Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2020 год и задачах на 2021 год

Из доклада министра образования Республики Беларусь Игоря Васильевича Карпенко

Уважаемый Игорь Викторович, уважаемые коллеги!

В современном мире образование — основ­ное условие устойчивого развития государства, и как показали события последнего времени — гарант социальной стабильности общества.

Три года назад мы провели республиканский педсовет, на котором выработали Концептуальные подходы к развитию си­стемы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

2020 год уже закончился. Поэтому необходимо дать оценку тому, что произошло в системе образования за прошедший период, уточнить ориентиры на следующую пятилетку.

Давайте признаем, что, несмотря на звучащую иногда критику в адрес национальной системы образования, она работает стабильно и хорошего в ней сделано немало. Можно с уверенностью говорить, что задачи республиканского педсовета, запланированные до 2020 года, выполнены.

Направления дальнейшего развития отрасли обозначены главой государства на недавно прошедшем Всебелорусском народном собрании. Они заложены и в новой редакции Кодекса об образовании, который уже находится в Палате представителей на рассмотрении к первому чтению.

Завершается также разработка проекта Концепции развития системы образования до 2030 года. Этот документ будет размещен для обсуждения на официальном сайте министерства, а в последующем вынесен на рассмотрение Республиканского педагогического совета, который планируется провести в августе этого года.

Отмечу главное — основные принципы в системе образования сохранены и будут оставаться неизменными: государственно-общественный характер управления, социальная справедливость, равный доступ к образованию, повышение его качества. А основной целью в соответствии с Программой социально-экономического развития на пятилетку определено развитие человеческого потенциала.

Сегодня в стране каждый может реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе. И это не просто слова. Каждый третий наш житель учится! Не всякая страна может себе это позволить.

Беларусь по праву считают государством, где реализуется важнейший принцип — “образование через всю жизнь”, от детского сада до преклонного возраста.

Согласно докладу ПРООН о человеческом развитии по показателям в сфере образования Беларусь находится в группе 30 наи­более развитых стран мира.

Впечатляющие результаты получены по итогам участия в программе PISA-2018. Беларуси присвоен рейтинг в Индексе человеческого капитала Всемирного банка: 36-е место среди 174 стран. Индекс составил 0,7. Это выше среднего показателя для региона Европы, Центральной Азии и стран с уровнем дохода выше среднего. Для сравнения: такой же индекс у США.

О престижности и качестве образования свидетельствует рост экспорта образовательных услуг. У нас обучаются около 27 тысяч иностранных граждан из 109 стран.

Перечень можно продолжать. Вместе с тем задач, стоящих перед системой образования и требующих решения, еще достаточно много. Они затрагивают все составляющие, уровни и ступени образования.

Важнейшим направлением в системе образования остается воспитательная работа. Всебелорусское народное собрание еще раз подтвердило, что навязывание либерально-рыночных отношений в образовании, отнесение его исключительно к сфере услуг, предложение свести образовательный процесс только к обучению, являются неприемлемыми.

Система образования — не бизнес-среда, а институт социализации молодежи, обеспечивающий как обучение, так и воспитание личности, формирующий ее мировоззрение и широкую эрудицию.

В стране уже сложилась система воспитания учащихся, которая реализуется в рамках образовательного процесса и является его важной составляющей. Каждый школьный предмет, каждая вузовская дисциплина оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения детей и молодежи, а наиболее сильное — социально-гуманитарные дисциплины.

Эффективность решения воспитательных задач зависит прежде всего от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности и духовности, гражданственности и патриотизма, и, конечно, от профессионализма самого педагога.

Этому способствует и комплекс мер по вовлечению молодежи в социально значимую общественную деятельность.

В прошлом году особо значимым и масштабным стало проведение в учреждениях образования мероприятий, объединенных темой Великой Победы. Проведены республиканская акция “Беларусь помнит”, объединившая более 450 тысяч обучающихся, и республиканская героико-патриотическая акция “Великой Победе — 75!”, в которой участвовал практически каждый школьник и студент.

Проводились звездные походы по местам боевой славы, встречи с участниками войны и труда, воинами-интернационалистами, экскурсии в музеи, вахты памяти. Организован уход за мемориальными комплексами и воинскими захоронениями, оказывалась шефская помощь ветеранам и другое.

Под общим лозунгом “За Беларусь” проведен ряд общественно-патриотических мероприятий.

Молодежь принимала активное участие в выработке гражданских инициатив, направленных на поддержку и укрепление белорусского государства. В соответствии с региональными планами в областях работали молодежные тематические площадки с презентацией спортивных, культурных и иных инициатив молодежи.

Основной формой воспитательной работы всегда будет оставаться непосредственное личностное общение с молодыми людьми, личный пример старших поколений.

Информационно-разъяснительная работа, встречи руководителей республиканских и местных органов управления, депутатского корпуса, общественности, иде­ологического актива стали проводиться с детьми и молодежью на постоянной основе. Особой популярностью у старшеклассников пользуется проект “ШАГ” — “Школа активного гражданина” с приглашением представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. Цель проекта — формирование нравственно зрелой, политически грамотной, социально активной личности, готовой к принятию ответственных решений. 

С ноября 2020 года реализация проекта “ШАГ” началась в 5—7 классах на информационных часах. Ключевая идея проекта — освоение и реализация ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Только в ноябре — декабре 2020 года состоялось более 100 встреч с участием руководителей республиканских органов государственного управления. Такой формат общения позитивно воспринят в молодежной среде. Его нужно продолжать и в будущем.

К активным формам работы подключилась студенческая и работающая молодежь. По их инициативе были созданы дискуссионные площадки, клубы выпускников. В 2020 году на диалоговых площадках в регионах прошло широкое обсуждение вопросов совершенствования работы с молодежью, обсуждение Стратегии молодежной политики.

Новой формой организации воспитательной работы стал открытый дистанционный марафон проектов “Мы действуем!”. Для его реализации на Национальном образовательном портале открыта интернет-площадка для взаимодействия всех участников проекта “ШАГ”.

Проводится системная и целенаправленная деятельность по поддержке молодежных и детских общественных объединений, их активному вовлечению в разработку и реализацию государственной молодежной политики.

Сегодня государством созданы необходимые условия для самореализации и развития молодых людей. Но, как показала практика, требуются дополнительные “социальные лифты”, новые формы диалога власти и молодежи.

В этой связи в регионах активно развивается областное и городское молодежное парламентское движение. А в 2020 году был создан Молодежный парламент при Национальном собрании Республики Беларусь. Его работа направлена не только на координацию деятельности региональных детских и молодежных парламентов. Она создаст дополнительные возможности для вовлечения молодых граждан в общественно-политические процессы.

Также прорабатывается вопрос по расширению форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи и ее общественных формирований. Одной из таких форм станет система открытых конкурсов и выделение грантов на реализацию молодежных проектов.

Расширению форм участия молодежи в общественной жизни способствует работа и 17 Молодежных послов Целей устойчивого развития. Молодые послы в качестве лидеров определяют формат вовлечения молодых людей в социально значимую деятельность.

Особое внимание необходимо уделить ученическому и студенческому самоуправлению. Молодежь должна быть вовлечена во все процессы жизнедеятельности коллектива. Широкие возможности для самоуправления предоставляет временная трудовая занятость молодежи, студотрядовское и волонтерское движение.

Августовские события показали, насколько важно не допустить влияния деструктивных сил на неокрепшие молодые умы, уберечь от протестных призывов к дестабилизации в обществе, от участия в антигосударственных акциях.

Поэтому наряду с традиционными требуются новые подходы к воспитательной работе. Задача в том, чтобы объединить разрозненные инициативы в целостную систему, достичь единства всех социальных институтов (школы, семьи и общественности) в вопросах воспитания.

Для координации деятельности различных структур создается Республиканский молодежный центр, который будет обеспечивать работу с молодежью через поддержку деятельности студенческого самоуправления, молодежных общественных объединений при широком информационном сопровождении данной работы.

Для этих целей также обновлены и утверждены Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и молодежи на 2021—2025 годы, разработаны и находятся в правительстве Стратегия развития государ­ственной молодежной политики в Республике Беларусь на период до 2030 года, принята государственная пятилетняя программа “Образование и молодежная политика”. Начата работа над Государственной программой патриотического воспитания до 2025 года. В ней нужно отразить все основные моменты, касающиеся формирования патриотических ценностей в сознании молодых людей.

Органам управления образованием, руководителям учреждений образования необходимо обеспечить разработку программно-планирующей документации по дальнейшей реализации этих документов на местах.

Конечно, социальные и личностные компетенции учащихся и студентов формируются не бумагами, а прежде всего личным примером учителя, преподавателя, воспитателя. Их привычно считают основными носителями знаний, духовных и культурных идеалов. Но давайте признаем, сегодня в систему образования приходит совсем другое поколение педагогов. Нередко их самих приходится учить и идеалам, и ответственности за порученное дело. Обращаюсь к мудрым и опытным педагогам, которые есть в каждом учреждении образования: возьмите нашу молодую смену под особую опеку. Нужно возродить традиции наставничества в педагогических коллективах.

В этом году планируется создание Фонда молодежных инициатив — информационной сети в интернете, через которую молодежь будет получать информацию о проектах и мерах государственной поддержки. А в интернет-пространстве появятся позитивные образы из числа лидеров мнений и героев для молодежи.

С использованием интернет-ресурсов запланировано также создание единой информационной, интерактивной платформы по патриотическому воспитанию, на которой будут представлены нормативная база, методический материал, лучший опыт и лучшие практики работы.

Но педагог из социальной сети должен не только получать информацию. Он должен в ней работать. Если этого не будет, то найдутся другие, чье мнение для подростков и молодых людей окажется решающим.  В течение года открылось много деструктивных онлайн-площадок, в том числе для педагогической, родительской и молодежной ауди­тории, основной целью которых являлся раскол педагогического сообщества и втягивание его представителей в деструктивную деятельность. К сожалению, приходится констатировать, что педагоги сегодня недостаточно владеют опытом работы с соцсетями.

Требую от наших АПО, РИПО, РИВШ, областных институтов развития образования организовать обучение классных руководителей, кураторов групп, с последующим охватом учителей-предметников, в ходе которого показать на практике, на что обращать внимание при анализе страничек детей и молодежи, как организовать работу с классом или группой через виртуальные сообщества.

Соцсети перестанут быть стихийным и неуправляемым явлением только в том случае, если педагог будет принят и востребован подростками и молодежью в интернет-пространстве. Вообще к социальным сетям нужно относиться не как к альтернативе традиционной системы воспитания, а как к ее продолжению.

Обращаю внимание на этику поведения в сети. Некрасиво, когда в учреждении образования педагог почти святой: говорит литературным языком, рассказывает детям об успехах страны, учит доброму и прекрасному. А в сети ведет себя неподобающе.

Поручаю на местах активизировать работу информационных площадок, телеграмм-каналов и другие формы. Создать информационные пулы, куда во­шли бы лидеры общественных мнений, популярные блогеры, яркие представители педагогического сообщества. Именно они должны стать активными пользователями, модераторами онлайн- и офлайн-площадок.

Полагаю правильным поддержать инициативу молодежи об организации специального подразделения, задачами которого станут интегрирование телеграмм-каналов, продвижение интернет-ресурсов, таких как Молодежный поезд, “Настаўніцкая газета”, создание в них чатов с целью обратной связи и получения информации с мест, обсуждения насущных проблем системы образования и внесения конструктивных предложений.

При взаимодействии с молодежными объединениями, заинтересованными министерствами и ведомствами необходимо создавать и реальные базы для патриотических смен молодежи. Я говорю в первую очередь о Республиканском патриотическом центре в Брестской крепости, а также о центрах при кадетских училищах и лицеях.

Министерство образования, как и прежде, будет уделять серьезное внимание деятельности Республиканского студенческого совета, по инициативе которого ведется работа над Концепцией развития студенческого самоуправления. А для внедрения единых подходов планируется разработать соответствующие методические рекомендации.

Серьезной корректировке  будет подвержена деятельность социально-педагогической и психологической служб учреждений образования. Она должна быть организована на упреждение. Причем на основе диагностики и системного анализа проблем.

Особое внимание нужно уделить девиациям, таким как суицидальное поведение, наркозависимость, противоправная деятельность, буллинг.

С сентября 2020 года в учреждениях образования разного типа Сморгонского рай­она Гродненской области, Воложинского района Минской области и Партизанского района Минска реализуется экспериментальный проект по апробации модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования.

Проект предусматривает создание системы психологической поддержки всех участников образовательного процесса на основе укрепления психологической службы района. Общее руководство и ответственность за организацию такой службы возлагается на СПЦ, а в учреждениях общего среднего образования — на их руководителей. При этом осуществляется более тесное взаимодействие учреждений общего среднего образования и социально-педагогических центров района. Что особенно важно: педагог-психолог обслуживает несколько школ, становится независимым от руководства школы и предоставляет достоверную информацию об имеющихся проблемах, а не скрывает их по просьбе или приказанию директора. И самое главное — в СПЦ будут специалисты по кризисной психологии, специалисты, способные исправить серьезные девиации, те, с которыми сейчас школа не справляется. Для этого на базе Республиканского центра психологической помощи уже организовано соответствующее обучение педагогов-психологов.

Важнейшая задача — налаживание теснейшего сотрудничества с семьей на основе взаимного доверия. А для этого требуется активизация воспитательной деятельности семьи, оказание ей необходимой психолого-педагогической поддержки, придание семейному воспитанию целенаправленного, общественно значимого характера. Эту работу следует организовать по-новому в рамках реализации проекта “Родительский университет”, а также иных инициатив.

Конечно, новый импульс воспитанию детей и молодежи должно придать проведение в нашей стране 2021 года под знаком Года народного единства, мероприятия которого уже разработаны и утверждены.

С детьми и молодежью всем нам нужно работать постоянно!

О дошкольном образовании. На этом уровне обеспечена практически стопроцентная его доступность.

В целом по стране места в детских садах есть для каждого ребенка. В настоящее время решается задача обеспечения шаговой доступности.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, в отдельных населенных пунктах не снята напряженность. Более 6000 дошкольников нуждаются в определении в детские сады по месту жительства (в том числе в Минском районе Минской области — 4,9 тысячи детей, в Брестской области — 1,3 тысячи детей). Не выполняется норматив по обеспеченности детей местами в детских садах в Гомельском и Пинском районах. Эти вопросы должны быть на особом контроле местных органов власти.

Требует дальнейшей модернизации и обновления материально-техническая база. Так, менее половины детских садов (47,9 процента) оснащены системами видео­наблюдения, на все детские сады страны приходится всего 146 компьютерных классов и 245 интерактивных досок.

С учетом вышеизложенного в 2021 и последующих годах в сфере дошкольного образования акцент будет сделан на обеспечении наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги, обновлении материально-технической базы детских садов.

В этих целях необходимо:

нарастить дополнительные места, в том числе за счет строительства, реконструкции и модернизации дошкольных учреждений;

принять дополнительные меры по развитию различных форм организации дошкольного образования для детей раннего возраста. Для чего на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка будет создан центр современных методик дошкольного образования.

Продолжатся приобретение и поставка в детские сады компьютерной техники, мультибордов, иного оборудования, средств обучения.

В проекте Кодекса об образовании закреплена  возможность организации в учреждениях дошкольного образования кружков и иных форм работы для развития способностей детей в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Это обеспечит оказание образовательных услуг для дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

Деятельность системы общего среднего образования строится в соответствии с поручениями главы государства.

Завершается обновление учебных программ и учебных пособий. Полный переход на новые учебные программы, включая базовый и повышенный уровни изучения учебных предметов, произойдет в следующем учебном году. При этом должны быть приняты меры для дальнейшего сокращения нагрузки на учащихся без ущерба качеству знаний. Более активно необходимо задействовать межпредметные связи.

С этого учебного года в рамках экспериментального проекта в 34 учреждениях образования апробируются различные варианты совершенствования учебных планов и программ, введение интегрированных учебных курсов. В том числе в контексте подходов, реализуемых в международном исследовании PISА. В целом апробируемые технологии дают возможность учащимся сконцентрировать усилия на изучении профильных предметов, экономя силы и время на изучении непрофильных, выработать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика. При этом существенно сокращается количество одновременно изучаемых обязательных предметов, компактно представляются небольшие по объему учебные курсы. Считаю, что Национальному институту образования необходимо приступить к разработке интегрированных программ по учебным предметам, а также учебного плана, позволяющего их реализовать.

Создана серьезная база для профильного обучения. Однако создано большое количество классов экономической и гуманитарной направленности. Между тем существует потребность в классах физико-математической, химико-математической, химико-биологической, информатико-математической направленности.

Ставлю задачу: профильные классы должны формироваться не только исходя из пожеланий родителей и учащихся, а в первую очередь под специальности, востребованные реальным сектором экономики конкретного региона. Профильное обучение должно мотивировать учащихся на получение тех профессий, которые востребованы на рынке труда. Идя в профильный 10 класс, ученик уже должен знать свою образовательную траекторию после окончания средней школы. Для этого органы местной исполнительной власти должны создать оптимальную образовательную сеть в своих районах.

В стране сейчас работают классы педагогической, аграрной, спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности. Значительный шаг сделан в развитии допрофессиональной подготовки и профессионального обучения.

Для учащихся базовых 10—11 классов в рамках трудового обучения реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих. По завершении ее освоения предоставлена возможность сдать квалификационный экзамен.

Основная цель, для чего это организовано, — дать старшеклассникам возможность получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию из перечня, включающего уже более 100 наименований. Данный перечень будет обновляться с учетом реальных возможностей учреждения образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий в регионе.

Считаю, что в будущем квалификационный экзамен должен стать обязательным для всех учащихся базовых классов. Сейчас в этом направлении нужно проводить разъяснительную, профориентационную работу с учащимися и их родителями. И что важно, разработать программы, интегрированные с программами профессионально-технического и среднего специального обучения. Для того чтобы, получив в школе азы профессии, человек мог в более короткие сроки пройти обучение и получить диплом.

Требую оперативно пересмотреть все образовательные программы проф­подготовки рабочих (служащих) по тем профессиям, по которым осуществляется обучение в школе.

В контексте профильного обучения, открытия классов с повышенным уровнем изучения предметов не только в гимназиях, но и в средних школах, встает вопрос, какую роль в современной системе образования играют общеобразовательные лицеи? В чем сегодня их значимость и необходимость? Оправдано функционирование районных и областных лицеев, в которых есть общежитие и в которых могут продолжить обучение на третьей ступени ребята из малокомплектных сельских школ. Из школ, в которых нет квалифицированных кадров для открытия профильных классов, или из базовых школ.

Но какова роль остальных лицеев? Чем они отличаются от гимназий и средних школ с профильными классами?

Так, например, для минских учащихся действуют 2 лицея (в Ленинском и Московском районах), а также Лицей БНТУ. Ни в одном из них нет общежития, обучаются только столичные школьники, реализуются те же программы, что и в профильных классах школ и гимназий. Может именно поэтому и конкурс в них не такой уж и высокий. Думаю, соответствующему главку Министерства образования совместно с главными управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома пришло время разобраться в этом вопросе.

Требует большего внимания проф­ориентационная работа с учащимися 8—9 классов, так как она влияет на комплектование 10 базовых классов. Поступают обращения от родителей, жалующихся на то, что сориентировать учащихся на продолжение образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования школа не смогла или не сумела, но и в 10 класс брать этих детей тоже не хочет. Такие подходы на местах, конечно же, недопустимы. Но и работодатели не должны оставаться в стороне. В школу они должны идти не в выпускные классы, а в среднее звено, когда ученик еще не определился с выбором профессии. Показывать достоинства и преимущества будущей работы, для того чтобы ученик выбрал нужный работодателю профиль.

Как и намечали, планируется введение нового механизма проведения итоговой аттестации выпускников. Не буду говорить обо всех ее тонкостях, они все еще обсуждаются. Но основная суть изменений — в сокращении нагрузки на выпускников за счет совмещения выпускных и вступительных испытаний. Данные проведенного независимого исследования показали, что более 65% опрошенных родителей, учителей и самих учеников поддерживают такой подход.

Нами также было предложено выставлять в аттестат только ту отметку, которая будет получена по итогам сдачи Национального экзамена. То есть объективную, реальную, как говорят, “не натянутую”.

И тут встретили сопротивление. Причем в наибольшей степени от учителей: “Не хотим только за Национальный экзамен. Давайте среднюю, с учетом годовой отметки по предмету”.

А почему? Чтобы скрыть слабую подготовку ученика, а значит, и плохую работу самого учителя? А может, чтобы была возможность завышать отдельным ученикам баллы в аттестате, нивелируя липовой годовой отметкой объективный результат независимого экзамена?

Но так мы качество школьного образования никогда не улучшим. И не нужно прятаться за воспитательной и стимулирующей функцией оценки. Эти функции должны реализовываться в текущей аттестации, а не в итоговой.

С учетом необходимости апробации новой модели, внесения изменений в нормативные акты, проведения информационно-разъяснительной работы, методического обеспечения, подготовки самих учителей считаем наиболее оправданным реализовать новые подходы после их тщательной проработки, дав время на методическую адаптацию.

В целях повышения объективности оценки уровня знаний учащихся продолжится практика проведения республиканских контрольных работ. Принято решение об участии в 2022 году в следующем международном исследовании PISA. Используя результаты исследования, определен ряд задач, над которыми предстоит работать в перспективе. В первую очередь над совершенствованием содержания и научно-методического обеспечения образовательного процесса. Все это в комплексе послужит улучшению качества школьного образования.

Также предполагается совершенствование правил приема в вузы и колледжи с таким расчетом, чтобы оценивать не только баллы и цифры, но прежде всего человека, его индивидуальные качества и способности. При этом сохранятся принципы прозрачности и справедливости при проведении вступительных испытаний и зачислении.

Продолжена работа по укреплению материально-технической базы учреждений общего среднего образования. Школы оснащаются современной техникой, оборудованием, наглядными пособиями. Это требуется для того, чтобы создать в них информационно-образовательную среду, учитывающую особенности и потребности развития каждого учащегося, чтобы оживить урок в школе, помочь учителю сделать его не только информационным, но и интересным и разнообразным.

В следующей пятилетке планируется завершить поставку оборудования для кабинетов биологии, начать централизованное оснащение кабинетов трудового обучения, осуществить поставку 3D-принтеров.

Но оборудование не должно простаивать! Подготовку педагогов к работе с поставляемым оборудованием необходимо сделать опережающей.  Не только АПО совместно с региональными институтами развития образования должны организовать обучение педагогов, но и методические кабинеты на местах, методические формирования в школах. Цель одна — каждый учитель должен оперативно получать ответы на возникающие вопросы по его использованию.

Поэтому организуйте интерактивные постоянно действующие площадки для консультирования педагогов-практиков и особенно молодых специалистов.

Считаю также необходимым разработать рекомендации по эффективному использованию 3D-принтеров, обучить учителей. Совместно с Национальным институтом образования в эту работу должны включиться и методисты Академии последипломного образования, региональных институтов развития образования, сотрудники методических кабинетов. Вы увлекаетесь платными курсами и забываете, что созданы не для зарабатывания денег, а для решения задач системы образования.

Облисполкомами, Мингорисполкомом в 2020 году продолжалась активная работа по оснащению школ спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для качественного проведения занятий по физической культуре. Обеспеченность школ спортивным инвентарем и оборудованием на 1 января 2021 года составила около 95 процентов. Хочу отметить Могилевскую область, где этот показатель 100-процентный. (В остальных регионах он колеблется от 83 до 99 процентов.)

Но вопрос не столько в цифрах, сколько в том, как выполняется учебная программа по физкультуре? Достаточно ли этого спортинвентаря для ее выполнения?
И весь ли инвентарь является безопасным для учащихся? В этом году зима хорошая. Используете ли вы эту возможность для лыжной подготовки школьников и студентов?

В условиях сложившейся эпидемической ситуации достойно завершен прошлый учебный год и проведена аттестация всех учащихся. В сотрудничестве с Министер­ством здравоохранения был приложен максимум усилий для того, чтобы школы и детские сады оставались открытыми, а образовательный процесс не прерывался. Время показало правильность выбранного пути. По информации ЮНИСЕФ от закрытия школ пострадали 90% учеников по всему миру. А в Беларуси было обеспечено право выпускников получить аттестаты зрелости и вступить во взрослую жизнь. За это позвольте выразить всем особую благодарность!

Для упреждения непредвиденных ситуаций на основе изучения опыта соседних стран и имеющихся собственных разработок создана своя образовательная платформа (единый информационно-образовательный ресурс) для индивидуального обучения, которая уже работает в тестовом режиме с 1 января этого года.

Платформа не заменяет классно-урочную систему, а дополняет ее. Она может применяться в случае отсутствия отдельных учеников на занятиях, а также при проведении занятий в удаленном режиме для всего класса. И что важно, ученик независим от сети интернет. Получив материал на флешке, может работать в удобное ему время, например, подождав, пока освободится домашний компьютер. Это ценно также для детей посольских работников за рубежом, где часто нет русскоязычных школ, особенно при освоении учебных программ по учебным предметам “Белорусский язык”, “Белорусская литература”, “История Беларуси”.

Министерством создан контент для этого ресурса. Учебные материалы разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся, необходимости включения их в практическую деятельность по освоению содержания учебных предметов, позволяют организовать основные этапы процесса обучения (от объя­снения учебного материала до его закрепления и контроля). Собран опыт лучших наших учителей. И пусть контент пока еще не совсем совершенен, но он будет постоянно улучшаться. Содержание материалов платформы уже сейчас будет полезным молодым специалистам, став своеобразной площадкой повышения профессиональной компетентности и изучения опыта своих старших коллег.

Хочу поблагодарить всех педагогов, принявших участие в наполнении банка учебных материалов. Ведь они не просто составили проект фрагмента занятия, а сами освоили различные программы, изучили методику онлайн-урока, записали и отредактировали материал.

Это только начало той грандиозной, масштабной работы по совершенствованию и развитию содержания системы образования, которую нам необходимо выполнить в новой пятилетке. С помощью электронного оборудования и программных средств мы оптимизируем все процессы, протекающие в системе образования: от сбора информации и наполнения баз данных, до непосредственно образовательного процесса, создав Республиканскую информационно-образовательную среду. Она будет охватывать все уровни образования: от “Электронной школы” до “Цифрового университета”.

Развитие олимпиадного движения среди учащихся — мощный фактор выявления и становления одаренной молодежи. Обновлена Инструкция о порядке проведения республиканской олимпиады по учебным предметам. Обеспечена информационная безопасность. Подготовка, тиражирование олимпиадных заданий для третьего и заключительного этапов проводится Республиканским институтом контроля знаний, доставка олимпиадных заданий осуществляется фельдъегерской связью. Организовано сканирование выполненных заданий после завершения каждого тура и передача их в РИКЗ. Все это обеспечило прозрачность и объективность оценки в олимпиадном движении.

В 2020 году с учетом эпидемической об­становки отдельные международные олим­пиады были отменены, некоторые проводились в онлайн-режиме. По итогам проведенных международных олимпиад по учебным предметам участие приняли 46  представителей учреждений общего среднего образования Республики Беларусь, из которых 40 награждены медалями, в том числе золотыми — 8, серебряными — 12, бронзовыми — 20.

В целом в стране создана стройная система поиска и поддержки талантливых учащихся и молодежи. Обеспечена деятельность совета специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Очередным этапом в развитии новых форм включения одаренных учащихся в интеллектуально-познавательную деятельность явилось создание Национального детского технопарка. Несмотря на то, что строительство лабораторного корпуса и общежития еще идет, с 1 февраля этого года начали обучение экспериментальные группы школьников, прошедших трехэтапный отбор экспертного совета. Наряду с обычной школьной программой они осваивают программу дополнительного образования одаренных детей и молодежи по направлениям “Зеленая химия”, “Информационные и компьютерные технологии”, “Робототехника”. Каждый учащийся выполняет проект исследовательского или изобретательского характера. Всего в течение этого года в технопарке запланировано проведение 9 смен продолжительностью в 24 дня каждая.

У нас появилась уникальная возможность в рамках эксперимента отработать эксклюзивные образовательные программы. Ведь раньше никто этого не делал. В то же время и в регионах необходимо активизировать деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профиль которых соответствует перспективным направлениям развития науки и техники. А также определить региональные центры по взаимодействию с детским технопарком, по отбору и сопровождению одаренных детей.

В 2020 году сохранены все меры социальной защиты обучающихся в части бесплатного проезда в общественном транспорте, бесплатного пользования или снижения платы за пользование учебниками, питания за счет средств республиканского или мест­ного бюджетов. В этом учебном году организован подвоз к месту обучения около 66 тысяч обучающихся, для чего задействовано 1600 школьных автобусов. В том числе организован подвоз на специально оборудованном транспорте для детей-инвалидов.

Сокращается сеть интернатных учреждений для детей сиротской категории в системе образования. За последние 5 лет их количество уменьшилось вдвое: с 34 учреждений до 17, а число воспитанников в них снизилось на 55%. Оптимизация сети дет­ских интернатных учреждений сопровождается созданием семейных детских домов. В 2020 году их открыто 6.

Для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства на начало учебного года функционируют 144 СПЦ, из них 97 в своей структуре имеют детские социальные приюты.

Будет продолжена работа по созданию безопасных условий при проведении образовательного процесса. Для чего утверждены инструкции об организации пропускного режима с учетом специфики конкретного учреждения образования, перечни предметов и веществ, запрещенных к использованию учащимися во время пребывания в школе, разработаны типовые правила внутреннего распорядка для учащихся. Приказом министра утверждены формы сертификата готовности учреждений общего среднего образования к началу учебного года.

Особое внимание уделяется питанию школьников. Организован постоянный мониторинг за порядком ценообразования, за исполнением договоров на поставку продуктов. Продолжается внедрение электронных технологий сопровождения рационов, учета пищевых продуктов и выполнения норм питания. Органами госсаннадзора осуществляется оценка выполнения требований санитарных норм и правил.

В результате наметилось устойчивое снижение количества субъектов хозяйствования и лиц, допускающих нарушения.

В своем выступлении хотел бы затронуть тему, которая время от времени звучит, —
о несвойственных функциях педагогических работников. Мы приняли ряд официальных документов. Перечислили подробно, какую документацию должен вести учитель, классный руководитель. Но скажите: что такое несвойственная функция? Защита прав ребенка? Выявление детей, находящихся в социально опасном положении? Обеспечение их безопасности в школе? Работа с семьей? Нет, это — функционал педагогов. Причем прописанный в должностных обязанностях.

Составление учителем отчетов вместо замдиректора, выполнение каких-то разовых поручений? Это другое. Такую работу сейчас можно простимулировать премиальными и надбавками.

Так что еще сделать, какой нормативный акт принять?

Считаю, следует провести обсуждение данной проблемы, выяснить, что понимают учителя под несвойственными функциями, и найти грамотное решение.

В 2020 году продолжалась работа по развитию инклюзивного образования.

Вопросы инклюзии в образовании обсуждались с международными экспертами на встречах, организованных ЮНИСЕФ в Республике Беларусь, включены в научно-исследовательские и экспериментальные проекты в системе образования. Опыт и перспективы его развития рассматриваются на различных мероприятиях, комментируются в СМИ.

Отмечу, что более 70 процентов детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования, обучаются в условиях интегрированного обучения и воспитания. Большое внимание уделяется раннему выявлению и началу коррекционно-педагогической работы с такими детьми. Совершенствуется межведомственное взаимодействие с организациями здравоохранения.

В последние несколько лет наблюдается тенденция увеличения количества детей с расстройствами аутистического спектра, что вызвало необходимость разработки отдельных правовых норм, совершенствования учебно-методического обеспечения, подготовки педагогических работников для работы с данной категорией обучающихся.

В каждом регионе открыты ресурсные центры. В случаях, когда адаптация такого ребенка в учреждении образования затруднена, обеспечивается его персональное сопровождение.

Организовано соответствующее обучение педагогов в Институте инклюзивного образования. В рамках реализации совместного проекта Министерства образования и ЮНИСЕФ, рассчитанного на 2021—2024 годы, планируется подготовка специалистов по вопросам психолого-педагогической поддер­жки обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Данную проблематику обсудим в рамках межведомственного семинара-совещания с привлечением педагогов-практиков, представителей заинтересованных госорганов, общественных объединений, Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь.

Прошедший 2020 год был знаковым для системы профессионально-технического образования, годом 80-летия со дня ее основания. Национальная система профессионально-технического и среднего специального образования не только сохранена, она укреплена и получила обновление.

В целях гибкого реагирования на изменяющуюся потребность региональных рынков труда ежегодно совершенствуется структура подготовки. В 2020 году прекращен прием по 147 невостребованным профессиям и открыта подготовка по 133 новым для отдельных учреждений профтехобразования профессиям.

Для повышения качества профессионального образования в этом учебном году в лицеях и колледжах на 133 площадках реализуется 41 экспериментальный и инновационный проект.

В 2021 году необходимо:

провести корректировку объе­мов и структуры приема на обучение с учетом количества выпускников школ и их намерений по дальнейшему жизнеустройству, запросов рынка труда, региональных особенностей;

при участии организаций — заказчиков кадров и других заинтересованных открыть подготовку по новым для учреждений образования специальностям и квалификациям с учетом потребностей рынка труда;

усилить профориентационные мероприятия, привлекать организации — заказчики кадров, отраслевые министерства и ведомства к профориентационной работе со школьниками.

Для увеличения объемов целевой подготовки министерством подготовлен проект соответствующего указа, в котором исключаются территориальные ограничения, установленные в настоящее время. Считаю, что за целевую подготовку, начиная с отбора абитуриентов, обеспечения конкурса среди них и заканчивая трудоустройством целевиков, должны нести ответственность в первую очередь местные исполнительные и распорядительные органы. Ведь это ваши кадры!

Актуальным остается соответствие качества молодого специалиста требованиям заказчиков-кадров.  Для ее решения разработана Стратегия совершенствования Национальной системы квалификации.

Вместе с тем на сегодняшний день утверждено всего 12 профессиональных стандартов. Причина в трудоемкости и долговременности их утверждения. Поэтому, не ожидая утвержденных профессиональных стандартов, необходимо привлекать членов секторальных советов квалификаций к обновлению содержания образовательных программ.

В сентябре прошлого года состоялся IV Республиканский конкурс профессионального мастерства WorldSkills Belarus — 2020. На нем впервые были представлены компетенции “Начальное образование”, “Аква­троника”, “Полимеханика и автоматизация”, “Разработка мобильных приложений”, “Промышленный дизайн”, “Технологии проектирования зданий (BIM)”, “Ювелирное дело”. На четырех конкурсных площадках были организованы соревнования Inclusive Skills для лиц с особенностями психофизического развития. Сейчас ведется подготовка республиканской команды к участию в Международном чемпионате, который состоится в 2022 году.

За шесть лет движение WorldSkills в нашей стране дало хороший импульс для популяризации рабочих профессий в обществе, повышения привлекательности
профессионального образования,
как по традиционным, так и по перспективным специальностям и профессиям будущего. Но самое важное — конкурс способствует совершенствованию учебных программ, образовательных стандартов, освоению новых материалов и технологий, открытию новых специальностей.

Конкурс выводит качество профес­сионального образования на более высокий уровень. Поэтому его разновидности и круг участников в последующие годы будут постоянно расширяться.

В прошлом году многие про­фессиональные лицеи и колледжи значительно расширили применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. По этой теме проведены вебинары для педагогических работников.

Продолжается работа по оснащению ресурсных центров. На этих уровнях их 49. Утвержден и выполняется график прохождения обучения учащихся в ресурсных центрах на 2020/2021 учебный год.

На их базе внедряются в образовательный процесс современные образовательные технологии, применяются новейшие средства обучения и оборудование. На сегодняшний день 18 ресурсных центров оснащены самым современным оборудованием. Мероприятия по оснащению ресурсных центров запланированы и в государственной программе на следующую пятилетку.

Кроме того, ведутся переговоры с Всемирным банком о возможности развития сети ресурсных центров и модернизации системы профессионально-технического образования.

Развитие сети ресурсных центров, как и отраслевых лабораторий, должно получить новый импульс. Их нужно использовать не только для учебных целей, а для получения значимых практических результатов, востребованных отечественными и зарубежными субъектами хозяйствования. Они должны вырабатывать у обучающихся навыки и умения быстро адаптироваться на рабочих местах и успешно включаться в трудовую деятельность организации.

Вообще, в подготовке кадров важна хорошо организованная, проработанная с технологической и методической сторон практическая часть учебного процесса.

Но практико-ориентированная подготовка кадров требует постоянного обновления дорого­стоящего оборудования, программного обеспечения иных ресурсов. Каждое учреждением всем этим не снабдишь.

Выход мы видим в использовании сетевой формы взаимодействия. Она позволяет обучающимся одного учреждения образования освоить содержание части образовательной программы с использованием ресурсного обеспечения другого учреждения.

Работа в этом направлении начата и будет продолжена в следующей пятилетке. Законодательная база для сетевого обучения заложена в проекте кодекса. В этом же документе в целях оптимизации сети на уровне профессионально-технического и среднего специального образования будет закреплен один вид учреждения образования — профессиональный колледж.

Деятельность на уровне выс­шего образования в 2020 году также была направлена на повышение его качества и доступности.

Завершена реализация подпрограммы “Развитие системы выс­шего образования” Государ­ственной программы “Образование и молодежная политика” на 2016—2020 годы. Ее целевые показатели и мероприятия выполнены в полном объеме.

Вступительная кампания  2020 года прошла организованно.

В связи с эпидемической ситуацией были изменены сроки проведения ЦТ, с одного до шести увеличено количество пунктов проведения ЦТ в резервные дни. В 2020 году для прохождения ЦТ зарегистрировано 64,3 тысячи человек.   

Принятые изменения в Указ Президента Республики Беларусь о правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования позволили выпускникам профильных аграрных классов при поступлении на условиях целевой подготовки зачисляться по результатам собеседования без экзаменов на сельхозспециальности при наличии в аттестате отметок не ниже 7 баллов по профильным предметам. Указом были также предоставлены преимущества в зачислении для лиц, прошедших срочную военную службу, при наличии рекомендации воин­ских частей.

В вузах была открыта подготовка более чем по 20 новым специальностям. Главный ориентир — кадровые потребности экономики. С учетом запросов рынка труда сформированы планы приема.  В то же время они выполнены не всеми вузами.

Считаю, что в этом году порочная практика необоснованного увеличения цифр приема на платной основе должна быть изжита. Ярким примером такого несоответствия являются объемы приема на факультет международных отношений в БГУ: в соответствии с планом в прошлом году прием платников почти в пять раз превысил бюджетный прием (на бюджет —  67 человек, на платной основе —  315 человек). 

Предупреждаю ректоров. В этом году объемы приема будут формироваться строго в соответствии с потребностями экономики. Рекомендую переориентироваться на иностранных абитуриентов.

В соответствии с поручениями правительства Министерством образования приняты необходимые меры по обеспечению распределения всех выпускников 2020 года, обучавшихся за счет бюджетных средств в дневной форме получения образования.

В результате из числа подлежавших распределению место работы получили практически все выпускники:

Тем, кто обучался за счет собст­венных средств в дневной форме получения образования, предложены рабочие места, оставшиеся после распределения. Изъявили желание 947 человек.  Все они получили свидетельства о направлении на работу.

Случаев предоставления выпускникам 2020 года права на самостоятельное трудоустройство из-за отсутствия мест работы по полученной специальности и присвоенной квалификации не выявлено.

К месту работы прибыло 94%. Основные причины неприбытия уважительные — призыв на воин­скую службу, обучение в магистратуре в дневной форме получения образования за бюджетные средства.

Хочу отметить, что с учетом внедрения новой модели научно-ориентированной магистратуры необходимо определиться со статусом магистра. Начать в первую очередь с вузов, кафедр, предусмотрев в качест­ве должностных  требований
к ассистентам, преподавателям  наличие, как правило, магистер­ской степени. А доля преподавателей, имеющих магистерские степени, должна учитываться при проведении аккредитаций учреждений высшего образования.  

На уровне высшего образования также усилена практико-ориентированная подготовка специалистов, которая обеспечивается путем создания филиалов кафедр на производстве, организации проведения практик начиная с 1 курса, выстраивания учреждениями образования взаимодействия на договорной основе с организациями — заказчиками кадров.

Вместе с тем необходимо соблюдать разумный баланс в теории и практике, чтобы не превратить высшее образование в подготовку квалифицированных ремесленников.

Продолжена работа по укреплению научно-методического обеспечения высшего образования, совершенствованию учебно-методических комплексов, что помогло организовать подготовку специалистов в условиях пандемии. Сочетание различных вариантов обучения — дневное, заочное, дистанционное — дали студентам возможность качественно усвоить учебные программы, сдать экзамены. А выпускникам — получить дипломы и приступить к трудовой деятельности.

К 8 университетам, задействованным во внедрении концепции “Университет 3.0”, в прошлом году присоединено еще 3. Проект рассчитан на пятилетний период, в течение которого все учреждения высшего образования станут его реализовывать. А для системного решения вопросов инновационного развития отраслей и межотраслевых комплексов наши ведущие университеты должны идти по пути включения в научно-производственные кластеры.

Университетские научные школы должны заниматься не только “чистой” наукой, но и работать в интересах регионов, конкретных предприятий, находя свою уникальную нишу в научных исследованиях и разработках, внедряя их в производство.

Уже есть положительные примеры.

Но, к сожалению, процент коммерциализации объектов научно-технической деятельности в университетах в целом пока еще невелик. В этом отношении администрации отдельных университетов совершают стратегический просчет.

У вас есть уникальный ресурс — талантливая молодежь. И вы должны направлять ее потенциал на работу в высокотехнологичных компаниях-резидентах университетских технопарков, создавать привлекательные условия для открытия новых компаний не только выпускниками, но и студентами.

В 2020 году создан Совет молодых ученых при Министерстве образования с включением представителей 21 университета. Считаю, что совет также должен активнее проявлять себя в выработке новых подходов по работе с одаренной молодежью, создании условий для их закрепления в университетах.

Во взаимодействии с государ­ственными органами управления вузам нужно работать и над вопросом обучения взрослого населения. Сегодня многие подведомственные им предприятия имеют проблему нехватки кадров. Очевидно, что молодежь не закроет текущих потребностей в рабочих и специалистах, ведь из учреждения образования они выйдут минимум через год, а из вуза через четыре-пять. Поэтому ректорам нужно обращать внимание и на взрослое население, искать пути его обучения в своих учреждениях.

Обеспечено выполнение плана приема в аспирантуру для обучения за счет средств республиканского бюджета.

Вместе с тем цифры приема в аспирантуру организаций Минобразования падают. Да, с одной стороны, в аспирантуре не должно быть случайных людей! В ней место тем, кто связывает свою жизнь с наукой или университетом, планирует решить важную научную задачу, внедрить результаты в экономику страны. Но с другой — нам нужно больше специалистов выс­шей научной квалификации. Поэтому в подготовке научных работников высшей квалификации необходимо более плотно работать с организациями-заказчиками. Обеспечивать аспирантам все необходимые условия для успешной подготовки и защиты диссертационного исследования, оказывать поддержку по внедрению и коммерциализации их результатов.

Прошедший год был непростым в плане международного сотрудничества. Введенные ограничительные мероприятия по всему миру несомненно сказались на интенсивности наших контактов с зарубежными партнерами. Несмотря на обстоятельства, нам удалось обеспечить международное взаимодействие на достаточно высоком уровне. В том числе благодаря использованию дистанционных технологий. Привлечено 82 млн долларов США. Доведенный показатель по экспорту услуг выполнен в полном объеме.

Но в условиях изменения спроса и предложения на образовательном рынке университеты должны выстраивать новые стратегии своего развития, проявлять большую гибкость и в большей степени ориентироваться на запросы потенциальных зарубежных студентов. Сегодня недостаточно формального увеличения количества специальностей, обучение по которым ведется на иностранном языке. Необходим многоплановый пересмотр перечня и содержания образовательных услуг, которые мы можем предоставить потенциальному зарубежному студенту. Первому заместителю министра, начальникам соответствующих структурных подразделений министерства поручаю организовать данную работу.

Что касается финансирования отрасли, то его объемы соизмеримы с государственными расходами на образование большинства развитых стран мира и составили более 7,5 млрд рублей, или 5,1% от ВВП. Это обеспечило стабильную деятельность учреждений образования и реализацию мер по социальной защите обучающихся и работников отрасли.

Образование стало первой отраслью социальной сферы, в которой широко внедряется нормативное финансирование расходов в расчете на одного обучающегося. Новый механизм уже в полную силу работает в учреждениях общего среднего образования. С 2021 года на нормативное планирование расходов перейдут бюджетные учреждения дошкольного образования (2876 учреждений). Кроме того, будет расширен пилотный проект по апробации нормативного планирования профессиональных лицеев и колледжей на базе Могилев­ской и Брестской областей (57 учреждений). А в 2022 году нормирование расходов будет распространено на все самые бюджетоемкие уровни образования (дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое и среднее специальное).

Увеличивается заработная плата в образовании. Продолжится работа по ее повышению и в 2021 году. С 1 января 2021 года она уже поднята воспитателям дошкольного образования и помощникам воспитателей путем установления надбавки в размере 10% от оклада.

В соответствии с Программой деятельности правительства до 2025 года, предусмотрено приоритетное повышение размера оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Министерство образования проводит систематическую планомерную работу по обеспечению выполнения антикоррупционного законодательства. В результате в прошлом году количество выявленных коррупционных преступлений снизилось на 22%. Вместе с тем до конца это явление не изжито. По-прежнему есть случаи получения и дачи взяток, хищений, злоупотребления или превышения власти и служебных полномочий.

В Министерство образования стало поступать больше обращений от граждан.

Приоритетными остаются вопросы перераспределения молодых специалистов, возмещения средств за обучение, правомерности действий руководителей учреждений образования, приема в число студентов и учащихся учреждений высшего образования и учреждений среднего специального образования, определения детей в школу и дошкольное учреждение, проведения экзаменов и централизованного тестирования, организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, защиты прав и интересов детей.

Актуальным для населения также стали дистанционное обучение, социальное дистанцирование в связи с коронавирусом. Все обращения были рассмотрены.

В то же время установлены факты формального рассмотрения обращений работниками управления по образованию Минского райисполкома, главных управлений по образованию Минского и Брестского облисполкомов. Виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

В отрасли образования занято свыше 450 тысяч работников (более 10% от общего числа занятых в экономике). Все учреждения образования обеспечены педагогическими кадрами. В 2020 году направлено на работу 4722 молодых специалиста.

На местах необходимо принять меры по их закреплению, созданию социально-бытовых условий: выделять дома, квартиры, места в общежитиях, арендное жилье; оказывать денежную помощь. К примеру, как это делается в Витебской области, где все молодые специалисты получают надбавку в 10% от должностного оклада.

В центре внимания государ­ства будет оставаться повышение социального статуса педагогического работника. Этот вопрос многогранный и требует работы по многим направлениям: от уже упоминавшегося мною выполнения несвойственных функций до улучшения условий труда, поощрения лучших.

В стране действует система морального стимулирования педагогов. За успехи в труде в прошлом году государственными наградами (почетные звания, ордена и медали) награждены 56 работников отрасли, две с половиной тысячи — наградами других организаций и ведомственными наградами.

В каждом учреждении образования разработано и выполняется положение о материальном стимулировании педагогов, показывающих успехи в труде.

Вместе с тем каждому педагогу следует и самому заботиться о своем добром имени.

В этой связи хочу особо подчеркнуть, что школа, лицей, колледж, университет — образовательные учреждения, а не площадки для политических баталий!

В них должны соблюдаться дисциплина и порядок, обучающимся прививаться правовая культура, а образцом должно служить поведение самого педагога.

К чести системы образования, подавляющее большинство педагогов показывают себя с достойной стороны, настоящими государственными людьми: и в труде, и в жизни, и в общественной деятельности.

 Благодарю всех за качественную работу в 2020 году, за поддержку системы образования, поддержку родной страны и желаю успеха в выполнении поставленных на 2021 год задач!

Аб узнагароджанні

Па выніках работы сістэмы адукацыі за 2020 год загадам Міністра адукацыі Рэспублікі Беларусь

Граматай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь і пераходзячым сімвалам якасці “Лепшы ў адукацыі” узнагароджаны:

1. У намінацыі “Лепшае структурнае падраздзяленне абласнога (Мінскага гарадскога) выканаўчага камітэта, якое ажыццяўляе дзяржаўна-ўладныя паўнамоцтвы ў сферы адукацыі”

галоўнае ўпраўленне па адукацыі Віцебскага абласнога выканаўчага камітэта.

2. У намінацыі “Лепшае структурнае падраздзяленне мясцовага выканаўчага і распарадчага органа, якое ажыццяўляе дзяржаўна-ўладныя паўнамоцтвы ў сферы адукацыі”

ўпраўленне па адукацыі Баранавіцкага гарадскога выканаўчага камітэта.

3. У намінацыі “Лепшая ўстанова дашкольнай адукацыі”

калектыў дзяржаўнай установы адукацыі “Яслі-сад № 4 г.Івацэвічы”.

4. У намінацыі “Лепшая ўстанова агульнай сярэдняй адукацыі, якая размешчана ў гарадской мясцовасці”

калектыў дзяржаўнай установы адукацыі “Гімназія № 2 г.Віцебска”.

5. У намінацыі “Лепшая ўстанова агульнай сярэдняй адукацыі, якая размешчана ў сельскай мясцовасці”

калектыў дзяржаўнай установы адукацыі “Ка­дзінская сярэдняя школа” Магілёўскага раёна.

6. У намінацыі “Лепшая ўстанова спецыяльнай адукацыі”

калектыў дзяржаўнай установы адукацыі “Мінскі гарадскі цэнтр карэкцыйна-развіццёвага навучання і рэабілітацыі”.

7. У намінацыі “За выніковую работу па забеспячэнні якасці атрымання дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі”

калектыў дзяржаўнай установы адукацыі “Гро­дзенскі раённы цэнтр творчасці дзяцей і моладзі”.

8. У намінацыі “За лепшую работу па забеспячэнні якасці падрыхтоўкі кадраў з сярэдняй спецыяльнай адукацыяй у адпаведнасці з запатрабаваннямі арганізацый”

калектыў установы адукацыі “Гомельскі дзяржаўны аўтамеханічны каледж”.

9. У намінацыі “За лепшую работу па забеспячэнні якасці падрыхтоўкі кадраў з прафесійна-тэхнічнай адукацыяй у адпаведнасці з запатрабаваннямі арганізацый”:

калектыў установы адукацыі “Віцебскі дзяржаўны політэхнічны прафесійны ліцэй”;

калектыў дзяржаўнай установы адукацыі “Клецкі сельскагаспадарчы прафесійны ліцэй”.

10. У намінацыі “За эфектыўную работу з арганізацыямі — заказчыкамі кадраў па падрыхтоўцы спецыялістаў з вышэйшай адукацыяй”

калектыў Беларускага нацыянальнага тэхнічнага ўніверсітэта.

11. У намінацыі “За развіццё інавацыйнай дзейнасці і экспарту адукацыйных паслуг”

калектыў установы адукацыі “Віцебскі дзяржаўны ўніверсітэт імя П.М.Машэрава”.

12. У намінацыі “За значны ўклад у рэалізацыю дзяржаўнай маладзёжнай палітыкі”

калектыў установы адукацыі “Беларускі дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт імя Максіма Танка”.

Падзякай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь адзначаны:

за актыўны ўдзел у развіцці Нацыянальнай сістэмы кваліфікацый, садзейнічанне занятасці насельніцтва і папулярызацыю рабочых прафесій

калектыў установы адукацыі “Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі”;

за эфектыўную работу па падрыхтоўцы спецыялістаў для эканомікі і сацыяльнай сферы

калектыў установы адукацыі “Брэсцкі дзяржаўны ўніверсітэт імя А.С.Пушкіна”.