенно нормально. Помогите ребенку прожить это состояние разрешите поплакать и погоревать. Со временем отказы не будут восприниматься как трагедия.
  4. Предложите подождать. Если ребенок говорит, что никогда ничего не будет просить, если вы выполните его просьбу, предложите подождать несколько дней. Если желание сохранится, постарайтесь исполнить его или предложить альтернативу.
  5. Иногда уступайте. Не следует превращать это в привычку, но иногда можно выполнить небольшие просьбы, например, задержаться на площадке чуть дольше или купить маленький подарочек.

Готового рецепта воспитания детей нет. Разные дети, разные ситуации, разные обстоятельства требуют использования разных подходов. Тем не менее в воспитании у детей послушания специалисты рекомендуют использовать следующий алгоритм последовательных действий:

1) обратить внимание на себя и убедиться в наличии контакта;

2) обратить внимание на то, что у вас к ребенку есть просьба, и убедиться, что вас услышали;

3) изложить проблему, сформулировать требование (лучше в форме просьбы) и убедиться, что вашу просьбу поняли;

4) выслушать ответ и договориться до чего-то, что устроило бы обе стороны;

5) если нужно, решить вопрос с мотивацией;

6) договориться о контроле (чтобы узнать о выполнении просьбы);

7) подтолкнуть к выполнению и эмоционально подкормить теплом или личным отношением;

8) поддерживать постоянный фон — спокойствие, теплоту и требовательность (варьируется по ситуации).

И наконец, чтобы иметь возможность справляться с детским непослушанием, родителям необходимо чувствовать себя энергичными, активными, способными достигнуть успеха. Именно собственные психологические ресурсы помогут действовать наиболее продуктивно.

Анна ТКАЧУК,
педагог социальный
ГУО Брестский областной социально-педагогический центр
Фото pixabay.com носит иллюстративный характер