Образовательная кинезиология: примеры упражнений для начальных классов

- 15:02Образование

Образовательная кинезиология играет важную роль в интеллектуальном развитии младших школьников.

Мы привыкли, что можно укреплять тело с помощью физических упражнений. Чем лучше спортсмен разогревает мышцы, тем менее травматично и более эффективно проходит тренировка. То же самое можно сказать и о мозге.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития — возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий мозга еще окончательно не сформирована. Поэтому включаю в уроки приемы образовательной кинезиологии, позволяющие активизировать природные механизмы работы мозга с помощью физических упражнений.

Кинезиология — наука о движении и о том, как оно влияет на функции головного мозга, прежде всего на когнитивные способности. А полноценное развитие мозга напрямую связано с развитием тела.

Использование гаджетов привело к пассивному образу жизни учащихся. Нехватка двигательной активности отрицательно влияет на развитие когнитивных способностей у современных детей. Все чаще в 1 класс приходят школьники с плохой концентрацией внимания, неусидчивые, рассеянные, со слаборазвитыми речью и мышлением. Справиться с этим позволяют кинезиологические упражнения.

Задача образовательной кинезиологии заключается в гармоничном развитии обоих полушарий, позволяющем расширить познавательную сферу, улучшить концентрацию внимания и память, снять стресс и нервное напряжение, а также раскрыть интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Oснователями образовательной кинeзиологии являются доктор наук Пoл Деннисон и его жена Гейл Деннисон. В начале 1990-х годов в рaмкaх этого нaправления они создали прoграмму “Гимнaстика мoзгa”, представляющую комплекс из 26 упражнений для развития межполушарного взаимодействия.

Полноценные комплексы упражнений невозможно целиком применить в рамках урока, поскольку его основная цель обучающая. Поэтому использую упражнения в качестве физкультминуток. Чтобы добиться ощутимого результата, необходимо выполнять их ежедневно, в доброжелательной обстановке, с постепенным усложнением.

Опыт показал, что детям они очень нравятся, так как успешно разбавляют монотонную учебную деятельность. Но главное, у учащихся улучшается память, повышается устойчивость внимания, облегчаются чтение и письмо.

Примеры упражнений

Массаж ушей

Упражнение позволяет улучшить слуховое восприятие. Массируем мочки ушей, затем всю ушную раковину снизу вверх, потом сверху вниз. Начинаем выполнять задание с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторяем 4—7 раз.

Сцепление

Упражнение помогает полноценно воспринимать информацию, позволяет снять стресс, успокоиться и переключить внимание. Исходное положение — стоя, сидя или лежа. Скрещиваем лодыжки ног, затем вытягиваем руки вперед, скрестив ладони друг к другу и сцепив пальцы в замок, выворачиваем руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Повторяем 8—10 раз.

Слон

Упражнение стимулирует и восстанавливает нервные сети, повышает концентрацию внимания, развивает навыки чтения вслух и запоминания. Исходное положение — стоя. Встаем в расслабленную позу, колени слегка согнуты. Наклоняем голову к плечу. От этого плеча вытягиваем руку вперед, как хобот. Рука рисует “ленивую” восьмерку, начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки. При этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполняем медленно 3—5 раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Двойной рисунок

Упражнение синхронизирует работу полушарий, улучшает восприятие и запоминание информации. На доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисуем зеркально-симметричные рисунки или буквы.

Энергетическая зевота

Упражнение снимает напряжение с мышц лица, глаз, рта и шеи, улучшает функцию голосовых связок. Исходное положение — сидя. Широко открываем рот и пытаемся зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняем 5—8 раз.

Лезгинка

Пальцы левой руки сжимаем в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6—8 раз.

Ухо — нос

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью до наоборот.

Сова

Упражнение развивает запоминание и устную речь. Схватываем и плотно сжимаем мышцы правого плеча левой рукой. Поворачиваем голову и смотрим назад через плечо. Делаем глубокий вдох и разворачиваем плечи. Смотрим через левое плечо и распрямляем плечи. Опускаем подбородок на грудь и делаем глубокий вдох, расслабляя мышцы. Повторяем то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

Татьяна КОРНЕЛЮК,
учитель начальных классов

Ряснянской средней школы Каменецкого района