Педагог навсегда. Елена Силкина: учащиеся были и остаются для меня главными мотиваторами

- 17:20Образование

“Вижу, что нужна им, а они мне — еще в большей степени”. Елена Силкина, учитель русского языка и литературы из Белыничей, после выхода на пенсию остается верной своему призванию и ведет занятия в кружке “Светозар” в Многопрофильном центре “Ветразь”. Подробности в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Отличник образования, учитель высшей категории, человек года Могилевщины, за 30 лет работы в средней школе № 2 Белыничей Елена Ивановна подготовила не одного победителя олимпиады районного, областного, рес­публиканского и даже международного уровней. Любовь к работе и желание быть рядом с детьми не отпускают. Ведь учащиеся для нее всегда были и остаются главными мотиваторами, важной частью жизни.

— Я состоялась как педагог. Своим успехом обязана ученикам. Где можно было поучаствовать — мы участвовали, где можно было достичь отличных результатов — мы достигли. В чем секрет? Возможно, дело в той связи, которая складывается между мной и моими учениками, в тех доверительных отношениях, которые у нас выстраиваются, — рассуждает собеседница.

С выбором будущей профессии она определилась еще в детстве. Уже тогда книги были для нее лучшими друзьями, а чтение до сих пор остается любимым увлечением. После окончания Могилевского педагогического института Елена Ивановна преподавала в сельской школе в Костюковичском районе.

— Учитель играет важную роль в жизни учащихся, поэтому ему важно заслужить у них авторитет. А для этого педагогу необходимо не только знать и любить свой предмет, но и уметь подавать его интересно. Как этого достичь? Не просто транслировать готовые знания, которыми владеешь, важно научить детей рассуждать, думать, чувствовать, быть внимательными, применять знания на практике — одним словом, научить учиться. Современных детей сложно заинтересовать обыденными вещами. Они, в отличие от своих сверстников, учившихся 20—25 лет назад, более развитые, мотивированные. И более смелые. У них на все есть своя точка зрения, которую они не стесняются отстаивать. И это, по-моему, здорово, этим не нужно пренебрегать в образовательном процессе, — убеж­дена педагог.

На уроках в школе ее ученики сочиняли стихи, обсуждали, что стало бы с Наташей Ростовой или Обломовым, живи они в наше время, становились актерами, перевоплощаясь в героев классических произведений.

Теперь Елена Ивановна — педагог дополнительного образования. В центре “Ветразь” ее кружковцы — учащиеся 10 и 11 классов. Всего около 70 школьников. Она с радостью отмечает:

— Приятно, что в любую погоду и непогоду мои дети приходят ко мне. Наша задача — подготовиться к сдаче ЦЭ. Дети мотивированные, но с разным уровнем знаний и подготовки. Обязательно в начале и конце учебного года провожу диагностику, чтобы видеть, насколько мы продвинулись вперед, оценить результативность занятий. Двое учащихся сдали ЦЭ на 100 баллов. Конечно, это заслуга не только моя, но и учителей в школе.

 Елена Ивановна по-прежнему в курсе всех методических новинок по русскому языку. Если работаешь с детьми, считает педагог, стоять на месте — непозволительная роскошь. Она составляет тесты, подбирает дидактические материалы, интересные примеры. Не обходит стороной и задания повышенной сложности — ей интересно, как ребята найдут выход из затруднительного положения. Вместе с ними составляет кластеры, опорные схемы, часто использует игровые формы, групповые, парные задания.

— Я по глазам читаю, понимает ребенок или нет. Прошу не стесняться своих ошибок, не бояться показаться невеждами. Они знают: я здесь для того, чтобы им помочь! Стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка, чтобы они чувствовали себя комфортно, — признается Елена Силкина. — Очень важно хвалить детей, акцентировать внимание на успехах, подчеркивать, как они растут от занятия к занятию. Для меня мои ученики — самые умные, креативные, целеустремленные, творческие.

И хотя на занятиях большое внимание уделяется русскому языку, учитель часто предлагает ребятам работу с текстами художественных произведений, так как они несут в себе не только грамматические функции, но и воспитательные.

— Для меня книга до сих пор — лучший подарок. Дарила их всегда своим олимпиадникам. А однажды и они мне сделали приятный сюрприз: вручили книгу, а между страницами положили наши совместные фотографии. У меня много любимых авторов. Сейчас увлеклась современной белорусской прозой, но когда хочется изысканности русской речи, то беру в руки томик Бунина или Паустовского. Очень люблю стихи в прозе Тургенева, такие замечательные глубокие миниатюры. Приятно видеть книги на столах своих кружковцев. Мы с удовольствием можем обсудить их содержание, дать друг другу рекомендации, что почитать, — рассказывает Елена Ивановна.

Педагог признается, что за годы работы стала увереннее в себе в профессиональном плане, а вот жизненные принципы и нравственные качества остались неизменными:

— Я люблю честность, порядочность, не приемлю лицемерия. Не могу быть безответственной, безразличной — совесть не позволяет. Считаю себя открытым, добросовестным, в чем-то наивным человеком. За мою простоту и откровенность дети мне доверяют. Один ученик как-то сказал: “Елена Ивановна, вы слишком правильная, нельзя быть такой”. А я не могу по-другому. Наверное, меня так жизнь воспитала. Она была непростой. Но мне всегда везло на хороших и добрых людей.

Советы молодым учителям

— Чтобы не разочароваться в профессии, молодому специалисту нужно видеть в каждом ребенке человека, личность.

Стать для учеников другом, заслужить доверие. И тогда дети примут учителя, он будет для них важным, нужным.

Искренность и неподдельный интерес — ключик к детским сердцам.

Важно заинтересовать детей прежде всего своими человеческими качествами. Потом уже показывать уровень профессионализма.

Выдержать проверку. Дети любят проверять учителя на прочность: как он поведет себя в конфликтных, каверзных ситуациях.

Нужно научиться разговаривать с учащимися на одном языке, слышать их, быть с ними честным. Дети разные во все времена, но всегда схожи в одном: они нуждаются в живом общении и поощрении.

Марина ЖДАНОВА