«Ориентиры даны». Педагогическая общественность – о главных акцентах Республиканского педсовета

- 10:05Актуально

Представители сферы образования активно обсуждают основные мысли и посылы, прозвучавшие в ходе Республиканского педагогического совета. Своим мнением с корреспондентом «Настаўніцкай газеты» поделились председатель Белорусского профсоюза работников образования и науки Татьяна Якубович и начальник управления образования Новогрудского райисполкома Ирина Скобля.

Павышэнне прэстыжу прафесіі

Таццяна ЯКУБОВІЧ:

— Адбылася вельмі значная падзея для ўсёй педагагічнай грамадскасці нашай краіны: правя­дзенне Рэспубліканскага педагагічнага савета з удзелам кіраўніка дзяржа­вы пацвярджае важнасць адзінства ўсіх удзельнікаў не толькі адукацыйнага працэсу, але і ўлады. Прэзідэнт Беларусі зрабіў акцэнт, што сфера адукацыі з’яўляецца найважнейшай у грамадстве, таму што ўсё пачынаецца з настаўніка. У нашай рабоце не павінна быць дробязей.

Як адзначыў Аляксандр Рыгоравіч, школа — гэта храм, і, пераступаючы парог гэтага храма, ты павінен усвядоміць (перш за ўсё вучань), адукацыя — гэта не толькі працэс навучання, але і выхаванне, якое дасягаецца сістэмнасцю. У цяперашні час актыўна адбываецца працэс пераасэнсавання падыходаў да выхавання ў школе, каледжах і ўніверсітэтах як аднаго з важных элементаў фарміравання асобы. Былі таксама ўзняты пытанні патрыятычнага і працоўнага выхавання, фарміравання ў падрастаючага пакалення патрэбы да здаровага ладу жыцця і прыцягнення яго ў спорт.

Без увагі не засталася і важнасць адаптацыі адукацыйнай сістэмы да змяненняў у грамадстве і на рынку працы. Да гэтага можна аднесці і пералік запатрабаваных спецыяльнасцей, карэкціроўку вучэбных праграм, а таксама ўцягненасць у гэты працэс заказчыкаў кадраў. Самае галоўнае, што пачулі педагогі, — істотных змяненняў у адукацыі не будзе, а будзе толькі дашліфоўка, звязаная з павы­шэннем прэстыжу прафесіі, патрыятызмам, экспартам адукацыйных паслуг, падтрымкай таленавітай моладзі, а таксама са спе­цыяльнасцямі будучыні, якія ідуць на стыку прафесій, напрыклад, тэлемедыцынай. Пры гэтым застаецца, як і раней, базавы падыход — абавязкова роўны доступ да адукацыі ўсіх удзельнікаў гэтага працэсу. І нам вельмі прыемна з вуснаў кіраўніка дзяржавы пачуць, што настаўнік — гэта апора дзяржавы і чалавек Прэзідэнта.

Таму з упэўненасцю можна сказаць, што ў кансалідацыі намаганняў Міністэрства адукацыі, педагагічных калектываў, прафсаюзных арганізацый усіх узроўняў мы зможам пераадолець усе існуючыя выклікі і захаваць не толькі якасць адукацыі ў Беларусі, але і мір і стабільнасць на нашай роднай зямлі.

Ориентиры даны

Ирина СКОБЛЯ:

— Я впервые присутствовала на таком важном и значимом мероприятии, впечатлений и мыслей по этому поводу очень много. Безусловно, белорусская сис­тема обра­зования уже доказала свою состоятельность, уникальность, что и было отмечено в док­ладе министра образования. На вопросы главы государства, стала ли школа храмом, приходят ли ученики в школу с трепетом, я как начальник управления образования, бывший директор школы могу ответить так. За последние годы в школах Новогрудского района дисциплина и порядок обучающихся обеспечиваются на высоком уровне. В начале каждого учебного года и дети, и их законные представители знакомятся с правилами внутреннего распорядка для учащихся, где четко изложены не только права, но и обязанности обучающихся, требования к их внешнему виду, манере поведения, речи. В сущности, это детская Конституция, законы которой не обсуждаются, а выполняются всеми участниками образовательного процесса. Практически безболезненно в школах района прошел процесс унификации внешнего вида учащихся, обретения единых элементов. Это говорит о том, что школа и родители слышат и понимают друг друга, а дети слышат своих учителей и родителей.

Как и у всех, у нас есть проблемы, но мы знаем, как их решать. Не у всех школ пока есть приусадебные участки, но наши учащиеся уже ухаживают за плодовыми деревьями, высаживают их. Мы понимаем, что в данном направлении нам еще предстоит кропотливая работа. Также необходимо поднимать на новый уровень трудовое воспитание.

Несмотря на то, что за­крепление молодых специа­листов в районе на протяжении последних 5 лет не опус­кается ниже 70 процентов, проблема с кадрами, конечно же, существует. Полностью поддерживаю Президента, который сказал на педагогическом совете, что заказчики кадров (а это наши учреждения образования) должны определять компетенции, которые нужны специалистам. Я поддерживаю предложение Александра Григорьевича о том, что следует ввести практику предварительного распределения специалистов до окончания учреждений высшего образования. Мы готовы сотрудничать в данном направлении с вузами, колледжами.

Была озвучена еще одна задача — поднять авторитет педагога. В Новогрудском районе многое сделано и делается для популяризации педагогической профессии. Принимаются меры по повышению уровня заработной платы, педагогические работники являются активными участниками общественно-политической жизни региона, регулярно награждаются на уровне как района, так и республики, в том числе государственными наградами. Конечно, это далеко не все. Совместно с районным исполнительным комитетом нам предстоит решать проблемы обеспечения арендным жильем наших педработников. И мы, конечно, будем над этим работать.

Чтобы, как сказал глава государства, формировать у детей правильное восприятие мира, понимание всех процессов, происходящих в обществе и государстве, педагог сам должен все правильно понимать, воспринимать и уметь правильно воспитывать. Ориентиры даны, проблемы вскрыты. Главное, найти пути их решения. Убеждена, что у белорусских педагогов, в том числе педагогов Новогрудчины, все получится. 

Подготовила Оксана МЫТЬКО
Фото Олега ИГНАТОВИЧА, БелТА и предоставлено профсоюзом