Почему подвижные игры стали особенностью уроков физкультуры Андрея Городного

- 15:23Журнал "Спорт time", Образование

Любить самому, чтобы полюбили другие — именно такой подход позволяет делать занятия физкультурой и спортом желанными и необходимыми для жизни.

Учителю физической культуры и здоровья Краснослободской средней школы Октябрьского района Гомельской области Андрею Городному напоминать про пользу своих занятий не приходится. Ученики на его уроки бегут сами. А все потому, что сам Андрей Васильевич тоже спешит к своим подопечным с новыми идеями и предложениями.

В том, что его уроки востребованы среди подростков, мы убедились, когда заглянули на занятия к педагогу. Никаких «не хочу» и «не буду» мы не услышали. Все предложения Андрея Городного сразу находили поддержку среди юношей и девушек.

— Быстро берем спортивный инвентарь и раскладываем его для организации эстафеты, — обращается педагог к старшеклассникам.

Они тут же прокладывают маршруты конусами и разметчиками, а затем быстро делятся на 2 команды, слушают инструктаж учителя, берут мячи, которые надо прокатить по намеченному пути, и начинают спортивную игру. Оценивается скорость, точность выполнения поставленной задачи, а также ловкость и маневренность.

По окончании урока все берут скакалки, а они, как известно, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость и сжигают калории, способствуют развитию координации, улучшают кровообращение и укрепляют мышцы. Одним словом,  универсальный спортивный снаряд, который оценят все. Важный момент: учитель прыгает вместе с учениками. Никто не отлынивает. На уроках Андрея Васильевича это недопустимо.

Следующий этап — подтягивание на турнике. Это базовое физическое упражнение, развивающее мышцы спины, рук, плечей и пресса, повышающее силу и выносливость. Однако ученики его недолюбливают. Видимо, потому, что ты остаешься с турником один на один и непонятно, кто кого победит. Чтобы настроить детей на выполнение упражнения, педагог проговаривает правила:

— Первое, с чего начинаем, — это захват. Возьмитесь за турник широким хватом, чуть шире плечей. Затем примите правильную позицию: приподнимайтесь, слегка согнув ноги в коленях. И только потом совершайте подъем, подтягивая тело вверх согнутыми в локтях руками, пока подбородок не окажется выше перекладины. После медленно опускайтесь вниз. Напоминаю про дыхание: вдохните перед началом движения, выдохните во время подъема.

Мальчишки определенно сильнее, но и девчонки стараются не отставать, хоть и подтягиваются при помощи учителя.

К выполнению следующего упражнения все приступают с облегчением и радостью: пасовать мяч нравится всем, особенно когда следом появляется  возможность поиграть в волейбол. Но и здесь Андрей Васильевич напоминает, что если пас сверху, то мяч надо встречать открытыми ладонями, чуть согнутыми в локтях руками, а большой и указательный пальцы должны соединиться в треугольник. При передаче центр тяжести переносится на носки, руки разгибаются, корпус выпрямляется. А если пас снизу, то руки вытягиваются вперед, ноги сгибаются, одна рука свернута в кулак, другая охватывает первую. После принятия мяча его перенаправляют, перенося центр тяжести вперед. 

Особенностью занятий Андрея Городного стали именно подвижные игры. Вместо выполнения монотонных упражнений, ребята с удовольствием участвуют в эстафетах, играют в вышибалы, казаки-разбойники, волейбол, баскетбол и прочее. При этом педагог всегда добавляет в игры элементы обучения, объясняя правила, корректируя технику и следя за безопасностью. Через игры Андрей Васильевич повышает интерес и мотивацию к занятиям физической культурой, поэтому при их выборе крайне разборчив. Учитывается возраст учеников, их интересы, а также то, насколько возможно сделать урок максимально разнообразным. 

 — Игры совершенствуют двигательные навыки: прыжки, бег, лазание, меткость. Кроме того, они развивают морально-волевые качества и, конечно, помогают организовать активный отдых и снять умственное напряжение, — отмечает педагог.

Андрей Городный использует игры как в начале урока для разминки и создания положительного настроя, так и в основной части для развития определенных физических качеств или совершенствования двигательных навыков. В заключительной части занятий игры предназначены для снятия напряжения и активного отдыха.

— После окончания игры обязательно анализируем ее с учениками, обсуждая результаты, выявляя ошибки и успехи, определяя дальнейшие направления работы, — добавляет Андрей Васильевич.

Вместе с тем учитель не отвергает так называемую классическую физкультуру, хотя и отмечает, что дети ее не любят. Но именно она дисциплинирует, улучшает физическую форму и укрепляет здоровье. 

Говоря про классику, мы имеем в виду такие знакомые с детства вращения, наклоны, махи и приседания, ходьбу и бег на месте, прыжки, наклоны, растяжку, повороты, отжимания, приседания, подъемы туловища.

Похоже, современные дети не любят такие упражнения за монотонность и постоянное напряжение. В этом мы убедились, когда из спортивного зала перешли на открытую спортивную площадку с соответствующим спортивным оборудованием. Отжимания, подтягивания на брусьях, качание пресса оказались непростыми упражнениями для детей и к тому же, по отзывам самих учеников, скучными.

Однако среди них есть и те, кто занимается с удовольствием, как Андрей Васильевич. К слову, за плечами педагога 11 лет стажа, а его любовь к спорту когда-то также зародилась благодаря школьному учителю.

Педагог не без гордости отмечает, что многие его ученики становятся студентами университетов, где физическая подготовка играет одну из ключевых ролей. И, что особенно радует, некоторые возвращаются в район работать учителями физкультуры.

Теперь Андрей Городный взращивает новое поколение, которое, оторвавшись от гаджетов, все же сможет преодолеть дальнюю дистанцию. А пробежать несколько километров можно, только обладая выносливостью, которая формируется, если тренироваться регулярно. Пока же частоту и интенсивность тренировок помогают сохранять подвижные игры.

Ольга ДУБОВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА