Особенности лицензионной деятельности в сфере образования: комментарий специалиста

- 9:02Компетентно, Образование, Школа управления

Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Михаил Мирончик рассказал корреспонденту “Настаўніцкай газеты” об особенностях лицензионной деятельности в сфере образования.

— Михаил Владимирович, уже год как вступил в силу Закон Республики Беларусь “О лицензировании”. Как обстоят дела в сфере образования на законодательном уровне?

Лицензирование образовательной деятельности сегодня осуществляется на уровне дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования (среднее специальное, высшее и отдельные образовательные программы дополнительного образования взрослых). Благодаря лицензированию, нам удалось пресечь неуправляемый рост количества регистраций по заявительному принципу недобросовестных учреждений образования частной формы собственности. Кроме того, лицензирование воспрепятствовало появлению в сфере образования субъектов хозяйствования, которые преследуют сугубо коммерческие цели в ущерб государству и личности. К сожалению, наиболее высокая концентрация таких субъектов отмечалась в Минске, Минской области. Департамент провел тщательную работу по выявлению недобросовестных субъектов хозяйствования, рассмотрел функционирование каждого субъекта частной формы собственности, расположенного и зарегистрированного на территории той или иной административной единицы. 

— Как введение процедуры лицензирования повлияло на деятельность местных органов власти?

— Процедура лицензирования по сути активизировала деятельность органов власти на местах по совершенствованию функционирования учреждений образования. Местные исполнительные и распорядительные органы власти провели ревизию реального состояния дел в государственных и частных учреждениях общего среднего и дошкольного образования и приняли управленческие решения по организации их работы. Были предприняты дополнительные меры по развитию материально-технической базы учреждений образования, укреплению их кадрового состава квалифицированными педагогами. Надо отметить, что сегодня отслеживается объективная информация о том, насколько правомерно намерение частных субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей осуществлять образовательную деятельность на уровне дошкольного и общего среднего образования.

— Как выглядит картина в регионах в количественном соотношении субъектов хозяйствования?

— По состоянию на сентябрь 2023 года в нашей стране зарегистрировано 4447 действующих субъектов хозяйствования. В их числе — 830 юридических лиц частной формы собственности и 3617 индивидуальных предпринимателей. Все они осуществляют такие основные виды экономической деятельности, как дошкольное, начальное, общее среднее и прочие виды образования, а также дневной уход за детьми. Эти образовательные учреждения распределены по регионам, в основном равномерно и равнозначно. Исключением является Минск и Минская область, где находится больше всего таких субъектов хозяйствования (1807 и 817 соответственно). В остальных регионах их в пределах 300—400. Замечу, что сегодня заявительный принцип регистрации субъек­тов хозяйствования, планирующих осуществлять образовательную деятельность в рамках секции “Образование” Общегосударственного классификатора Республики Беларусь “Виды экономической деятельности”, обуславливает их значительный количественный рост. Поэтому необходимо предварительно изучать возможности субъек­та хозяйствования по выполнению требований законодательства в сфере образования, обеспечению бе­зопасности обучающихся. Важно контролировать со стороны органов управления образованием обеспечение организационно-методического сопровождения в этих субъектах хозяйствования, проводить регулярную разъяснительную работу среди руководства этих организаций.

— Как известно, в департамент от граждан и юридических лиц поступают обращения, которые касаются деятельности тех организаций, которые реализовывают дополнительное образование детей и молодежи. На чем надо акцентировать здесь внимание?

— Прежде всего при организации деятельности субъек­тов хозяйствования надо обратить внимание на нормы Кодекса об образовании. Согласно части 2 пункта 4 статьи 26 кодекса осуществление образовательной деятельности той или иной организации недопустимо без ведома, учета и контроля со стороны местных исполнительных и распорядительных органов.

Согласно пункту 3 статьи 27 Кодекса об образовании те организации, которые осуществляют образовательную деятельность, обязаны обеспечивать целый ряд требований. Прежде всего это обеспечение высокого качества образования, совершенствование его научно-методического обеспечения, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, создание безопасных условий образовательного и воспитательного процессов, моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических работников. Необходимо ознакомить законных представителей детей при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся в учреждении образования и общежитии, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию — также с учебно-программной документацией. Кроме того, со стороны организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, необходимо содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Согласно пункту 1 статьи 41 Кодекса об образовании все организации при осуществлении образовательной деятельности обязаны создать условия для обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся в соответствии с актами законодательства. Перечень мероприятий по охране жизни и здоровья учащихся изложен в пункте 2 статьи 41 кодекса. Кроме того, организации должны неукоснительно выполнять положения, предусмотренные статьями 17 и 87 кодекса, в части планирования и организации воспитательной работы с учащимися, которые осваивают дополнительное образование. Надо отметить, что образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, определенным в пунк­те 1 статьи 225 Кодекса об образовании, а общие требования к организации образовательного процесса при реализации этой программы установлены статьей 229 кодекса.

Обращаем внимание, что в случае, если субъект хозяйствования с целью ухода от процедуры лицензирования указывает в качестве основного вида экономической деятельности не лицензируемый вид деятельности, но при этом реализует, например, образовательную программу дошкольного образования, то его деятельность является незаконной и может квалифицироваться как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено статьей 13.3 Кодекса об административных правонарушениях, или преступление, ответственность за которое предусмотрено статьей 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

— Какое законодательство должно применяться в той части деятельности организации, которая не урегулирована Кодексом об образовании?

— К общественным отношениям в сфере образования применяется гражданское и иное законодательство (пункт 2 статьи 4 Кодекса об образовании). В соответствии с пунк­том 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь в уставе юридического лица должны определяться его наименование, место нахождения, цели и порядок управления деятельностью юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные Гражданским кодексом и законодательством о юридических лицах соответствующего вида. Пунктом 20 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования”, обязательное требование для указания в уставе субъекта хозяйствования видов экономической деятельности не предусмотрено. Вместе с тем обращаем особое внимание, что в соответствии с пунктом 5 Правил безопасности организации образовательного и воспитательного процессов при реализации дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерства образования от 03.08.2022 № 227, те учреждения, на базе которых реализуется дополнительное образование детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов. Отношения в части организации образовательного процесса и приема (зачисления) лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по дополнительному образованию детей и молодежи, урегулированы Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования от 25.07.2011 № 149.

— Какие требования предъявляются к педагогическим работникам? Как должен заключаться договор при приеме на работу?

— По законодательству особые требования предъяв­ляются к педагогическим работникам, которые осуществляют образовательный процесс и оказывают коррекционно-педагогическую помощь. Согласно статье 51 Кодекса об образовании педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, которые лишены этого права; имеющие судимость, которая не снята или не погашена; не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными; имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.

При приеме на работу на должности педагогических работников, при заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности учреждения образования, которые в праве заключать гражданско-правовые договоры при приеме на работу, наниматели, за исключением индивидуального предпринимателя, в отношении лиц, с которыми они заключают эти договоры, обязаны запрашивать из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части 1 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Такие сведения предоставляются бесплатно и без согласия лиц, в отношении которых они запрашиваются. Организация, заключившая гражданско-правовые договоры на осуществление педагогической деятельности, наниматель, за исключением индивидуального предпринимателя, вправе также получить из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения в отношении лиц в период осуществления ими педагогической деятельности по соответствующему договору. Такие сведения предоставляются также бесплатно и без согласия соответствующих лиц.

В заключение хочу отметить, что учреждения образования всех видов и типов независимо от формы собственности, иные организации, реализующие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели обязаны работать в едином ключе обеспечения национальных интересов и решения задач по формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, культуры семейных отношений, нравственной, эстетической и экологической культуры, по подготовке детей и молодежи к самостоятельной жизни и труду, овладению ценностями и навыками здорового образа жизни, созданию условий для социализации и саморазвития личности учащихся.

Алла КЛЮЙКО
Фото предоставлено Департаментом контроля
качества образования Министерства образования