Пособие по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования планируют издать в июле

- 11:04Образование

Министерство образования уделяет работе руководителей по военно-патриотическому воспитанию особое внимание. Об этом заявил заместитель министра образования Александр Кадлубай на республиканском семинаре-совещании «Актуальные аспекты работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию», который прошел в Академии последипломного образования, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Социальные и личностные компетенции учащейся молодежи не возникают самостоятельно, они формируются, в том числе и под воздействием личного примера учителя, преподавателя, воспитателя, которые ежедневно работают в классе, аудитории, являются проводниками государственной идеологии. Важная роль принадлежит руководителю по военно-патриотическому воспитанию, — подчеркнул А. Кадлубай.

Данная должность введена в учреждениях общего среднего образования в начале 2021/2022 учебного года, а с этого года руководители по военно-патриотическому воспитанию стали работать и в системе учреждений образования, реализующих программу профессионально-технического и среднего специального образования. Наработан определенный положительный опыт, поэтому главная задача семинара-совещания — поделиться этим опытом, обсудить волнующие педагогов вопросы, чтобы совершенствовать систему военно-патриотического воспитания.

Средний показатель обеспеченности учреждений общего среднего образования данной категорией педагогических работников на 3 января 2023 г. составил 93,4 %. По состоянию на 10 января в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования введены 200,5 ставки руководителей по военно-патриотическому воспитанию. Это неплохой показатель, но есть еще точки роста. Сегодня в целом руководители по военно-патриотическому воспитанию успешно выполняют свои функции. Для этого со стороны Министерства образования сделано многое: от нормативно-правового обеспечения их деятельности до совершенствования трудового законодательства. Руководителям по военно-патриотическому воспитанию необходимо понимать свое предназначение в вопросах воспитания подрастающего поколения. Это люди, которые должны быть максимально эффективно встроены в систему воспитательной работы учреждений, — отметил заместитель министра.

Информационно-методическое обеспечение воспитательного процесса, а также деятельности руководителей по военно-патриотическому воспитанию на районном (городском) уровне осуществляют 39 ресурсных центров. В 2022 г. Национальный институт образования выполнил отраслевую научно-исследовательскую работу, по результатам которой подготовлен макет методического пособия для руководителей по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования. Пособие планируется издать в июле этого года.

Как рассказала старший научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности Национального института образования Ольга Пищик, пособие будет состоять из трех частей. Первая посвящена теоретическим вопросам, анализу советского опыта военно-патриотического воспитания, опыта других стран, например, Китая, работы современной школы в данном направлении. Вторая часть посвящена организационно-методическим основам. Значительное внимание уделено формам и методам работы. Издание будет включать и приложение с конкретными мероприятиями. Здесь же представлены и единые подходы к составлению плана работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию.

Среди вопросов, рассмотренных участниками семинара, — критерии оценки деятельности руководителей по военно-патриотическому воспитанию, повышение их профессиональной компетентности, порядок обучения и отбора кандидатов на данную должность, взаимодействие руководителей по военно-патриотическому воспитанию с межведомственными структурами.

Особое внимание было уделено региональному опыту. Например, Павел Сафронов рассказал о гражданско-патриотическом воспитании в средней школе № 14 Полоцка посредством проектной деятельности. Вячеслав Денисов из средней школы № 7 Новогрудка отметил важность кадетской составляющей.

Каждый регион представил уникальные наработки. Более подробно с ними можно будет ознакомиться на страницах «Настаўніцкай газеты».

Игорь ГРЕЧКО
Фото Олега ИГНАТОВИЧА