В каждой сфере жизнедеятельности общества, например, в экономике, есть свои показатели, которые отражают качество производимого продукта. Но качество — это не только экономика и производство. Об этом постоянно напоминает наш Президент. Что же является результатом педагогического труда? По каким показателям можно судить, что мы качественно работаем? Количество победителей олимпиад и различных конкурсов? Медалистов?
Да, это в определенной степени свидетельствует о качестве образования. Такие достижения очень важны для учащихся и не менее значимы для учителей, которые их подготовили. Такие победы, без сомнения, необходимы стране. Как и в любой сфере общества, в образовании невозможно отказаться от количественных показателей, позволяющих характеризовать качество нашей работы. И если раньше школьное образование можно было упрекнуть в том, что педагоги не всегда справедливы в оценке знаний учащихся, то сегодня у нас есть инструмент, с помощью которого можно объективно измерить уровень обученности выпускников школ, — централизованный экзамен. Мы убедились в правильности нового подхода к итоговой аттестации в прошлом учебном году.
Тем не менее в нашей сфере далеко не все аспекты результата труда можно измерить количественными показателями. И здесь уместно привести высказывание нашего Президента о том, что качество — это о человеке. О человеке, у которого в школе сформирована потребность, готовность и способность применять полученные знания за пределами учебных занятий и учебных программ на пользу себе и страны, в которой он вырос и получил образование. Значит, важная задача школьного образования — помочь молодому человеку не просто адаптироваться в постоянно и динамично меняющемся социуме, а активно действовать в нем, найти свою нишу для самореализации. Речь идет о социальном качестве образования. Наш великий соотечественник, к педагогическому наследию которого мы постоянно обращаемся и сегодня, Л.С.Выготский сотню лет назад определил понятие “социальная ситуация развития” как некую систему отношений ребенка и социальной среды, влияющую на содержание и направление процесса его развития.
Применительно к сегодняшнему дню в условиях неконтролируемых информационных потоков, когда в мире вспыхивают конфликты, появляются новые проблемы, от которых мы не можем, да и не должны ограждать молодое поколение, мы обязаны формировать у его представителей способность справляться с различными жизненными трудностями, эффективно действовать в широком поле разных контекстов и делать это нравственно, то есть социально востребованным образом.
Фото из архива редакции носит иллюстративный характер
Неслучайно воспитательная составляющая в школах сегодня вышла на передний план. Но это не означает, что мы упускаем учебный аспект. Выполняя социальный заказ, учреждения образования открывают классы профессиональной направленности. Сегодня наша работа нацелена на формирование у школьников мотивации разрабатывать свою дорожную карту приобретения профессии, а не просто концентрировать внимание на изучении отдельных предметов на повышенном уровне. Стране нужны инженеры, аграрии, педагоги, и наше образование сразу реагирует на запрос общества и его экономики. А конкурсам, в том числе и интеллектуальным, мы придаем характер социально значимых событий. Такой подход предполагает формирование у учащегося осознание того, что все его успехи в конкурсном движении — это не только его личное достижение. Это результат труда педагогов, целых коллективов и тех условий, которые созданы в районе, городе, стране. Формировать чувство причастности каждого учащегося к делам коллектива школы, развивать культуру его рефлексивного отношения к собственным и национальным ценностям — это сегодня одна из важнейших задач школьного образования. Патриотизм, уважение к исторической памяти и современным достижениям страны, желание трудиться не только с пользой для себя, но и для коллектива измерить количественно невозможно, но на то мы и педагоги, чтобы эти качества заметить и отметить.
Как мы видим, цель образования — формирование личности, обладающей определенным набором знаний, нравственно-гражданских качеств, интеллектуальных и творческих умений, характеризующих способность и готовность самостоятельно решать задачи с позиции не только личностной, но и социальной значимости результата, строить отношения со своим окружением с опорой на национальные традиции. И достижение этой цели станет вкладом образования в экономическую безопасность страны.