Сегодня образование опирается на критерий практикоориентированности. Но сколько бы практических примеров ни было предложено учащимся, в реальной жизни они могут не решить поставленных перед ними задач, ведь умение применить знания в жизни зависит не только от количества и качества практических заданий в курсе, но и от степени развитости такой способности, как функциональная грамотность.
Именно этот навык позволяет человеку сопоставлять, адаптироваться и правильно действовать в определенных ситуациях, применяя полученные знания.
В географии функциональная грамотность начинает формироваться через работу с текстом, ведь одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, заключается в том, что среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. Очень часто учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся подсказки, которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
На практике я уделяю большое внимание формированию читательской грамотности — работе с текстом, который выступает и как источник информации, и как средство воспитания и развития учащихся. Для учителя географии важно не только прочитать текст, но и помочь учащимся получить, сохранить и использовать информацию.
При работе с текстом на уроках можно использовать множество различных приемов. Ниже приведены те из них, которые наиболее часто используются мной на учебных и факультативных занятиях.
Прием “Ромашка Блума”.
Прием “Рассказ с ошибкой”.
Сравнение природы Австралии и Африки. Материки Австралия и Африка — два жарких и солнечных материка.
Различия:
- Африка — третий по величине материк, Австралия — самый маленький.
- В Африке достаточно много действующих вулканов, в Австралии — один.
- В Австралии пустыни занимают меньшую часть территории, чем в Африке.
- Африка и Австралия расположены на древних платформах.
Прием “Поставь проблему — предложи решение”. Теперь ребята без труда сформулируют проблему урока: “Что на сегодня человечеству известно о внутреннем строении Земли и как это удалось узнать?” Задание учителя “Подумайте и предложите наиболее простой путь решения данной проблемы на уроке” позволит сориентировать учащихся на работу с текстом параграфа как доступного и научно достоверного источника информации.
Прием “Чтение с остановками” позволяет не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но и усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.
Учитель просит вслух прочитать текст первого пункта §10 “Землетрясения. Внешние силы Земли. Выветривание” (6 класс) и ответить на вопрос: “Как вы поняли, что такое землетрясение?” Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос. В этом суть приема “Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника”. Он используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Задание можно усложнить: “Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия? Повторите определение, стараясь не подсматривать в учебник”.
Названный параграф содержит новые для ребят понятия. Некоторые из них учащиеся находят в тексте без особого труда, так как они выделены курсивом или жирным шрифтом, например, землетрясение, другие же они могут выделить только после анализа текста — сейсмограф, шкала Рихтера. Чтобы школьники хорошо их усвоили, недостаточно одной только записи в тетради. Необходимо провести дополнительную работу: разобраться в значении понятий, научиться правильно их произносить, найти в тексте или в словаре их определение.
В завершение данной работы целесообразно использовать прием “Логическая цепочка” и предложить ребятам выполнить следующее задание: “Составьте из выделенных понятий цепочку, дайте ей логическое объяснение”. Возможен следующий вариант ответа: землетрясение (грозное природное явление) — сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания земной коры) — шкала Рихтера (шкала, определяющая силу землетрясения).
Прием “Кластер” может применяться практически на всех уроках при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного приема может быть любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова это будет индивидуальная работа, когда каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний составляется общая графическая схема.
Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Кластер “Внутреннее строение Земли”
Необходимость применения данной технологии на уроках географии очевидна: такие задания требуют текстового анализа, интерпретации и преобразования информации. Учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики объектов.
Прием “Определите страну (регион) по его краткому описанию”. В таких заданиях учащиеся должны найти ключевые слова и основные характеристики стран.
Фото из архива редакции используется в качестве иллюстрации
Географическое положение этой страны своеобразно. Она омывается водами нескольких океанов. В июле в этой стране самый разгар зимы. На материке, на котором она находится, нет действующих вулканов, здесь не происходят землетрясения. Вдоль восточного побережья протянулись невысокие горы. Одной из характерных черт природы является широкое распространение пустынь. Столица — не самый крупный ее город. Средняя плотность населения составляет примерно 4 человека на 1 кв.км. (Австралия.)
Эта страна на севере граничит с высокоразвитой страной, имеет выход к двум океанам. Ее столица — один из самых древних городов Америки, на территории страны сохранились очаги древней цивилизации. Бóльшую часть ее территории занимают горы и нагорье, здесь часто происходят землетрясения, есть вулканы. Страна богата рудами цветных металлов, нефтью и природным газом. (Мексика.)
Задания-соотношения
Соотнесите портреты путешественников с текстами о них.
Прием «Плюс — минус»
В 8 классе при изучении темы «Транспорт» предлагаю учащимся заполнить таблицу, в которой кроме основных характеристик отражаются плюсы и минусы каждого вида транспорта. В качестве контроля за качеством выполнения данного задания, предлагаю определить лидеров среди видов транспорта по перечисленным параметрам:
1 — свободное размещение,
2 — надежность,
3 — регулярность,
4 — универсальность по перевозке грузов,
5 — независимость от времени года и суток,
6 — независимость от погодных условий,
7 — маневренность,
8 — высокая скорость,
9 — большая грузоподъемность,
10 — грузооборот,
11 — пассажирооборот.
Ответы обязательно должны сопровождаться объяснениями.
Данное задание может быть выполнено как устно, так и письменно, например, при составлении схемы «Особенности каждого вида транспорта».
Задания-мозаики
Используя фрагменты, составьте рассказ о геологической истории планеты в хронологическом порядке. Исправьте допущенные ошибки.
- В кайнозое заканчивается последний ледниковый период, постепенно климат приобретает нынешний вид. Появляются человекообразные обезьяны и человек.
- Ученые пришли к выводу о том, что Земля сформировалась примерно 4,5 млрд лет назад. Сам процесс ее формирования был очень длительным и, возможно, начался еще 7 млрд лет назад.
- Мезозой называют временем динозавров и зубастых птиц.
- В геохронологии Земли эти эры имеют название докембрий. Он охватывает время 4,5 млрд — 600 млн лет назад. Его делят на архей и протерозой.
- Палеозой — эра древней жизни. Началась примерно 600 млн лет назад и закончилась 230 млн лет назад. Палеозой состоит из 7 периодов. Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, отработке и закреплении знаний, проверке и оценке знаний.
При подготовке урока географии с использованием текста учебника в режиме продуктивного чтения всегда следую определенному алгоритму:
- Выбираю фрагмент текста, который предлагаю учащимся для чтения на уроке.
- Обязательно вычитываю текст, выделяя в нем три уровня информации: фактуальную (то, о чем сообщается в явном виде); подтекстовую (то, что сказано в неявном виде, между строк); концептуальную (основная идея, главная мысль).
- Определяю место и роль данного текста на уроке.
- Формулирую задание для работы с текстом до чтения с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для чтения.
Практика показывает, что благодаря работе с текстом вопросы о причинно-следственных связях (самые трудные для учеников) становятся более понятными.