В наши дни природный растительный покров испытывает на себе все возрастающее влияние человека, все больше отступает под натиском цивилизации. Все меньше остается ненарушенных растительных сообществ, которые формировались на протяжении тысячелетий и наилучшим образом приспособлены к местным условиям. Эти объекты представляют особую ценность для изучения биологических механизмов, управляющих растительным покровом.
С одной стороны, загрязнение и изменения среды обитания представляют собой основные угрозы разнообразию растений на планете. Действие этих факторов ведет к постепенному исчезновению видов на местном, региональном и глобальном уровнях. Кроме того, непродуманная интродукция видов растений в экосистемы нередко ведет к нарушению здесь природного равновесия. Поэтому необходимо проводить изучение биоразнообразия местных экосистем.
С другой стороны, изучение видового разнообразия местной флоры обладает большими практическими возможностями для учащихся и жителей нашего города. Биологические ресурсы — основа большинства видов деятельности человека, от них в значительной мере зависит состояние мировой экономики.
Анкетирование учащихся нашей школы показало, что большинство старшеклассников затрудняются приводить примеры видов растений, грибов, животных своей местности, в том числе редких, занесенных в Красную книгу, их классифицировать. Только некоторые из школьников раскрывают ценностное значение видового разнообразия, оценивают последствия сокращения биоразнообразия в результате деятельности человека, знают о негативном и полезном действии определенных растений на организм человека.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью изучения биоразнообразия как основы разумного взаимодействия человечества с биоразнообразием планеты и недостаточными знаниями современных выпускников школы о видовом разнообразии местных экосистем.
Разрешение указанного противоречия возможно посредством изучения биологического разнообразия экосистем, находящихся в непосредственной близости со средней школой № 8 Кричева в процессе организации курса образовательных путешествий. Первое образовательное путешествие разработано по маршруту “Видовое разнообразие травянистых растений оврага около реки Кричевка”.
Цель образовательного путешествия — изучение видового состава и структуры флоры травянистых растений оврага около реки Кричевка и установление ее особенностей.
Задачи:
• содействовать развитию навыков по определению видов травянистых растений через организацию деятельности с текстовыми, иллюстративными определителями;
• создать условия для приобретения учащимися опыта оценки видового богатства растений;
• создать ситуацию, требующую от учащихся анализа результатов деятельности человека по внедрению новых видов в природные экосистемы;
• организовать деятельность практического применения знаний по географии и биологии посредством морфогеографического описания охраняемого растения;
• способствовать развитию коммуникативных навыков через деятельность по распространению информации, полученной в ходе образовательного путешествия.
Структура и содержание образовательного путешествия
1-й этап. Подготовка к образовательному путешествию
• Создание информационно-аналитического центра образовательного путешествия (является управленческим механизмом организации образовательного путешествия в учреждении образования).
• Данное образовательное путешествие организуется для учащихся 11 классов. Предварительно с учениками нужно вспомнить план морфологического описания цветкового растения, изучить правила работы с определителем растений, ознакомить с методикой определения обилия растений по шкале Друде.
• Образовательное путешествие требует обязательного предварительного самостоятельного изучения педагогом видового разнообразия местной экосистемы, выявления охраняемых и индуцированных видов растений.
Перед проведением образовательного путешествия учащиеся совместно с учителем выдвигают гипотезу, которую впоследствии должны подтвердить или опровергнуть. Например, овраг около реки Кричевка — экосистема, нуждающаяся для дальнейшего равновесного развития в дополнительном изучении и мерах природоохранной деятельности.
2-й этап. Работа на маршруте
Предварительно нужно провести деление учащихся на группы с учетом индивидуальных образовательных потребностей. Группы выполняют задания, используя инструкции маршрутных листов.
Маршрутный лист для группы “Систематики”
Задание: используя текстовый, иллюстративный определители растений, определите максимальное количество видов растений. Данные внесите в таблицу 1.
Последовательность определения растений (памятка для учащихся)
1. Определение всегда начинайте с первой ступени. Внимательно прочитайте тезу и антитезу и сравните признаки, приведенные в них, с определяемым растением.
2. Если подходит теза, то следует перейти к той ступени, номер которой стоит после описания признаков тезы, если же признаки растения схожи с антитезой, то переходите к ступени, номер которой указан после антитезы.
3. В указанной ступени опять сравните признаки растения с тезой и антитезой. Выберите одну из них и переходите к другой ступени, куда вас отсылают.
4. Если после тезы и антитезы нет цифры, указывающей переход к следующей ступени, а стоит название растения, то определение растения на этом заканчивается.
5. Найдя видовое название растения, запишите бинарное название вида, название семейства, класса, отдела в таблицу.
Маршрутный лист для группы “Флористы”
Задание: определите обилие видов знакомых вам растений по шкале Друде (Таблица 2). Данные запишите в таблицу 3.
Маршрутный лист для группы “Экологи”
Задание: пользуясь дополнительной информацией, найдите на территории своего участка адвентивные растения, опишите их согласно критериям в таблице 4.
Дополнительная информация. Адвентивные виды (интродуцированные растения) — это растения, переселенные в местность, где они раньше не существовали. В процессе работы со справочной литературой в овраге выявлены следующие растения-интродуценты:
1. Донник лекарственный в Беларуси является заносным видом. Является двулетним растением. Год интродукции авторами — 1961-й.
2. Борщевик Сосновского. Первые опыты в СССР по внедрению в культуру борщевика были начаты в 1941 году. Борщевик Сосновского выделен в отдельный вид в 1944 году. Ранее его относили к борщевику опушенному.
Маршрутный лист для группы “Инспекторы”
Задание: проведите описание пальчатокоренника майского (любого охраняемого растения) согласно критериям таблицы 5. Дополните таблицу своими критериями.
После презентации работы групп учитель вводит дополнительную историческую информацию о преднамеренной интродукции борщевика Сосновского в природу Беларуси, обращает внимание на факт, что пальчатокоренник майский официально не зарегистрирован на территории Кричевского района, отвечает на вопросы учащихся.
3-й этап. Подведение итогов, просветительская деятельность
На итоговом занятии ребята рассматривают первоначальную гипотезу: овраг около реки Кричевка — экосистема, нуждающаяся для дальнейшего равновесного развития в дополнительном изучении и мерах природоохранной деятельности. В результате обсуждения приходят к выводу, что гипотеза подтвердилась.
Далее под руководством учителя составляется план мероприятий по распространению информации, полученной в ходе образовательного путешествия. Такими мероприятиями могут быть публичные выступления на родительских собраниях, школьных тематических конференциях, выпуск экологических листовок, совместная работа с инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, составление презентации “Удивительная флора рядом”, с помощью которой можно проводить цикл бесед с учащимися школы, населением города и т.п.
Заключение
Ожидаемые результаты
• Умение учащихся практически применять знания, полученные на уроках биологии и географии при определении видов местной флоры, анализе особенностей внешнего строения в связи с условиями произрастания.
• Развитие умения прогнозировать отдаленные во времени результаты деятельности человека в природе.
• Активное участие школьников в деятельности по борьбе с инвазивным растением — борщевиком Сосновского — в связи с его негативным воздействием на развитие природных экосистем и организм человека.
• Расширение знаний об охраняемых растениях местных экосистем, организация учащимися природоохранной деятельности.
Критерием и показателем эффективности проведения образовательного путешествия является применение школьниками знаний, полученных при участии в образовательном путешествии, на уроках и в повседневной жизни. Как правило, при устных ответах, обсуждениях учащиеся приводят примеры из учебников, телевизионных программ. Если же ребята будут использовать факты, информацию о местных экосистемах на уроках биологии, географии, обществоведения — это и будет являться показателем успешно организованного образовательного путешествия.
Елена ТИЛЮПО,
учитель биологии средней школы № 8 Кричева, учитель-методист,
член клуба “Хрустальный журавель”.