Вопрос грамотного распоряжения финансами — один из самых важных в жизни современного человека, однако далеко не каждый учащийся может рассчитать, спрогнозировать, оценить риски.
Особая роль в экономическом образовании учащегося принадлежит именно математике, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать теоретические основы школьного курса математики и лишенные практического смысла задачи к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться учащимся. Решение задач — это одна из составляющих экономического образования, без математических расчетов невозможно осуществлять финансовое и бизнес-планирование, без понимания графиков теряют смысл финансовые прогнозы. Коммерческие расчеты помогают человеку видеть практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют эффективнее усвоить экономические реалии.
Общий вид интерактивного плаката
На основе вышеизложенного было принято решение о разработке интерактивного плаката по теме “Простой математикой о сложных финансах”, который соответствует содержанию программы основного курса математики за 6 класс, а также учебной программы факультативных занятий по финансовой грамотности. Учебный материал проекта предназначен для учащихся 6—8 классов.
Созданный интерактивный плакат позволяет изучить, обобщить и систематизировать знания сразу по нескольким темам: “Проценты”, “Основные задачи на проценты”, “Пропорция и ее свойства”, “Круговые диаграммы”.
Интерактивный плакат содержит обзорную или тематическую информацию с привлечением диаграмм, интерактивных игр, тестов и видеоматериалов, представленных на едином информационно-образовательном ресурсе, материалы которого проверены и допущены Министерством образования Республики Беларусь и ГИАЦ Минобразования.
Плакат содержит полезную информацию для формирования и развития у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности в сфере финансов, популяризации научных знаний о механизме функционирования финансовых рынков, содействия профессиональной ориентации школьников, получения навыков рационального управления личными финансами. Практические задания направлены на отработку умений и навыков применения теоретического материала при решении заданий различного уровня сложности. Плакат также содержит финансовую игру-симулятор, которая учит планировать, принимать решения, критически мыслить и оценивать рентабельность своих вложений в условиях, приближенных к реальной жизни.
Структура плаката
Проект разработан на платформе для создания интерактивного контента Genial.ly. Открыть интерактивный плакат можно в любом браузере с доступом в интернет, перейдя по ссылке проекта
В проекте представлены интерактивные игры на закрепление материала, что позволяет учащимся еще больше заинтересоваться данной темой, дает возможность в игровой форме закрепить изученное. А проверить свои знания и получить отметку можно с помощью теста после просмотра видеоурока. Меню плаката вполне понятно и доступно любому пользователю, так как имеет интуитивно понятный интерфейс.
Применять интерактивный плакат можно как на уроках математики при изучении нового материала, на факультативе по математике, так и на факультативных занятиях по финансовой грамотности, во внеурочное время, а также при подготовке к областной и республиканской олимпиаде по финансовой грамотности. Использование интерактивного плаката приводит к реализации в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета и достижению учащимися следующих личностных образовательных результатов:
развитие логического и критического мышления;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность;
формирование способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
развитие математических способностей, интереса к творческой деятельности.
Плакат можно использовать по мере прохождения тем или как итоговое повторение в конце учебного года. Данный проект может служить инструментом для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по основным темам математики в 6 классе и для получения новых знаний в области финансовой грамотности. Также проект может быть рекомендован учащимся для самостоятельного изучения.
Дмитрий ЧЕРНОВ,
учитель физики средней школы № 10
имени С.Ф.Рубанова Слуцка;
Татьяна ЧЕРНОВА,
учитель математики
средней школы № 5 Слуцка