Николай Мочанский: «Характер, воля, любовь к родителям и Родине формируются прежде всего в семье»

- 12:23Персона

К осуществлению своей крылатой мечты он шел тринадцать с половиной лет, окончив для этого три военных училища и академию в Москве. Сегодня военный летчик-­испытатель 1-го класса, орденоносец, полковник запаса Николай Мочанский возглавляет Минский аэроклуб ДОСААФ, где учатся летать, прыгать с парашютом, получают уроки мужества и патриотизма юные минчане и гости столицы. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Здесь, на аэродроме в Липках под Минском, вскоре будет открыт музей раритетной авиационной техники (более 40 единиц), есть мемориальный комплекс в честь Героев — выпускников аэроклуба. Да и в учебном корпусе немало любопытных экспонатов, фотографий космонавтов и других известных личностей, со многими из которых мой собеседник давно и крепко дружит. 

Намоленное место

— Аэроклубу в следующем году исполняется 90 лет, история его создания очень интересна, и мы с удовольствием знакомим с ней детей и взрослых, приезжающих на экскурсии, — рассказывает Николай Петрович.

У нас учились летать и прыгать с парашютом 17 Героев Советского Союза и два Героя России, участвовавшие в трех войнах, другие замечательные летчики. Это, можно сказать, намоленное место, словно Богом предназначенное для воспитания подрастающего поколения.

Мы гордимся тем, что нам передали борт № 1, на котором летал во многие страны мира в период становления нашего государства, с 1995 по 2016 год, Президент Беларуси. 

У нас проходит немало торжественных мероприятий: посвящение в профессию, вручение дипломов. Практически ежемесячно, а порой и дважды в месяц, наведываются делегации — школьники, взрослые, офицеры, выпускники военных и гражданских училищ, Военной академии, представители зарубежных государств.

Каждое второе и третье воскресенье января мы проводим мандатную комиссию, набираем детей в авиационные секции начиная с 15 лет. Главный критерий отбора — здоровье. После того как отобрано нужное количество соискателей, направляем их на врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). Зрение должно быть стопроцентным, все основные показатели, необходимые для будущих парашютистов и летчиков, также проверяются тщательно и скрупулезно.

— Много желающих у вас заниматься?

— Бывает, что в летные секции претендует до 20 человек на место.

В парашютное звено мы набираем парней и девушек без ограничений, если нет проблем со здоровьем, а вот в вертолетное и самолетное — поменьше, учитывая сравнительно небольшое количество имеющейся у нас техники, выработку ее ресурса, сложности с восстановлением, ремонтом и закупкой. Вообще, меня очень радует, что дети к нам идут охотно. Кто-то из них потом поступает в летные училища, Военную академию, с кем-то, кому практические полеты и прыжки даются с трудом, к сожалению, приходится прощаться.

Но это неизбежно, поскольку высота — большой риск. Многие сами уходят, видят, что им тяжело. Зато для тех, кто увлекся, это замечательное времяпрепровождение: здоровый образ жизни, коллектив, общение, соревнования. Как говорится, деды, бабушки или родители отдыхают, когда их дети в аэроклубе. У нас запрещено пить и курить, и мы, даже если в городе увидим нарушителя этих правил, без колебаний отчисляем его.

Николай МОЧАНСКИЙ: Скажу с высоты прожитых лет: не нужно перекладывать воспитание своего ребенка на кого-то постороннего. Ты женился, создал семью, жена родила тебе детей — значит ты взял на себя ответственность и заботиться о них, и воспитывать. Формирование личности молодого человека процентов на 90, по моему глубокому убеждению, зависит от родителей. Основная задача учителя и преподавателя в институте — научить читать, писать, считать, обучить азам профессии. А вот характер, воля, любовь к родителям и Родине формируются прежде всего в семье.

— Сколько в штате летчиков-инструкторов?

— Пока 14 человек, но штат будет расширяться в связи с тем, что мы начали обучение будущих летчиков для Белорусской государственной академии гражданской авиации. Готовим сейчас и курсантов Военной академии Республики Беларусь, и спортсменов, выступающих на соревнованиях. В ближайшее время у нас начнут заниматься владельцы частных самолетов и вертолетов, то есть сфера деятельности аэроклуба расширяется. Тем более что он удобно расположен и имеет очень хорошую базу. И желающих здесь заниматься, повторюсь, хватает.

Лучшие люди в мире

— Николай Петрович, вы родились и жили в деревне, в семье, где было семеро детей. Как пришла мысль стать летчиком?

— Мой старший брат, служивший в ВВС, приехал на побывку, подарил мне свою фуражку и сказал: “Коля, летчики — самые лучшие люди в мире”. Эти слова запали в душу. Я начал читать книги про летчиков, смотреть посвященные им фильмы. Потом, в 9—10 классе, стал узнавать, где находятся летные училища, и выбрал город Ейск. Там готовили пилотов морской авиации. А они всегда считались асами.

— Чтобы не оплошать, в школе пришлось с удвоенным усердием изучать математику, физику?

— Я всегда очень прилежно сидел на занятиях и внимательно слушал. И в последующем, сколько бы и где ни учился, всегда старался вникать в то, что рассказывает преподаватель. Если имелись вопросы, задавал их, и поэтому дома мне не приходилось долго корпеть над учебниками. Внимательность, хорошая память, стремление быть с преподавателем, как говорится, на одной волне давали мне возможность не тратить лишнего времени на подготовку. И по сегодняшний день стараюсь предельно сосредоточенно слушать указания, которые мне дают руководители, и своим подчиненным тоже стараюсь ставить задачу конкретную и понятную для ее успешного выполнения.

— Но в Ейск попасть вам так и не довелось…

— Почти непреодолимая проблема обнаружилась во время прохождения летной комиссии в военкомате в Дрогичине — мой невысокий рост. До минимально требуемых 160 см не хватало двух сантиметров… И потом 13 лет 5 месяцев и 7 дней ушло на то, чтобы добиться права стать летчиком.

— Причем за это время вы окончили несколько учебных заведений.

— Сначала, чтобы стать, как говорится, ближе к небу, я поступил в Калининградское военное авиационно-техническое училище и с отличием его окончил. Затем, работая по специальности, заочно отучился в Курганском высшем военно-политическом авиационном училище и успешно сдал экстерном экзамены в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков. Несколько раз начальство отказывало мне в праве летать, но я не отступал от своей цели. В этом же аэроклубе, когда попал служить в Минск, даже занимался… подпольно.

— А почему подпольно?

— Потому что военным по приказу министра обороны было строго запрещено заниматься в аэроклубах. Причина — случай угона офицерами Советской Армии самолета-истребителя за рубеж. Боялись повторения истории, наделавшей большого шума. Я числился водителем тракторного завода и приступил здесь, в аэроклубе, к обучению на летчика.

А после этого окончил Сызранское высшее военное авиационное училище, экстерном сдал экзамены за 2 месяца. Теперь уже мне не разрешили летать из-за якобы отсутствия высшего военного образования, хотя это была чистейшая придирка. Тогда я поступил в Москве в академию имени Ленина, через четыре года ее окончил, и только тогда меня назначили на летную работу. А еще в Феодосии позже получил диплом об окончании школы летчиков-испытателей.

— Но в Афганистане вы поднимались в воздух все же на вертолете?

— Да, в течение двух командировок в Афганистан продолжительностью по месяцу я сдавал с завода 4 вертолета МИ-24. Их называли “шайтан-арба”, или “машина дьявола”. Мне командующий даже подарил бирку наподобие значка с такой надписью — она лежит у меня в кабинете. Машины были и впрямь классные, надежные, бронированные и оснащенные убойным оружием, пушками или пулеметами.

Не только романтика

— В свои без малого семьдесят вы до сих пор летаете и прекрасно выглядите. Ведете здоровый образ жизни, дружите со спортом?

— Никогда не курил, плюс плавание, ходьба, настольный теннис. Пинг-понг, как давно установили американцы, помогает сохранять и даже улучшать зрение, у меня на оба глаза — единица. Каждые полгода успешно прохожу медкомиссию. На сегодняшний день в моем активе 8400 часов налета и 365 прыжков с парашютом, и останавливаться на этом не собираюсь.

— Какой совет вы дали бы молодому человеку, мечтающему о небе?

— Стремиться к поставленной цели. Если у человека есть мечта, он должен пытаться ее осуществить. Свою судьбу мы делаем своими руками и головой.

Родителям желательно помогать детям с выбором будущей профессии. Вот у меня три сына, и я старался с детства им советовать, кем стать, спрашивая, конечно, чего хотелось бы им самим. То есть нужно ненавязчиво подсказывать достойную и благородную цель, учитывая склонности и возможности детей.

При этом я никогда не отпус­кал поводья, всегда держал ситуацию под контролем. Считаю, самый опасный возраст у парней примерно с 11 и до 14—15 лет, пока не начал прорезаться характер. И без поддержки родителей все благие пожелания — пустой звук, улица будет воспитывать. Если уж вы вместе решили, что он станет машинистом паровоза, значит, и литературу, и фильмы нужно соответствующие подбирать. Решили поступать в летное — значит, ребенок должен познать все особенности, остроту риска нашей непростой профессии, и чтобы папа с мамой тоже это понимали. Романтика, безбрежное голубое небо — это все хорошо, но профессия летчика прежде всего труд, пять раз помноженный на труд.

— А чем, коль уж зашла речь, занимаются ваши дети?

— Старший летает в “Белавиа”, средний увлекается спортом, веревочными городками и пейнтболом, младший учится на 3 курсе Белорусской академии гражданской авиации на летчика, выступает на соревнованиях по высшему пилотажу, в этом году в Могилеве занял 1-е и 2-е места по упражнениям.

Владимир ПИСАРЕВ
Фото из архива Н.Мочанского