Он станет хорошим ученым — Наталья Черненко о своем ученике, бронзовом призере международной олимпиады по биологии

- 13:03Образование

Из Филиппин, где состоялась 36-я Международная биологическая олимпиада, команда нашей страны вернулась с тремя медалями. Все они — на счету представителей Витебской области, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Бронзовые медали IBO 2025 в Кесон-Сити завоевали выпускники учреждений общего среднего образования северного региона: Ксения Борисенок (Ушачская средняя школа), Александр Дрозд (Витебское кадетское училище) и Анастасия Тенюго (Должанская средняя школа Витебского района). Молодые таланты являются стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

В 2024 г. Александр и Ксения привезли золото и бронзу с первой Международной олимпиады по биологии имени Авиценны, которая проходила в Бухаре (Узбекистан). В портфолио школьных достижений Анастасии — результативное обучение в нескольких профильных сменах Национального детского технопарка и победа в личном зачете на Слете юных экологов Беларуси и России «Экология без границ».

— Ребята — опытные участники Республиканской олимпиады по биологии, — сообщила методист Витебского областного института развития образования Елена Благодер. — Александр и Ксения успешно дебютировали на интеллектуальном состязании еще будучи восьмиклассниками (выступали за 9-й класс), Анастасия присоединилась на следующий год. С 2022 г. они постоянно входили в состав команды области на заключительном этапе, радовали красивыми победами. Огромная благодарность учащимся, их педагогам и родителям за ежедневный кропотливый труд! Сегодня наши чемпионы уже стали студентами.

Великолепное трио выпускников для дальнейшей учебы выбрало биологический факультет БГУ.

Как проинформировала Е. Благодер, на региональном уровне подготовка финалистов Республиканской олимпиады по биологии осуществляется на учебных сборах, организованных ВОИРО. Со школьниками занимаются представители ВГМУ, ВГУ имени П.М. Машерова и ВГАВМ, а также педагоги четырех витебских гимназий при поддержке БГУ. Для совершенствования практических навыков лучшим юным биологам области открывают двери лаборатории ведущих учреждений высшего образования.

Успех на IBO 2025 — пример того, что белорусским школьникам из сельской глубинки наравне с их городскими ровесниками предоставлены возможности развивать свои таланты. Это яркий и закономерный результат выстроенной в республике системной работы по выявлению и поддержке одаренных учащихся. Неоценимый вклад в подготовку победителей внесли наставники из числа специалистов БГУ и БГМУ. Руководителями команды Беларуси на международной олимпиаде были доцент кафедры клеточной биологии и биоинженерии растений БГУ Светлана Филиппова и доцент кафедры зоологии БГУ Федор Сауткин.

В самом престижном в мире соревновании по биологии среди школьников приняли участие более 300 человек из 78 стран плюс 4 государства присутствовали в качестве наблюдателей.

Испытания включали два тура. На теоретическом предлагались задачи по молекулярной и клеточной биологии, анатомии и физиологии растений и животных, экологии и этологии, генетике, эволюции и биосистематике. Практический тур был направлен на выявление уровня экспериментальных навыков и научного мышления: лабораторные исследования, микроскопия, работа с образцами и анализ биологических процессов. Белорусы достойно продемонстрировали как знания по ключевым направлениям современных биологических наук, так и умение применять теорию в реальных научных условиях.

Еще один участник белорусской команды на IBO 2025, выпускник Лицея имени Ф.Э. Дзержинского БГУ Вячеслав Пирогов, получил похвальный отзыв.

По словам К. Борисенок, итоговый рейтинг в Кесон-Сити получился максимально плотный, то есть конкуренция оказалась очень высокой. Ребята не только соревновались на базе университета Атенео-де-Манила, но и вместе делали проекты, играли, узнавали много нового о культурах разных стран. Выпускница отметила: ей приятно осознавать, что по всему миру есть люди, которых объединяет любовь к биологии, к познанию и открытиям.

Олимпиадному движению я посвятила 5 лет своей жизни, в течение которых сформировалось большинство моих качеств, — рассказала К. Борисенок. — Я научилась ставить перед собой высокие цели: после каждого этапа ты знаешь, что еще есть к чему стремиться, и чем дальше, тем глобальнее становятся цели. Школьников, которые участвуют в интеллектуальных состязаниях, выделяет настойчивое желание не останавливаться на достигнутом, четкое осознание, в каком направлении ты хочешь двигаться. Олимпиада подарила мне интересных людей, которые меня окружают сейчас. Буквально втянула в среду единомышленников, что тоже сильно влияет на становление личности. К тому же многочисленные поездки, думаю, подготовили меня к студенческой жизни и научили решать проблемы быстро, без лишней суеты.

А. Дрозд главными слагаемыми победы считает совместную системную работу с педагогами, самоподготовку и поддержку родителей. К покорению вершин международного уровня учащийся шел рука об руку с учителем биологии Витебского кадетского училища Натальей Черненко.

Опытная педагог взрастила многих победителей областного и нескольких заключительного этапов олимпиады по своему предмету. Первоначально Александр связывал профессиональное будущее с медициной, однако в выпускном классе серьезно увлекся биотехнологиями, что и определило дальнейший путь. Не меньше, чем наградами международных олимпиад, парень дорожит золотой медалью, полученной на выпускном вечере. К слову, аттестаты у всех наших земляков, которые стали бронзовыми призерами IBO 2025, — с отличием.  

Работать надо, особых секретов нет, — раскрыла главный педагогический принцип Наталья Черненко. — Александр очень ответственный, увлеченный и целеустремленный. У него замечательная логика: умеет запоминать и систематизировать, детально вникает в тему. Ему надо разобраться, понять, и тогда он сам делает открытие: «Ага, это, оказывается, связано одно с другим!» Толковый парень, причем сильный математик. Из практики заметила, что шансы победить на олимпиаде всегда выше у ученика, который обладает математическими способностями. В биологии без них никак, предметные области взаимосвязаны.

В 8-м классе у Александра преподавала Наталья Шляхто. Уроки биологии она тогда вела первый год. Умница большая. Коллега сама быстро росла (и продолжает расти) в профессии и ученику помогла стартовать. Мы в команде работали, параллельно я с ним индивидуально занималась. А в старшей школе я уже уроки вела в его классе. Причем в обычном, непрофильном. Всё, что сверх программы, — дополнительные занятия и самостоятельная подготовка. Моим приоритетом стало направить, составить план и проверить. В некоторых вопросах ученик обладал даже большими знаниями, чем я, молодец! Скорее всего он станет хорошим ученым.

А. Тенюго и А. Дрозд — выпускники из Витебского района. Анастасия вошла в число 20 лауреатов звания «Человек года Придвинья» и была занесена на районную доску Почета. Любопытно, что среди увлечений девушки — филология и музыка: она окончила музыкальную школу по классу фортепиано, получала награды на конкурсах, а самостоятельно еще научилась играть на гитаре.

В старших классах Анастасии пришлось сделать нелегкий выбор между биологией и музыкой, к которой у нее тоже большой талант, — прокомментировала учитель биологии Должанской средней школы Татьяна Соловова. — Перевесила биология. Присмотреться к ученице мне когда-то порекомендовала ее классный руководитель Оксана Москаленко. Углубленно заниматься предметом мы начали с 6-го класса. Девушка — многогранная личность и лидер с активной гражданской позицией, в школе она возглавляла первичную организацию БРСМ. Мотивированная, настойчивая, творческая, трудолюбивая, патриот и авторитет для ровесников, младших школьников. В будущем, несомненно, ее таланты послужат процветанию родной страны.

Татьяна БОНДОРЕВА
Фото предоставлено Витебским областным институтом развития образования