Профессиональное мастерство учителя проявляется не только в процессе обучения детей, но и в ходе обобщения педагогического опыта, проведения методических мероприятий, создания методических продуктов и их презентации. Нами разработаны 10 учебных пособий по математике, в которые входит серия «Математические диктанты и тренажеры» для учащихся 5–9 классов [3].
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Математические диктанты и тренажеры: от простого к сложному», где организуется методическая презентация названных авторских продуктов. Опыт работы, представленный в ходе мастер-класса, транслировался в рамках районного и областного этапов конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года – 2023», а также на областном семинаре «Модель системной работы с высокомотивированными и одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам по математике».
Цель мастер-класса: предполагается, что в конце мастер-класса его участники научатся применять алгоритм создания авторских продуктов по математике для учащихся 5–9 классов.
Задачи:
- мотивировать педагогов на ознакомление с системой работы мастера по повышению качества знаний учащихся, предполагающей использование математических тренажеров;
- познакомить участников с моделью создания авторских математических тренажеров, организовать деятельность групп по их разработке в соответствии с предложенным алгоритмом;
- содействовать повышению уровня профессионального мастерства учителей.
Оборудование: рабочий блокнот участников, дидактические материалы, мультимедийная установка, презентация.
Ход мастер-класса
І. Организационно-мотивационный этап
Мастер приветствует участников и знакомит их с рабочими блокнотами (представлены на сайте журнала ). Педагоги произвольно делятся на 5 групп.
ІІ. Этап целеполагания
Учителя индивидуально определяют свои запросы на мастер-класс, выбрав один из предложенных вариантов:
- я работаю с готовыми авторскими продуктами – предложенными мастером математическими тренажерами;
- я создаю по представленному образцу математические тренажеры;
- я хочу изучить алгоритм создания математических тренажеров, чтобы моделировать собственные методические продукты.
Прием «Математическая цепочка». Участники производят математические вычисления по цепочке.
Ответы: 14, 1, 1, 9, 44.
Мастер интересуется у педагогов, с какими историческими событиями ассоциируются получившиеся числа, а затем описывает свои ассоциации: 14 января 1944 года Мозырь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Подчеркивается, что все задания, которые будут рассматриваться в ходе мастер-класса, по содержанию связаны с нашей страной, ее историей и культурой.
ІІІ. Этап актуализации субъективного опыта участников
Прием «Гексограмма». На шестиугольниках (гексах) размещены задания авторского математического тренажера. Необходимо, верно выполнив задания, открыть элементы гексограммы «Символы».
Задания
- Обратимся к 1944 году. Одержать победу в войне людям помогало мужество, символом которого для белорусского народа является Брестская крепость. Сколько дней держала оборону Брестская крепость, если известно, что данное число выражено как 25?
- Наравне с мужеством победить в войне людям помогала вера. Символом веры для жителей белорусского Полесья являются Туровские кресты. В легенде об их происхождении говорится, что кресты приплыли из Киева в Туров против течения. Сколько было крестов, если их количество представлено произведением 3 и 22?
- Символом духовности белорусского народа является василек. Сколько месяцев цветет василек, если этот период равен половине числа 10?
- Символом домашнего очага белорусов является рушник. Сколько основных этапов жизни человека описано в семейных обрядах, где используется рушник, если их количество представлено вторым простым числом в натуральном ряду?
- Символом культурных праздников белорусов является Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». Сколько раз он проводился, если количество фестивалей представлено выражением 52 + 6?
- Символом знаний для белорусов стала Национальная библиотека. Сколько этажей имеет здание, если их количество представлено выражением 6·4–1?
Участники открывают гексограмму – это и есть модель создания авторского учебно-методического пособия.
IV. Информационно-деятельностный этап
В качестве образца педагоги получают математические тренажеры [3]. Мастер рассказывает про составляющие представленной модели, учителя рассматривают пособие и анализируют его.
Ведущая идея: повышение качества знаний учащихся.
Целевая аудитория: учащиеся 5–9 классов.
Структура: в одной теме – задания тренажерного характера по подтемам и задания для любознательных.
Форма подачи материала: математические тренажеры по 20 однотипных заданий в 2 вариантах.
Алгоритм применения: представлены рекомендации к действию.
Эффективные приемы: представлены различные приемы, использование которых поможет педагогу повысить качество знаний учащихся.
Организуется работа в группах.
Прием «Найди пару». Учителя собирают два предложения из частей и отмечают, в чем заключаются преимущества рассмотренной модели.
1. Модель является универсальной, что позволяет каждому автору изменять ее в зависимости от своего запроса.
2. Модель разработки авторских продуктов в образовательном процессе – это конструктор, применив который каждый сможет создать собственный продукт.
Фота з архіва носіць ілюстрацыйны характар
V. Этап моделирования
Каждой группе предлагается выполнить задание: в конвертах находятся карточки, информацию на которых необходимо изучить и либо сложить представленные предложения в определенном порядке, либо наполнить заданным содержанием.
Задания
Группа 1. Собрать алгоритм составления математического тренажера.
Карточки
- Составить однотипные задания.
- Выбрать приемы, которые будут использоваться на уроке.
- Определить тему урока.
- Определить этап учебного занятия, на котором будет применяться тренажер.
Группа 2. Собрать алгоритм составления математического диктанта.
Карточки
- Составить вопросы, на которые можно ответить кратко.
- Определить приемы, которые будут применяться на учебном занятии.
- Определить тему урока.
- Определить этап урока, на котором будет использоваться математический диктант.
Группа 3. Описать пример применения приема «Цепочка ассоциаций» в рамках своей педагогической деятельности.
Прием «Цепочка ассоциаций» направлен на развитие у учащихся логического мышления. Ребята по очереди называют результаты вычислений, которые у них получились. Когда все примеры решены, предлагается решить их по цепочке в обратном порядке. Прием также может применяться с пропуском нескольких звеньев цепочки, но с сохранением начального и конечного звеньев – проследив логическую зависимость, ученики вставляют недостающую информацию.
Группа 4. Описать пример применения приема «Пазл» в рамках своей педагогической деятельности.
Прием «Пазл» на уроках математики можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Его применение способствует развитию у школьников внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию. Учебные пазлы можно составлять совместно с учащимися любого класса на любом этапе изучения материала.
Группа 5. Описать пример применения приема «Ромашка» в рамках своей педагогической деятельности.
Прием «Ромашка» – один из приемов развития критического мышления через чтение и письмо. Учитель готовит ромашку с 6 и более лепестками, на каждом из них записан свой тип вопросов. Этот прием ценится за свою универсальность: подходит для использования как в начальных, так и в старших классах, с его помощью можно развивать у ребят познавательный интерес, учить их работать с текстом.
Участники по группам представляют результаты работы, совместно с мастером проводят их анализ. Мастер делает вывод, что алгоритм является авторским конструктором, поэтому, переставляя местами его элементы, учитель не допускает ошибку, а может составить свой тренажер. Также отмечается, что алгоритмы создания математического диктанта и тренажера похожи.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Мастер предлагает участникам вернуться к задачам, поставленным в начале мастер-класса, и проанализировать, достигнуты ли они, а затем подчеркивает, что каждый из педагогов, готовясь к своим урокам, создает авторские продукты и подкрепляет их интересными приемами – это делает урок не только эффектным, но и эффективным. Мастер также отмечает, что в рабочих блокнотах был создан продукт-рекомендация по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, что поможет каждому из участников создавать и применять представленные методические продукты самостоятельно.
Учителя делают выводы, обсуждают совместно составленную модель, дают оценку своей работе.
Прием «2+1». Педагоги пишут два положительных слова о мастер-классе и одну рекомендацию мастеру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии–3 / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017. – 168 с.
2. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод. рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров. – Минск: АПО, 2012. – 92 с.
3. Туровец, Т. С. Математические тренажеры. 9 класс: пособие для педагогов учр. общ. сред. образования / Т. С. Туровец, Е. Н. Герасименок. – Мозырь: Выснова, 2020. – 76 с.