Одной из важных задач заместителя директора по учебной работе является организация взаимопосещения педагогами учебных занятий, развитие навыков самоанализа и анализа урока. Подробности – в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.
Взаимопосещение — это форма повышения квалификации как начинающих, так и опытных учителей, предоставляющая возможность, во-первых, ознакомить коллег со своим педагогическим опытом, во-вторых, обогатить его через изучение, анализ и внедрение в практику новых идей, в-третьих, развить навыки рефлексии. Постоянное изучение опыта работы педагогов в ходе анализа уроков позволяет своевременно выявлять общие и частные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, обобщать и развивать творческий потенциал педагогического коллектива, что в итоге способствует повышению качества образовательных услуг.
Взаимопосещение учебных или факультативных занятий допустимо при соблюдении определенных требований. Так, посещение не должно нарушать нормального режима работы учреждения образования. Запрещается входить в аудиторию или выходить во время занятия. Место для наблюдения за ходом урока лучше выбирать в конце кабинета. Нельзя вмешиваться в ход занятия, выражать свои эмоции (восторг, недовольство), задавать вопросы учителю или учащимся.
Взаимопосещения должны сопровождаться самоанализом, самооценкой, взаимооценкой, в результате чего у учителя формируется определенное отношение к себе и своей деятельности. Педагог может оценить эффективность своего труда, выявить мотивы, потребности, возможности для развития профессиональной компетентности, степень готовности к использованию и созданию инноваций, уровень сформированности навыков экспериментальной и исследовательской работы.
От умения анализировать свой урок, конкретные ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на учащихся во многом зависит, сможет ли учитель спланировать, организовать, отрегулировать свою деятельность. Несформированность навыков самоанализа свидетельствует о низком уровне профессионализма в области педагогической рефлексии. С целью предупреждения такой ситуации заместителю директора следует разъяснять значимость самоанализа для развития профессиональной компетентности, обязательно включать его в план посещения уроков, фиксировать лучшие образцы самоанализа и знакомить с ними учителей, занимать в ходе самоанализа позицию открытого и активного слушателя и консультанта.
Важно сформировать у педагогов потребность в самоанализе учебных занятий: имеется в виду рефлексия каждого без исключения урока, поскольку, как утверждал В.А.Сухомлинский, “сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд”. Если учитель видит достоинства и недостатки своего урока, то гарантия того, что он сможет использовать первые и избежать вторых при планировании и проведении уроков, очевидна.
Цели посещения учебного занятия руководством школы, коллегами разнообразны, поэтому план (алгоритм) самоанализа и анализа может варьироваться.
Чтобы урок был эффективным, целесообразно предложить учителям, например, такую памятку.
Подумайте до начала урока
- Что будут делать ваши учащиеся 45 минут?
- Какие познавательные задачи вы будете ставить перед ними?
- Будет ли на уроке организован самостоятельный поиск знаний?
- Какую дополнительную литературу вы порекомендуете учащимся по теме урока?
Подумайте после проведения урока
- Полностью ли усвоили учащиеся материал? Если нет, то почему?
- Насколько активными они были?
Проведите анализ урока
- Удалось ли выполнить план урока? В какой мере?
- Были ли допущены отступления от плана?
- Как была организована ваша деятельность на уроке и деятельность учащихся? Кто работал интенсивнее: вы или учащиеся?
- Что можно было бы улучшить в организации урока, его структуре, содержании и методах работы?
- Какие моменты урока были удачными?
- Удалось ли вам увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как?
- Что было неудачным на уроке? Что требует переоценки? Как исправить недочеты?
Обратить внимание на существенные аспекты урока позволяет использование алгоритма самоанализа, разработанного Ю.А.Конаржевским.
- Дать краткую характеристику классу, в котором проходит урок.
- Указать тему урока. Охарактеризовать его местоположение в системе других уроков.
- Указать степень сложности изучаемой темы для данного класса.
- Охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставить с конечным результатом.
- Определить степень соответствия типа урока дидактическим задачам.
- Охарактеризовать использованные в ходе урока методы обучения, способы организации деятельности учащихся. Установить их целесообразность в связи с достигнутыми результатами.
- Выделить наиболее удачные и неудачные моменты, выявить их причины.
Предлагаем следующую общую схему самоанализа урока
- Класс.
- Тема урока.
- Тип урока и его структура.
- Место данного урока в теме. Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество учащихся по уровням обученности). Какие особенности учащихся учтены при планировании урока?
- Триединая дидактическая цель урока, ее обучающий, развивающий, воспитательный аспекты. Степень достижения триединой дидактической цели урока (обосновать показатели).
- Соответствие содержания, форм и методов обучения цели урока.
- Полный анализ основного этапа с учетом результатов урока.
- Правильность распределения времени по этапам урока. Логичность связок между этими этапами.
- Соответствие дидактических материалов, технических средств обучения, наглядных пособий цели урока.
- Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся (на каких этапах, в какой форме и какими методами осуществлялся).
- Психологическая атмосфера на уроке и характер общения учащихся и учителя.
- Оценка результатов урока. Степень выполнения поставленных задач (с анализом причин).
- Перспективы дальнейшей деятельности. Навыки педагогической рефлексии, которые вырабатываются в ходе самоанализа уроков, позволяют учителю методически грамотно подходить к оцениванию деятельности коллег. Существуют разные виды анализа урока:
- структурный (выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их логической последовательности, целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся);
- аспектный (всестороннее изучение и оценка какого-либо аспекта, отдельной задачи урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся; аспектный анализ осуществляется на основе структурного);
- комплексный (рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической цели и одновременно развивающих и воспитывающих целей; применяется преимущественно при анализе нескольких уроков по одной теме).
Эффективным является прием, когда руководство учреждения образования, коллеги, посещающие учебное занятие, используют определенную методику его оценки, по которой и учителю предлагается оценить свое занятие, проставив баллы (после выполнения самоанализа). Затем проводится сравнительный анализ баллов, выставленных коллегами и самим учителем.
В процессе анализа урока у педагога развиваются важные профессиональные умения: обобщать информацию и делать научно обоснованные выводы, вести наблюдения за педагогическими явлениями, выявлять проблемы в области обучения и воспитания, определять пути повышения эффективности урока, направления дальнейшего самообразования.
Вопросы и задания для самоконтроля
- Закончите предложение: “Взаимопосещение учебных занятий педагогами или руководством учреждения образования допустимо при соблюдении следующих условий:…”.
- На какие вопросы нужно ответить педагогу при выполнении самоанализа учебного занятия?
- Укажите виды анализа учебного занятия. В чем сущность каждого из них?
- Заполните таблицу, отражающую способы организации начала урока.
Способы |
Точка зрения |
Ваше мнение |
Дежурный перечисляет отсутствующих, учитель делает пометки в классном журнале |
Бесполезно потраченное время. Отсутствующих можно отметить, когда учащиеся выполняют самостоятельную работу |
|
Учитель спрашивает у учащихся, какое домашнее задание они получили на предыдущем уроке |
Какой смысл спрашивать о том, что учитель сам знает? |
|
Учитель выдает нескольким учащимся карточки для проверки домашнего задания |
Таким образом учитель осуществляет индивидуальный подход |
|
Учитель проводит фронтальный опрос и ставит отметки тем учащимся, которые проявили активность |
Такой контроль не позволяет установить степень владения материалом каждым учащимся. Создается иллюзия активности класса |
|
Учитель излагает факты, которые не соответствуют опыту учащихся |
Создается ситуация неопределенности (проблемная ситуация), что позволяет активизировать внимание учащихся |
|
Учитель предлагает учащимся выбрать цель урока из предложенного списка |
Это эффективный прием, поскольку он является стимулом для учащихся |
|
- Разработайте схему самоанализа, анализа учебного занятия для педагогического коллектива учреждения образования, в котором работаете.
Татьяна КРАВЧУК,
заместитель директора по учебной работе
средней школы № 1 Пинска, магистр педагогических наук
Фото Олега ИГНАТОВИЧА