О преемственности поколений, требованиях к руководителям и творчестве в педагогическом труде корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорила с начальником отдела образования Ельского райисполкома Ольгой Сивчук.
На личном опыте
— Ольга Степановна, прежде чем возглавить образовательную отрасль района, вы прошли практически по всем возможным ступенькам педагогической деятельности. В какой мере приобретенные навыки помогают вам сегодня?
— Да, начинала учителем, была воспитателем учреждения дошкольного образования, воспитателем группы продленного дня, трудилась заместителем директора школы, методистом, специалистом в отделе образования, заместителем начальника отдела образования… Мне действительно очень легко оценивать работу каждого — на личном опыте знаю, где труднее, кого нужно больше похвалить, так как труд не всегда виден. Воспитатели группы продленного дня, на мой взгляд, заслуживают особых слов поддержки, как и воспитатели дошкольного образования, поскольку они работают с маленькими детьми и к требованиям детей добавляются требования родителей…
При этом я ценю всех педагогов, все они в нашем районе высококвалифицированные, все на своем месте. Когда бываю в учреждениях образования, то, признаюсь, получаю каждый раз заряд позитива и положительных эмоций от общения с коллегами. Но вот руководителей учреждений образования люблю по принципу, по какому меня саму воспитали в семье: нужно любить так, чтобы об этом… не знали. Поэтому я строго подхожу к выполнению поставленных задач и тех поручений, которые даю. Вообще, наш коллектив руководителей назову слаженным и толковым, соответственно, и результаты работы хорошие.
— И все же наверняка есть какие-то учреждения образования, куда вы гостей пригласите запросто, без подготовки…
— Безусловно, в Ельском районе есть учреждения, которые можно назвать брендовыми, которые воспитывают победителей научных конференций, олимпиад, растят чемпионов. Но при этом с гордостью отмечу, что практически в каждом учреждении есть то, что можно показать, чем похвалиться. Для примера назову сельский детский сад в агрогородке Заширье, которым много лет руководит Ольга Павловна Ясковец. У нее в крови — желание преображать свой сад, там реализован инновационный проект Министерства образования “Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования”.
Она побывала у руководителей всех сельскохозяйственных предприятий района — и все оказывают садику спонсорскую помощь… Когда бы ни заехала в этот детский сад, чувствуешь там — высокие слова, но это правда! — любовь. Любовь к детям, к педагогам, к стране. Здесь отдыхаешь душой. И потому такого руководителя, как Ольга Павловна, я всегда ставлю коллегам в пример.
Со всей ответственностью
— Руководитель не может не думать о том, кто придет на смену нынешним труженикам. И все же, положа руку на сердце, на кого больше рассчитываете сегодня — на ветеранов или на молодые кадры?
— Искренне отвечу: больше пока рассчитываю на ветеранов педагогического труда, на которых и держится система образования района. Это те люди, которые четко понимают, что работа — это очень важно, что нужно быть ответственным, выкладываться как учитель на все 100%. Да, уже нужно готовить смену руководителям пенсионного возраста, но, к сожалению, пока вижу среди молодых педагогов достойных единицы. Завышенные требования? Отнюдь. Как начальник отдела образования хочу найти среди преемников нынешних директоров, их заместителей хороших управленцев, направляющих свой коллектив в правильное русло, грамотных руководителей, у которых рождались бы новые конкретные идеи, готовые к реализации.
— Знаю, в районе на постоянной основе проводятся творческие отчеты учреждений образования. Полезные, на ваш взгляд, мероприятия?
— Полезные и интересные для всех участников. Обычно таких отчетов два в год и туда выезжают все руководители учреждений. Ну а сам приглашающий руководитель должен показать то хорошее, чем живет учреждение: все новшества, достойные внимания формы работы с учащимися. Ответственное дело, согласитесь… В последний раз такое мероприятие проходило в Добрынской средней школе, следующее пройдет в Заширской средней школе и дальше по алфавиту. На таких мероприятиях присутствуют, как правило, не только руководители учреждений образования со всего района, но и председатели сельсоветов. Важно, чтобы они тоже видели, чем и как мы живем, тогда проще и продуктивнее обсуждать совместные вопросы.
О воспитании и патриотизме
— Мало говорить о воспитании патриотизма в детях, тут важны неравнодушие взрослых и конкретные яркие начинания. Есть тому примеры, Ольга Степановна?
— Насчет неравнодушия взрослых вы особенно правы… Председатель Ельского райисполкома Виктор Иванович Замостик очень трепетно и тепло относится и к системе образования района, и к процессу патриотического воспитания. За два года он побывал в каждом учреждении образования, познакомился со всеми педагогами, детьми — и, знаете, своим искренним общением, своей информацией он уже настраивает школьников на любовь к родному краю, на необходимость защиты независимости нашей родины, наших ценностей. Неудивительно, что в прошлом году во 2-й школе мы открыли два патриотических класса, и уже в мае этого года в 1-й школе и гимназии создали отряды юных миротворцев. Виктор Иванович, к слову, помог нам и с созданием музейной экспозиции по геноциду, нашел для нее спонсоров.
Как достойную форму работы по патриотическому воспитанию назову субботние встречи в районном Центре творчества и 2-й школе, на которые приезжают сельские школьники. Экскурсоводы знакомят с экспозицией уникального для района школьного музея, ребят ведут в обучающую зону по основам безопасности жизнедеятельности. Не только детям — педагогам интересно!.. В Добрынской школе создан ресурсный центр по патриотическому воспитанию, есть музейная комната, которая постоянно обновляется. В Ремезовской средней школе, во многом благодаря педагогу Людмиле Фадеевне Трошко, ярко работает музей боевой и трудовой славы. Планируем во время летних каникул привозить туда детей на экскурсию.
Поскольку наш район является пострадавшим от последствий чернобыльской аварии, то, конечно же, есть и музейная экспозиция, посвященная отселенным деревням — в агрогородке Заширье, в Доме культуры. Все наши дети бывают там, участвуют во встречах с ликвидаторами.
Убеждена: современное поколение детей надо воспитывать не только во время патриотических акций, праздников и диалоговых площадок. Это ежедневная и, может быть, даже ежечасная работа взрослых, педагогов — работа убежденно-искренняя, работа на созидание.
Екатерина ДУБИНСКАЯ
Фото автора