Об итогах работы Министерства образования за 2018 год и основных направлениях деятельности на 2019 год

Доклад министра образования Республики Беларусь Игоря Васильевича КАРПЕНКО

В отчетном году наша деятельность была направлена на повышение качества и доступности образования на всех его уровнях, реализацию Концептуальных подходов к развитию системы образования, принятых на Республикан­ском педагогическом совете.

Особое внимание, по-преж­нему, было уделено воспитательной работе, как важной составляющей образовательного процесса. Перед педагогическими коллективами ставилась задача усиления внимания к формированию мировоззрения подрастающего поколения, его гражданского и патриотического воспитания, подготовке к дальнейшей самостоятельной жизни.

Мероприятия Года малой родины открыли перед педагогами дополнительные воспитательные возможности, разнообразили формы и методы работы, способствовали формированию у учащихся семейных ценностей, бережного отношения к истории и культуре, повышению ответственности за будущее страны. Эта работа должна проводиться системно: как в ходе мероприятий, так и через учебные занятия. Каждый урок, лекция, факультатив несут в себе огромный воспитательный потенциал, который нужно эффективно использовать.

Подходы к внедрению инновационных форм и методов работы с молодежью были обсуждены на республиканском семинаре-практикуме “Совершенствование деятельности госорганов и организаций в реализации молодежной политики Республики Беларусь”. Во исполнение его решений Министерством образования начата работа по подготовке проекта Стратегии развития государственной молодежной политики на период до 2030 года, завершить которую планируется к 1 сентября этого года.

Для популяризации эффективных форм участия молодежи в общественной жизни проведены “Марафон успешных практик специалистов в сфере организации работы с молодежью”, республиканские семинары по работе с одаренными учащимися, по вопросам организации идеологической и воспитательной работы в вузах, национальный молодежный студенческий форум.

В помощь педагогу был разработан методический инструментарий по реализации концепции и программы непрерывного воспитания. Хотелось бы, чтобы данные материалы не запылились на полках администратора, а дошли до конкретных участников воспитательного процесса и были реализованы.

Система образования должна способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитывать бережное и ответственное отношение к нему. В первую очередь решать эту задачу нужно на уроках. С Министер­ством спорта и туризма разработан план совместных действий по развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях образования. Приступили к созданию профильных классов спортивно-педагогической направленности.

Одновременно необходимо вовлекать детей и молодежь в различные виды школьного и студенческого спорта. Министерством образования ежегодно проводится более 150 спортивных и спортивно-массовых состязаний. И это дает свои результаты.

В 2018 году наши студенты приняли участие в 10 чемпионатах мира по различным видам спорта, в IV Европейских университетских играх, где завоевали 47 медалей. А школьники на XVII Всемирной летней гимназиаде завоевали 24 медали. Сейчас ведется подготовка к участию во Всемирной зимней универсиаде, которая будет проходить в Красноярске.

Нужно и дальше поддерживать и стимулировать нашу молодежь в желании заниматься физкультурой и спортом. Ведь это форми­рует командный дух, чувство сопричастности к успехам учреждения образования, района, области, к успехам страны. Этому будет способствовать создание ассоциации школьного спорта, которая станет еще одним связующим звеном между массовой физкультурой и спортом высоких достижений в образовании.

Тем более что у нас уже накоплен богатый опыт. Так, с целью выявления спортивных талантов реа­лизуются различные проекты: Республиканское легкоатлетическое спортивно-массовое мероприятие “300 талантов для Королевы” для школьников младших классов, многоэтапные соревнования по легкой атлетике “Школиада”, республиканские соревнования по плаванию среди детей и подростков на призы Александры Герасимени “Золотая рыбка”, республиканские соревнования по биатлону “Снежный снайпер”, по футболу — “Кожаный мяч”, по хоккею — “Золотая шайба”, по шахматам —  “Белая ладья”.

Проведение данных мероприя­тий на высоком организационном уровне обеспечивается путем тесного взаимодействия с облисполкомами, Мингорисполкомом, Министерством спорта и туризма, Президентским спортивным клубом, спортивными федерациями.

Для выявления и развития дарований юных спортсменов чрезвычайно важны качество подготовки и эффективность работы учителей физкультуры и тренеров, их взаимодействие с детско-юношескими спортивными школами.

Несмотря на позитивные достижения в развитии школьного и студенческого спорта, необходимо продолжить работу по укреплению материально-технической базы учреждений образования, модернизации имеющихся физкультурно-спортивных сооружений, оснащению их современным инвентарем и оборудованием. 

Не обеспечена 100-процентная занятость учащихся из специальных медицинских групп и групп лечебной физкультуры, освобожденных от двигательной активности на уроке.

В вузах также необходимо усилить внимание к спорту. Активнее развивать олимпийские виды и виды, включенные в программу международных соревнований среди студентов. В практическую работу внедрять результаты научных исследований и современные технологии в области спорта высоких достижений, расширять взаи­мовыгодные связи с различными спортивными международными организациями.

Работа по повышению качества образования обеспечивалась на всех его уровнях и ступенях.

Последовательно решается вопрос доступности дошкольного образования. Идет сокращение очереди в детские сады. Увеличился охват детей от одного года до 6 лет дошкольным образованием на 3,6%.

Однако напряженность в ряде регионов не спадает. Особенно в Минской и Брестской областях, где по-прежнему не выполняется государственный социальный стандарт по обеспеченности местами в детских садах. Необходимые меры принимаются медленно, а сроки вводимых объектов постоянно переносятся. Что вызывает обоснованные жалобы граждан.

Хочу подчеркнуть, что никто не отменял утвержденный правительством План мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования. Есть четко поставленная президентом задача: к 2020 году решить эту проблему! У нас осталось 2 года, и этот вопрос будет на особом контроле.

При уменьшении количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни в течение года, нас по-прежнему тревожит травматизм воспитанников. Эта проблема звучит не первый год, значит, мы не дорабатываем. Надо проанализировать содержание подготовки будущих воспитателей в университетах и колледжах.

В системе общего среднего образования по всем учебным предметам осуществляется переход на обновленные учебные программы. Он завершится в 2021/2022 учебном году.

По новым программам уже обучаются 1—8 классы.

В соответствии с программами ведется разработка учебников. Авторские коллективы отбираются по результатам конкурса. Каждый пятый в их составе — учитель-практик.

За три последних года обновлено и издано 144 учебных пособия. До 1 сентября этого года обновим оставшиеся 73.

Одновременно внимательно анализируем ход внедрения программ и учебников в образовательный процесс, изучая мнение педагогов, учащихся и их родителей. С этой целью созданы экспертные группы по предметам, в которые включены учителя-методисты.

В целом программы и учебники позитивно воспринимаются в школах.

Так, в ходе онлайн-анкетирования, в котором приняли участие более 31 тысячи учителейпрактиков по вопросам содержания обновленных учебных программ для 7—8 классов, почти 88% опрошенных высказали мнение, что дальнейшее упрощение содержания учебных программ не требуется. По результатам другого исследования, проведенного Центром социологических и политических исследований БГУ, почти 77% учащихся и 75% родителей удовлетворены качеством школьных учебников.

При этом высказываются некоторые замечания, касающиеся проблем с перегрузкой.

Действительно, количество уроков после перехода на обновленные программы не изменилось. Но нагрузка на учеников сократилась за счет упрощения и уменьшения объема изучаемого ими материала. Работа по совершенствованию программ и учебников будет продолжена на основе анализа практики их применения и современных тенденций с учетом потребностей общества и государства.

Мы видим, что проблема перегрузки школьников не столько в программах, а в качестве подготовки педагогических кадров, в организации труда учителя, в его методической грамотности. В том, какой объем заданий учитель задает на дом, как готовится к занятиям, насколько грамотно использует материал учебников и пособий в работе с учениками. В этом направлении должна быть сконцентрирована наша работа, включающая издание для учителя-предметника соответ­ствующих методических пособий, организацию повышения квалификации по методике преподавания.

Перегрузка ученика может быть вызвана и тем, что вместо установленного санитарными нормами и учебными планами максимально допустимого среднего количества учебных и факультативных занятий (6—7 в день в 7—8 классах) по желанию родителей вводятся дополнительные платные уроки (второй иностранный язык, вместо одного — несколько профильных предметов), которые приводят к умственному и физическому переутомлению. Напоминаю, что за рациональное составление расписания, соблюдение санитарных правил и норм отвечает директор школы.

Существующая сегодня форма итоговой аттестации также вызывает дополнительную перегрузку, поэтому Министерством образования совместно с учителями-практиками, методистами, учеными прорабатываются возможные подходы к ее проведению. Мы можем разгрузить выпускников 11 класса, увязав по форме и содержанию выпускные экзамены со сдачей централизованного тестирования.

Неизменной будет позиция министерства в обеспечении доступности качественного образования для каждого учащегося. Реаль­ными и справедливыми стали отмена экзаменов в 5 класс гимназий и предоставление возможности для обучения одаренных детей во всех видах учреждений общего среднего образования, в том числе в обычных школах, путем изучения отдельных предметов на повышенном уровне в 5—8 классах. Эта инициатива поддержана большинством родителей (88,8%) и учителей (90,7%).  А в будущем созданный Национальный детский технопарк докажет, что есть и другие, более эффективные формы отбора талантливых детей, нежели экзамены.

Для повышения роли трудового воспитания и профессио­нальной подготовки учащихся 10—11 классов введен учебный предмет “Трудовое обучение”. Для организации образовательного процесса определен перечень профессий рабочих (служащих), включающий более 70 наименований. Перечень сформирован с учетом реальных возможностей учреждений образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий в регионе.

В целях популяризации сельскохозяйственных профессий с 1 сентября прошлого года открыты профильные классы аграрной направленности. Вместе с тем, прошу под особый контроль взять обеспеченность таких классов необходимым оборудованием и методическими материалами.

На протяжении 2018 года  проводился мониторинг питания в 118 учреждениях образования различных видов.

В его ходе выявлен ряд нарушений: отсутствие контроля за организацией питания обучающихся со стороны руководителя учреждения образования, нарушение санитарно-гигиенических норм, отсутствие либо некачественное ведение соответствующей документации, завышение цен на поставляемую продукцию и готовые блюда, недовесы, недовложения и иное. И это при том, что были разработаны пошаговые рекомендации по организации питания.

Представленное исследование подтверждает, что на местах в организации питания не дорабатывают прежде всего руководители учреждений образования.

И еще. Анализ обращений в Министерство образования свидетельствует о недостаточном уровне работы с гражданами на местах. Каждое третье обращение могло быть решено на уровне области, района или школы.

На протяжении двух лет одним из самых проблемных остается также вопрос некорректного поведения членов администрации и иных педагогических работников учреждений образования: каждое десятое обращение посвящено этой теме.

Непростой вопрос с оптимизацией сети, который также вызывает немало жалоб.

Обращаю внимание руководителей управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома на необходимость не только предоставлять на согласование в министерство планы оптимизации сети, но и следовать им.

Решения об оптимизации учреждений образования должны приниматься обоснованно, с учетом перс­пектив развития региона. При этом заблаговременно надо решить вопросы с подвозом учащихся к месту учебы и обратно, на 100% обеспечив его безопасность. Трудоустроить высвободившихся работников. Особое внимание — системной разъяснительной работе с учащимися, родителями, педагогами.

Мы много внимания уделяем развитию инклюзивных процессов в образовании, реализуем международные проекты. 

Однако остается актуальным вопрос безбарьерной среды, создания условий для беспрепятственного доступа в любое учреждение образования и обучения в нем людям с ограниченными возможностями.

В текущем году необходимо решить вопрос с обеспечением учреждений образования современными средствами социальной реабилитации обучающихся. Наладить дейст­венный контроль со стороны руководителей учреждения образования за оказанием коррекционно-педагогической помощи, исключить нарушения в ее организации, когда помощь оказывается за счет сокращения времени на проведение прогулок, сон, прием пищи и другого.

Важно видеть учащегося на всех этапах его становления и помочь ему в профессиональном самоопределении. Чтобы не потерять человека в тени отметок и экзаменов, проработан вопрос изменения механизма проведения вступительной кампании в вузы. Для поступающих на отдельные специальности планируется проводить дополнительные внутренние испытания. Такой подход одобрен и Республиканским советом ректоров вузов.

С целью сближения профессионального образования с реальным сектором экономики налажено тесное межведомственное взаимодействие. Проведены совместные коллегии с министерствами промышленности, связи и информатизации, ЖКХ, архитектуры и строительства. Запланированы подобные коллегии с другими министерствами.

С учетом требований работодателей обновляются учебные планы и программы высшего, среднего специального и профессионально-технического образования. Систематически пересматриваются номенклатура специальностей и образовательные стандарты, по которым ведется подготовка специалистов и рабочих, с обязательным привлечением к этому заказчиков кадров.

В республике функционируют свыше тысячи филиалов кафедр в организациях и на предприятиях. Все типовые учебные планы, разработанные и утвержденные в 2018 году, а также проекты разрабатываемых типовых учебных планов предусматривают прохождение практики начиная с первого курса.

Поэтому работодателям пора прекратить разговоры о том, что мы готовим не те кадры для реального сектора экономики.

Тем более что в республике соз­дается национальная система квалификаций, где заказчики кадров будут формировать перечни компетенций и квалификационных характеристик под потребности экономики и субъектов хозяйст­вования. Следует активизировать работу секторальных советов по разработке профессиональных стандартов, которые станут основой создания образовательных стандартов нового поколения.

Министерством образования приняты надлежащие меры для обеспечения выпускников первым рабочим местом: на руководителей учреждений образования возложена персональная ответственность за обеспечение первым рабочим местом всех выпускников, подлежащих распределению, а также по их желанию выпускников, обучавшихся платно. В результате принятых мер показатели распределения 2018 года значительно улучшились.

На уровне профессионально-технического и среднего специального образования в настоящее время также разрабатываются новые профессиональные стандарты. Для работы в соответствии с ними необходимо обеспечить обучение преподавателей и мастеров производственного обучения.

В системе подготовки квалифицированных кадров значимую роль играют ресурсные центры, где внедряются в учебный процесс современные информационные и коммуникационные технологии, применяются новейшие средства обучения и оборудование. Но эти центры не должны превращаться в музеи. В них постоянно должен идти образовательный процесс, в том числе опережающая подготовка квалифицированных кадров, профессиональная подготовка и переподготовка рабочих, направленных органами по труду, занятости и социальной защите, обучение преподавателей и мастеров новым формам и методам организации образовательного процесса.

Нужно усиливать профориентационную работу, перенаправляя потоки выпускников школ в сторону профессиональных лицеев и колледжей. А для повышения престижности рабочих профессий максимально использовать потенциал уже ставшего традиционным конкурса профессионального мастерства WorldSkills.

Новая миссия возложена на наши университеты. Они призваны обеспечить интеграцию высшего образования, науки и производства, создание и развитие инновационной инфраструктуры для внедрения и экспорта собственных научно-технических разработок.

Реализуется  экспериментальный  проект “Университет 3.0”. Конечно, мы знаем, что сегодня в развитых странах мира уже формируется модель “Университета 4.0”, позволяющая решать сложнейшие задачи, которые в ряде случаев не по силам ни корпоративной, ни академической науке. Но она достижима только после успешной реализации модели “Университета 3.0” на основе концентрации в университетах уникального оборудования, высококвалифицированных кадров и, самое главное, совместного творчества начинающих и опытных ученых.

Внедрение модели “Университета 3.0” рассчитано на пятилетний период, однако уже в ходе первого двухлетнего этапа сделано многое. Помимо организационно-научных наработок в структуре УВО создана сеть инновационных подразделений, открыты новые отраслевые лаборатории, выполняются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, осуществляется формирование и управление портфелем инновационных молодежных проектов.

Следующим прорывным шагом в развитии высшего образования станет организация сетевой формы взаимодействия, что позволит подготовить кадры с уникальными компетенциями для приоритетных секторов экономики. При этом ресурсы учреждений образования объединятся с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и бизнес-инкубаторов, что в результате создаст инновационную научно-образовательную среду, обеспечивающую повышение вариативности содержания профессиональной подготовки специалистов, внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс, развитие прик­ладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Согласно поручениям главы государства и в целях оптимизации II ступени высшего образования, с этого года вводится единая программа магистратуры — для кадрового обеспечения научно-инновационной сферы и системы образования. Для чего уже предпринят ряд мер. В том числе внесены изменения в нормативную правовую базу, в содержание магистратуры, программы обучения.

Подписан приказ об открытии в вузах подготовки по соответствующим специальностям магистратуры с нового учебного года. 

Модернизация магистратуры будет направлена на повышение ее качества, эффективности и экспорт­ного потенциала. В магистратуру на бюджет должны идти только самые способные, желающие заниматься наукой и преподаванием.

Выполнены все запланированные на 2018 год мероприятия Комплекса мер по повышению эффективности аспирантуры и докторантуры, в частности: оптимизирован перечень специальностей послевузовского образования; расширена до 20% подготовка по приоритетным специальностям, необходимым для развития высокотехнологичных производств V и VI уклада экономики; разработаны системы стимулирования аспирантов, докторантов, соискателей, их научных руководителей и консультантов.

Ведется системная работа по вовлечению студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Второй год подряд наблюдается увеличение доли обучающихся в аспирантуре в возрасте до 24 лет. Положительные результаты достигнуты благодаря созданной системе стимулирования и привлечения в науку талантливой молодежи.

Вместе с тем большое количество выполненных вузами заданий по программам научных исследований не находят свое продолжение в научно-технических программах, в инновационных проектах, в хозяйственных договорах, т.е. не направлены на практический результат, на потребности реального сектора экономики.

Не приняты должные меры по расширению международного научно-технического сотрудничества, наращиванию экспорта научно-технической продукции.

Для повышения эффективности работы аспирантур и докторантур, увеличения численности аспирантов и докторантов, научных работников в вузах нам нужно искать дополнительные стимулы для притока в сферу науки молодых кадров.

На уровне дополнительного образования взрослых совершенствование системы непрерывного образования направлено на реализацию принципа — образование через всю жизнь. В современном мире многие профессии появляются и устаревают менее чем за 10 лет, а быстрая смена информации и технологий приводит к тому, что образование для человека становится постоянной необходимостью. Поэтому чрезвычайно важно развивать систему многоступенчатой профессиональной подготовки кадров.

Оптимальным является подход, при котором используют образовательные технологии, ориентированные на переобучение, переподготовку. Усредненные образовательные программы учреждений профессионального образования, знания, транслируемые стандартными учебными планами, уже не отвечают вызовам времени. Нам нужно переходить от обучения всех “огулом” к формированию индивидуальных траекторий обучения под запросы заказчиков.

По-прежнему актуально повышение престижа национальной системы образования на международном рынке (к слову, ректоры вузов должны обратить внимание на изменение подходов в выстраивании международных рейтингов, чтобы резко не снизить свои позиции на мировом уровне).

Важно также содействие экспорту услуг образования. В прош­лом году расширена договорно-правовая база международного сотрудничества в сфере образования, науки и молодежной политики, подписан ряд международных договоров о сотрудничестве в сфере образования.

В ряде зарубежных государств проведены дни белорусского образования, представлялась коллективная экспозиция “Образование в Беларуси”. Организовывались деловые визиты белорусских учреждений образования за рубеж и рекламные туры в наши вузы для зарубежных рекрутинговых организаций.

Начал работу на русском, английском и китайском языках сайт studyinby.com, информирующий о возможностях получения иностранными гражданами образования в Беларуси, введен в эксплуатацию сайт Центра международных связей, проводится работа по продвижению белорусского образования в социальных сетях, в том числе на портале Export.by. Однако эту деятельность нужно значительно активизировать.

В целях дальнейшей диверсификации направлений привлечения иностранных обучающихся, а также популяризации белорусского образования на международной арене, указом главы государства введен механизм предоставления образовательных грантов.

В рамках Государственной программы “Образование и молодежная политика” на 2016—2020 годы за счет средств республиканского бюджета реализуются мероприятия по дальнейшей интернационализации высшего образования.

Принятые меры позволили Министерству образования перевыполнить доведенное задание по темпу роста экспорта услуг. 

Из всех направлений международного сотрудничества взаимодействие в области образования с Китаем является одним из важнейших для Беларуси.

Для эффективного развития белорусско-китайского сотрудничества в сфере образования созданы необходимые условия, прежде всего, обозначена политическая воля лидеров двух государств.

Совместными усилиями образовательным ведомствам Республики Беларусь и Китайской Народной Республики удалось существенно нарастить динамику взаимных контактов, упрочить прямые межуниверситетские связи, реализовать ряд проектов в сфере образования и университетской науки.

Создаются новые совместные научно-технические центры и лаборатории, у нас растет количество институтов и классов Конфуция, а в Китае — центров изучения Беларуси, расширяется изучение китайского языка в белорусских учреждениях образования.

В августе прошлого года в Пекине состоялось четвертое совместное заседание Комиссии по сотрудничеству в области образования Белорусско-Китайского межправительственного комитета. По его итогам определены перспективы дву­стороннего сотрудничества.

В начале января в Даляне и Пекине прошла торжественная церемония открытия Года образования в Китае. Утвержден план мероприятий по его проведению. Призываю всех ответственно подойти к реализации этого плана.

Активная работа ведется с нашими коллегами в России, как на федеральном, так и региональных уровнях. Прочно вошли в практику работы проведение совместных коллегий, взаимодействие в рамках форума регионов, реализация совместных образовательных, молодежных, научно-технических проектов. В 2019 году особое внимание уделим вопросам развития Белорусско-Российского университета, реализации совместных программ в рамках Союзного государства.

Вместе с тем, как и в экономике, в образовании международная деятельность должна быть многовекторной и многогранной. Во-первых, нужно осваивать государства и более дальней дуги: африканский континент, Южную Америку, Юго-Восточную Азию.

А, во-вторых, внимание руководства вузов должно быть обращено на то, чем живет иностранный студент, какие условия для его учебы и отдыха созданы в вузе, какая информация на сайте университета. Даже вузовские коллективы, танцевальные и музыкальные, являются проводниками нашего образования за рубежом, своеобразными символами университетов и влияют на повышение интереса к стране, на привлечение иностранных студентов. Для комплексного решения обозначенных вопросов в 2019 году планируем создать специализированный центр в Студенческой деревне.

В рамках стратегии построения ИТ-страны в Беларуси цифровизация сферы образования играет первостепенную роль.

Большинство наших учреждений образования подключены к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам связи. Создан Национальный образовательный портал, где размещено более 400 тысяч школьных учебных пособий, 258 электронных образовательных ресурсов, около 70 электронных средств обучения по различным учебным предметам.

Цифровые технологии активно проникают в систему образования на всех ее уровнях, изменяя сознание и поведение обучающихся и преподавателей, а цифровая грамотность становится важнейшим требованием к профессиональным качествам практически любого работника независимо от возрастной категории.

Поэтому и обучать надо по-новому, используя все возможности, которые нам дают цифровые технологии. С помощью программных средств нужно изменить процесс обучения так, чтобы научить нынешнего человека жить в условиях цифровой трансформации. 

Министерство образования совместно с Минсвязи и ПВТ уже разработало проект концепции цифровой трансформации системы образования как ориентир для оптимизации на цифровой основе всех процессов, протекающих в системе образования. Кроме того, поэтапно наращиваем набор на ИТ-специальности. В 2019 году на первую ступень высшего образования увеличение составит 650 человек, на уровне среднего специального — 100. В то же время некоторые вузы проявляют инертность в этом вопросе, теряя отличную возможность расширить спектр подготовки специалистов, не сосредотачиваясь только на юристах и экономистах, а также заработать дополнительные средства.

Развитие системы образования невозможно без укрепления ее материально-технической базы.

Скоро в республике пройдут Европейские игры. Времени остается немного, поэтому подготовка комплекса “Студенческая деревня” к их проведению, своевременный ввод в эксплуатацию общежития № 2 — важнейшая задача.

В целях совершенствования бюджетного финансирования продолжалась реализация пилотного проекта по апробации нормативного финансирования. В эксперименте участвовали 857 учреждений общего среднего и 364 дошкольного образования.

А с этого года на нормативное финансирование перейдут практически все учреждения общего среднего образования (2830) и 480 учреждений дошкольного образования. Будет продолжена реализация программы модернизации учреждений общего среднего образования, оснащение школ кабинетами биологии и химии, вузовских лабораторий за счет средств займа Всемирного банка, а также централизованная закупка мультибордов. В 2019 году возобновим строительство общежития в Гродно для нужд Гродненского государственного университета.

Уважаемые участники заседания! В системе образования главной движущей силой был, есть и останется педагог.

В соответствии с поручениями Президента Республики Беларусь, данными на Республиканском педсовете, приняты меры по повышению заработной платы педагогических работников.

Разработанное Министерством образования постановление Совета Министров № 632 (“Об установлении размера тарифной ставки первого разряда и повышении заработной платы отдельным категориям педагогических работников”) позволило повысить с сентября 2018 года тарифные ставки педагогическим работникам на 20% и обеспечить рост их заработной платы.

А с января этого года предусмотрено установление надбавок педагогическим работникам за счет увеличения фонда оплаты их труда еще на 5%. Данная мера позволит также повысить заработную плату, а кроме того, обеспечит дифференцированный подход к оплате труда педагогов с учетом объема, сложности и результативности их работы.

Республика Беларусь видит лучших работников системы образования и благодарна им. С удовлетворением отмечаю, что в прошлом году государственными и ведомственными наградами отмечены более 2000 наших коллег. Ряд организаций и педагогов будут награждены и сегодня. Как говорят, по труду и честь.

Благодарю всех за проделанную работу, желаю успеха в выполнении поставленных задач!