Обучение педагогов: мастер-класс по созданию математических диктантов и тренажеров

- 12:02Журнал "Народная асвета", Образование
Т.С. Туровец, учитель математики высшей квалификационной категории СШ № 9 г. Мозыря

Профессиональное мастерство учителя проявляется не только в процессе обучения детей, но и в ходе обобщения педагогического опыта, проведения методических мероприятий, создания методических продуктов и их презентации. Нами разработаны 10 учебных пособий по математике, в которые входит серия «Математические диктанты и тренажеры» для учащихся 5–9 классов [3].

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Математические диктанты и тренажеры: от простого к сложному», где организуется методическая презентация названных авторских продуктов. Опыт работы, представленный в ходе мастер-класса, транслировался в рамках районного и областного этапов конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года – 2023», а также на областном семинаре «Модель системной работы с высокомотивированными и одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам по математике».

Цель мастер-класса: предполагается, что в конце мастер-класса его участники научатся применять алгоритм создания авторских продуктов по математике для учащихся 5–9 классов.

Задачи:

  • мотивировать педагогов на ознакомление с системой работы мастера по повышению качества знаний учащихся, предполагающей использование математических тренажеров;
  • познакомить участников с моделью создания авторских математических тренажеров, организовать деятельность групп по их разработке в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • содействовать повышению уровня профессионального мастерства учителей.

Оборудование: рабочий блокнот участников, дидактические материалы, мультимедийная установка, презентация.

Ход мастер-класса

І. Организационно-мотивационный этап

Мастер приветствует участников и знакомит их с рабочими блокнотами (представлены на сайте журнала ). Педагоги произвольно делятся на 5 групп.

ІІ. Этап целеполагания

Учителя индивидуально определяют свои запросы на мастер-класс, выбрав один из предложенных вариантов:

  • я работаю с готовыми авторскими продуктами – предложенными мастером математическими тренажерами;
  • я создаю по представленному образцу математические тренажеры;
  • я хочу изучить алгоритм создания математических тренажеров, чтобы моделировать собственные методические продукты.

Прием «Математическая цепочка». Участники производят математические вычисления по цепочке.

Ответы: 14, 1, 1, 9, 44.

Мастер интересуется у педагогов, с какими историческими событиями ассоциируются получившиеся числа, а затем описывает свои ассоциации: 14 января 1944 года Мозырь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Подчеркивается, что все задания, которые будут рассматриваться в ходе мастер-класса, по содержанию связаны с нашей страной, ее историей и культурой.

ІІІ. Этап актуализации субъективного опыта участников

Прием «Гексограмма». На шестиугольниках (гексах) размещены задания авторского математического тренажера. Необходимо, верно выполнив задания, открыть элементы гексограммы «Символы».

Задания

  1. Обратимся к 1944 году. Одержать победу в войне людям помогало мужество, символом которого для белорусского народа является Брестская крепость. Сколько дней держала оборону Брестская крепость, если известно, что данное число выражено как 25?
  2. Наравне с мужеством победить в войне людям помогала вера. Символом веры для жителей белорусского Полесья являются Туровские кресты. В легенде об их происхождении говорится, что кресты приплыли из Киева в Туров против течения. Сколько было крестов, если их количество представлено произведением 3 и 22?
  3. Символом духовности белорусского народа является василек. Сколько месяцев цветет василек, если этот период равен половине числа 10?
  4. Символом домашнего очага белорусов является рушник. Сколько основных этапов жизни человека описано в семейных обрядах, где используется рушник, если их количество представлено вторым простым числом в натуральном ряду?
  5. Символом культурных праздников белорусов является Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». Сколько раз он проводился, если количество фестивалей представлено выражением 52 + 6?
  6. Символом знаний для белорусов стала Национальная библиотека. Сколько этажей имеет здание, если их количество представлено выражением 6·4–1?

Участники открывают гексограмму – это и есть модель создания авторского учебно-методического пособия.

IV. Информационно-деятельностный этап

В качестве образца педагоги получают математические тренажеры [3]. Мастер рассказывает про составляющие представленной модели, учителя рассматривают пособие и анализируют его.

Ведущая идея: повышение качества знаний учащихся.

Целевая аудитория: учащиеся 5–9 классов.

Структура: в одной теме – задания тренажерного характера по подтемам и задания для любознательных.

Форма подачи материала: математические тренажеры по 20 однотипных заданий в 2 вариантах.

Алгоритм применения: представлены рекомендации к действию.

Эффективные приемы: представлены различные приемы, использование которых поможет педагогу повысить качество знаний учащихся.

Организуется работа в группах.

Прием «Найди пару». Учителя собирают два предложения из частей и отмечают, в чем заключаются преимущества рассмотренной модели.

1. Модель является универсальной, что позволяет каждому автору изменять ее в зависимости от своего запроса.

2. Модель разработки авторских продуктов в образовательном процессе – это конструктор, применив который каждый сможет создать собственный продукт.

Фота з архіва носіць ілюстрацыйны характар

V. Этап моделирования

Каждой группе предлагается выполнить задание: в конвертах находятся карточки, информацию на которых необходимо изучить и либо сложить представленные предложения в определенном порядке, либо наполнить заданным содержанием.

Задания

Группа 1. Собрать алгоритм составления математического тренажера.

Карточки

  1. Составить однотипные задания.
  2. Выбрать приемы, которые будут использоваться на уроке.
  3. Определить тему урока.
  4. Определить этап учебного занятия, на котором будет применяться тренажер.

Группа 2. Собрать алгоритм составления математического диктанта.

Карточки

  1. Составить вопросы, на которые можно ответить кратко.
  2. Определить приемы, которые будут применяться на учебном занятии.
  3. Определить тему урока.
  4. Определить этап урока, на котором будет использоваться математический диктант.

Группа 3. Описать пример применения приема «Цепочка ассоциаций» в рамках своей педагогической деятельности.

Прием «Цепочка ассоциаций» направлен на развитие у учащихся логического мышления. Ребята по очереди называют результаты вычислений, которые у них получились. Когда все примеры решены, предлагается решить их по цепочке в обратном порядке. Прием также может применяться с пропуском нескольких звеньев цепочки, но с сохранением начального и конечного звеньев – проследив логическую зависимость, ученики вставляют недостающую информацию.

Группа 4. Описать пример применения приема «Пазл» в рамках своей педагогической деятельности.

Прием «Пазл» на уроках математики можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Его применение способствует развитию у школьников внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию. Учебные пазлы можно составлять совместно с учащимися любого класса на любом этапе изучения материала.

Группа 5. Описать пример применения приема «Ромашка» в рамках своей педагогической деятельности.

Прием «Ромашка» – один из приемов развития критического мышления через чтение и письмо. Учитель готовит ромашку с 6 и более лепестками, на каждом из них записан свой тип вопросов. Этот прием ценится за свою универсальность: подходит для использования как в начальных, так и в старших классах, с его помощью можно развивать у ребят познавательный интерес, учить их работать с текстом.

Участники по группам представляют результаты работы, совместно с мастером проводят их анализ. Мастер делает вывод, что алгоритм является авторским конструктором, поэтому, переставляя местами его элементы, учитель не допускает ошибку, а может составить свой тренажер. Также отмечается, что алгоритмы создания математического диктанта и тренажера похожи.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Мастер предлагает участникам вернуться к задачам, поставленным в начале мастер-класса, и проанализировать, достигнуты ли они, а затем подчеркивает, что каждый из педагогов, готовясь к своим урокам, создает авторские продукты и подкрепляет их интересными приемами – это делает урок не только эффектным, но и эффективным. Мастер также отмечает, что в рабочих блокнотах был создан продукт-рекомендация по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, что поможет каждому из участников создавать и применять представленные методические продукты самостоятельно.

Учителя делают выводы, обсуждают совместно составленную модель, дают оценку своей работе.

Прием «2+1». Педагоги пишут два положительных слова о мастер-классе и одну рекомендацию мастеру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии–3 / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017. – 168 с.

2. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод. рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров. – Минск: АПО, 2012. – 92 с.

3. Туровец, Т. С. Математические тренажеры. 9 класс: пособие для педагогов учр. общ. сред. образования / Т. С. Туровец, Е. Н. Герасименок. – Мозырь: Выснова, 2020. – 76 с.