Педагог навсегда. Отличник народного образования БССР Янина Ильютик: очень многое изменилось в лучшую сторону

- 16:00Образование

Несмотря на то что моя собеседница на заслуженном отдыхе уже более 20 лет, ей по-­прежнему интересно все, что происходит в сфере образования. Отличник народного образования БССР, учитель русского языка и литературы и руководитель с огромным опытом Янина Ильютик из Жодино, сравнивая образование в прошлом и настоящем, в беседе с корреспондентом “Настаўніцкай газеты” отметила: очень многое изменилось в лучшую сторону.

— За 40 лет педагогического стажа 24 года мне довелось работать в должности директора: сначала 17 лет в школе № 5 Жодино, а затем 7 лет в школе № 9 Жодино, — рассказывает собеседница. — Я стала руководителем в 33 года, и по тем временам это было необычно — женщина-директор в таком молодом возрасте. Надо было быстро вливаться в коллектив, и с первых дней я старалась как можно больше узнать о нем. Кстати пришлись и двухмесячные курсы директоров.

Одной из основных трудностей в то время была перегрузка школы: приходилось работать в три смены по шестидневной рабочей неделе. Отсюда — невозможность собраться всем коллективом. Поэтому старались педсоветы, собрания проводить в каникулярное время, а срочные и плановые — по вечерам. Среди коллег было много опытных педагогов, у которых я училась, совершенствуя свое педагогическое мастерство.

Янина Леонтьевна вспоминает, что раньше подбором кадров занимался отдел образования и директору приходилось работать с теми, кого пришлют. Сейчас этот процесс организован грамотнее: директор школы самостоятельно набирает кадры, проводит собеседование, поэтому в целом имеет представление о будущем сотруднике.

Школа очень изменилась за последние 20 лет. Хотя, по мнению Янины Леонтьевны, на протяжении десятилетий и даже столетий постулаты в образовании особо не меняются. Изменениям подвергаются подходы.

— Все, о чем говорят сегодня, было актуально и 40—50 лет назад, — считает моя героиня. — Главным для нас было дать образование, воспитать достойных граждан своей страны, сформировать нравственные качества, патриотизм, трудолюбие, развить физически, привить навыки здорового образа жизни. И многое удавалось. Особую обеспокоенность вызывали трудные подростки — их правонарушения и преступления. Эта тема была на особом контроле, действовали родительские комитеты, комиссии по делам несовершеннолетних, на предприятиях существовали советы по содействию семье и школе. Эти советы были довольно эффективны: они влияли на нерадивых родителей.

В свое время мы основательно, как и теперь, занимались патриотическим воспитанием, большое внимание уделяли ветеранам Великой Отечественной войны. На первых позициях было и трудовое воспитание. Было время, когда в моей 5-й школе установили производственные швейные машины и ребята выполняли заказы: шили детское белье.

Янина Ильютик считает очень положительным моментом то, что пристальное внимание в образовании уделяется одаренным детям.

— Велась работа с одаренными и в мое время. Мне довелось работать с этим новшеством в 9-й школе Жодино. В 1980-е годы в городе был создан лицей, куда принимали детей по результатам учебы, и там создавались оптимальные условия для развития их способностей. В остальных школах были введены уклоны. Например, в 5-й школе — музыкально-хоровой уклон, который, кстати, существует до сих пор и очень успешно работает. Рядом были школы с углубленным изучением английского языка, математики, а в лицее был архитектурный уклон. Это давало возможность детям развивать свои способности на более высоком уровне.

А вот что совсем новое и мне очень импонирует, так это изменение в сдаче выпускных экзаменов — введение ЦЭ и ЦТ. Это избавляет выпускников от перегрузок. Здорово, что к окончанию школы абсолютное большинство ребят представляет свои перспективы и сосредотачивается на их достижении, — говорит Янина Леонтьевна.

По ее мнению, за весь учебно-воспитательный процесс в школе несет ответственность руководитель учреждения образования. Поэтому директор должен быть профессионалом, обладать лидерскими качествами, всю жизнь учиться, быть единым целым со своим коллективом, беречь каждого, за кого несет ответственность, особенно детей.

Татьяна ЛОПАТИНА
Фото автора