Новые направления профориентации среди школьников предлагает РИВШ

- 10:06Компетентно, Школа управления

Основные образовательные подходы в деятельности кафедры молодежной политики и социокультурных коммуникаций РИВШ, новшества в подготовке специалистов по работе с молодежью, образовательный брендинг современного преподавателя — в интервью корреспондента “Настаўніцкай газеты” с заведующей кафедрой, кандидатом педагогических наук, доцентом Еленой Игнатович.

— Елена Стефановна, вы не первый год ведете подготовку специалистов по работе с молодежью, которая трудится на предприятиях и в организациях. Насколько вы в этом продвинулись?

В содержании подготовки таких специалистов мы постоянно развиваемся. Например, коллективом кафедры создано пособие, которое посвящено основам работы с молодежью. В издании изложены как методологические, так и конкретные методические подходы, которые необходимы в этой работе. Первая часть пособия содержит нормативную правовую базу, на основе которой должна строиться работа с учетом современных посылов и требований. Вторая часть — практическая, психолого-педагогическая, которая позволяет через матрицы, шаблоны создавать молодежные мероприятия или проекты для конкретного предприятия, организации с учетом их специфики. По QR-кодам можно перейти в методическую копилку с разнообразными алгоритмами, начиная от организации проф­ориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования и заканчивая проведением мероприятий с работающей молодежью.

Таким образом, пособие содержит адаптированный психолого-педагогический инструментарий, который может быть использован специалистами без педагогического образования. Это практическое руководство создано в помощь специалистам, которые занимаются работой с молодежью, для решения целого комплекса вопросов: закрепление молодых специалистов, повышение их мотивации, проведение мероприятий для молодой семьи, налаживание коммуникации с советами работающей молодежи, увеличение доли молодых работников в трудовых коллективах. В поиске решения последней задачи мы с коллегами сошлись во мнении о необходимости усиления диалога работодателей с общим средним образованием в повышении эффективности профориентационной работы с нашими учащимися в школах. Нужно начинать беседу о профессиональном выборе с более раннего возраста, а не в выпускных классах, а ребятам знакомиться с потенциальным работодателем не в учреждениях профессионального образования, а в школе.

— Давайте остановимся на профориентации школьников более подробно.

Предприятия и организации должны быть заинтересованы в налаживании сотрудничества в этом направлении с учреждениями общего среднего образования, уже среди школьников искать своего потенциального работника, мотивированного, заинтересованного, подготовленного к осознанному профессиональному выбору и готового “бесшовно” приходить в систему профессиональной подготовки кадров. В пособии мы соз­дали шаблоны совместных мероприятий школ и предприятий, где каждая встреча заканчивается обратной связью с молодежью, в том числе через онлайн-инструменты. Выстраивать профориентационную работу нужно на основе наиболее эффективных форм, направленных на повышение привлекательности предприятия как потенциального работодателя для будущих специалистов. Это могут быть офлайн-встречи, лекции, экскурсии на производство, ярмарки профессий, дни предприятий, беседы учащихся и их родителей с представителями производственной и социальной сферы, мастер-классы, а также виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации для классных часов и внеурочной деятельности, видеообращения руководства организации.

При знакомстве учащихся с предприятиями необходимо фокусировать их внимание на усло­виях труда и производстве: какие профессии представлены на предприятии, для какой отрасли оно работает, какие социально-­экономические условия созданы для рабочих, как они адаптируются в коллективе, чем оснащено производство, какой вклад предприятия в развитие поселка, города, страны в целом. Также в профориентационной работе очень важен контакт с родителями, проведение по этой теме родительских собраний. При родительской поддержке ребенку будет легче проложить свой профессиональный путь, будет выше его профессиональная осознанность, заинтересованность, мотивация в обучении. Ведь образование — это не самоцель, это мост в профессию и путь к самореализации. Такая идея красной нитью проходит и через наше пособие.

— Что актуально сегодня для педагогического сообщества и непосредственно для молодежи?

Прежде всего это цифровое пространство и все, что с ним связано. Каждое повышение квалификации завершается у нас анонимным анкетированием, цель которого — оценить удовлетворенность слушателей результатами обучения и выявить потребности и затруднения, с которыми коллеги сталкиваются в работе для формирования тем новых курсов. Так, мы знаем о запросе коллег на развитие навыков работы с цифровыми технологиями. Вместе с тем педагогическое сообщество озадачено теми вызовами, которые эти технологии принесли, например, как сознание молодых людей справляется с тем цифровым объемом, в котором сегодня молодежь живет, как обучать безопасному цифровому поведению, как цифровое поколение сегодня усваивает и воспроизводит информацию, проще говоря, как обучать и воспитывать в период стремительного развития искусственного интеллекта и цифровых алгоритмов.

Для ответов на эти вопросы мы разработали программу “Цифровая коммуникация и медиаинструменты в реализации молодежной политики”. Ключевая идея — в гармонизации двух пространств: цифрового и реального. С одной стороны, никто не заменит живого общения и контакта глаза в глаза, поскольку педагог — это человек, который делится не только информацией, знаниями со своими воспитанниками, но и своей энергией, вкладывает душу. С другой стороны, мы не можем игнорировать цифровую среду, в которую все мы погружены. Анализируя состояние дел в этом направлении, мы сделали подборку цифровых инструментов, которую можно использовать в работе с молодежью. Наша цифровая методическая копилка вызвала интерес у российских коллег, и сегодня мы работаем над совместной образовательной программой по этому направлению.

— Как складывается образовательный брендинг современного преподавателя?

На этот вопрос сложно ответить кратко, поскольку повышение квалификации “Образовательный брендинг современного преподавателя высшей школы” у нас занимает 72 академических часа. Ключевая идея этой программы в том, что любой наш преподаватель должен и может быть брендом, личностным и профессиональным. Выстраивая свой личностно-профессиональный бренд, преподаватель работает на повышение имиджа своего учреждения образования и национальной системы образования в целом. Профессиональный бренд преподавателя позволяет повышать социальную привлекательность педагогической профессии, рисует узнаваемый социальный портрет, вызывает уважение. Чем выше презентабельность профессионала, тем выше рейтинг узнаваемости учреждения образования и доверия этому учреждению. С помощью цифровых технологий обучаем коллег создавать свой бренд, научный и педагогический. В первую очередь это формирование цифровой репутации и представленности, так называемый цифровой след, который сегодня необходим. Положительный цифровой след несет соответствующую социальную нагрузку и тем самым формирует благоприятный имидж профессии педагога и ученого. Если не становиться автором собственного цифрового бренда, есть риск, что его может создать кто-то другой. В этом случае повышаются уже репутационные риски. Наши слушатели создают не только свой бренд, но и бренд учебной дисциплины, которую преподают, а также развивают бренд учреждения высшего образования, в котором работают.

— В этом году вы празднуете 20-летие своей кафедры. Что в перспективе?

Этот юбилей, по сути, является определенным рубежом для подведения итогов работы за время существования кафедры, а также поводом для определения перспективных направлений развития. В первую очередь хочется сказать о тех, кто стоял у истоков создания нашей кафедры, но, к сожалению, уже ушел из жизни. Среди родоначальников кафедры доктор философских наук профессор Валерий Владимирович Позняков. Сегодня его воспитанники — лучшие педагоги кафед­ры — способствуют реализации молодежной политики в нашей стране, разрабатывают новые механизмы, совершенствуют сущест­­вующие формы и методы, чтобы работа в этом направлении становилась более качественной. Если говорить про перспективы, в следующем году мы планируем разработку новой образовательной программы, направленной на повышение эффективности коммуникаций между всеми субъектами образовательного процесса. Кроме того, будем развивать темы, которые касаются профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, развития образовательного потенциала цифрового пространства, разработки методик проведения учебных занятий для иностранных студентов.

Справочно

Республиканский институт высшей школы был одним из организаторов Республиканского форума работающей молодежи. В числе организаторов также Респуб­ликанский совет работающей молодежи при Министерстве образования, Республиканский молодежный центр РИВШ и Брестский горисполком, так как местом встречи стал город Брест. Это уже второй форум, который собирает молодых людей, занятых проведением молодежной политики в коллективах предприятий и организаций. На этот раз были приглашены свыше 80 представителей трудовых коллективов, которые работают с молодежью. На форуме обсуждали вопросы реализации молодежной политики в регионах и на республиканском уровне, представляли накопленный опыт работы. В поле особого внимания были вопросы повышения имиджа рабочих профессий, профессиональной адаптации и роста молодых специалистов. На обсуждение были отдельно вынесены работа с молодежью в социальных сетях и осуществление проектной деятельности. На площадках двух университетов Бреста прошли образовательные семинары, интеллектуальные турниры, мастер-классы. Прошел семинар по организации работы с молодежью в трудовых коллективах с участием заместителя министра образования Екатерины Петруцкой.

Алла КЛЮЙКО
Фото Олега ИГНАТОВИЧА