Разноуровневое обучение на уроках русского языка в начальной школе

- 14:25Портфолио

Одной из тенденций современного образования является личностно ориентированное обучение, которое наиболее полно учитывает образовательные запросы учеников. И это очень важно именно в современных условиях, потому что интерес учащихся к процессу обучения снижается.

Одна из причин нежелания школьников учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым он не может успешно справиться, а для ученика со способностями более высокого уровня такое же задание является легким и, соответственно, не очень интересным, потому что не позволяет проявить себя.

Разноуровневое обучение предполагает несколько иную организацию учебного процесса, которая должна осуществляться с учетом:
 уровня обученности школьника по данному предмету, уровня его общего развития;
 особенностей психического развития личности (особенностей памяти, мышления, восприятия и т.д.);
 особенностей характера, темперамента.

В соответствии с выявленными способностями и интересами учащихся можно условно разбить класс на три группы: учащиеся с низким темпом усвоения материала; учащиеся со средним темпом усвоения материала; учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие.

У детей 2 группы хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают академической одаренностью, представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

Вводя элементы разноуровневого обучения, нужно обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении работы, при этом учащиеся должны работать в полную меру своих сил, чувствовать уверенность в себе, прочно и более сознательно усваивать программный материал.
Деятельность учителя при организации разноуровневого обучения, как правило, состоит:

 в делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

 в разработке или подборе заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

 в оценивании деятельности учащихся.

Разноуровневое обучение позволяет учителю не воспринимать разность детей как помеху в образовательном процессе, а создавать условия для самореализации каждого учащегося, работать со всеми учащимися в классе, не допуская отставания слабых учеников и торможения в развитии сильных учащихся.

Задания І уровня имеют репродуктивный характер, даются на несложном лингвистическом материале, при этом максимальная отметка при правильно выполненном задании — 7 баллов.

Задания ІІ уровня предполагают осмысленное применение знаний, определенную аналитическую работу и конструируются на лингвистическом материале стандартной (средней) степени сложности.

Максимальная отметка за их правильное выполнение — 9 баллов. Задания ІІІ уровня требуют применения знаний не только в стандартной, но и в новой ситуации, большого количества преобразований, серьезной аналитической работы, строятся на лингвистическом материале повышенной сложности и оцениваются максимальным баллом — 10.

Для распределения заданий по этим трем уровням я использую конверты разных цветов. Чем светлее цвет конверта, тем задание в нем легче, т. е. І уровня. Чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее — ІІ или ІІІ уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.

Прежде чем ребенок возьмет тот или иной конверт, дается инструкция:

1) кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал — выбирает задание, допустим, в желтом конверте;

2) кто чувствует, что освоил материал по теме
прочно — выбирает задание в зеленом конверте;

3) кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности — выбирает задание в красном конверте.

Для примера, при изучении темы “Правописание парных звонких и глухих согласных” можно предложить такие задания:

Уровень І

Вставь пропущенные буквы.

Тетради — тетра..ь, тетра..ка, походы — похо.., березовый — бере..ка, колхозы — колхо.., верблюды — верблю.., шалаши — шала.., грибочек — гри… .

Уровень ІІ

Из приведенных слов выбери проверочные.

Проходит, выходка — прохо.., площадочка, площади — площа..ка, бобы, бобик — бо.., лягушата, лягушечный — лягу..ка, возик, привозит — во.., насосы, насосный —
насо… .

Уровень ІІІ

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное.

Шу..ка — шубы, ве..ка — …, ря.. — …, ла..ки — …,
зага..ка — …, ша..ка — …, варе..ки — … .

При изучении темы “Имя существительное” в 3 классе учащимся можно предложить следующие задания.

Уровень І

1. Подчеркните только имена существительные.

Тетрадь, кислый, вода, течет, конфета.

2. Определи род имени существительного.

Яблоня, кактус, медаль, гусь, собака, поле.

3. Вставь пропущенное существительное.

В полях тает _____. Лагерь раскинулся на берегу ____________.

Уровень ІІ

1. Образуй существительные и определи род.

Дружный, интересный, счастливый, бегать.

2. Подбери к данным существительным антонимы.

Радость, плач, добро, друг.

3. Закончи словосочетания. Определи род имен существительных.

Известная _______, острое _______, теплое ______, жаренный ______, душистая ______, красное _____.

Уровень ІІІ

1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.

Правда, ночь, шум, доброта.

2. Подбери к данным словам синонимы.

Врач, неправда, булка.

3. Выпишите существительные во множественном числе и определи их род.

В зоопарке живут разные звери. Они неодинаково относятся к посетителям. Крупные кошки, особенно барсы, всегда стараются спрятаться. Медведи клянчат еду, делают разные трюки для забавы публики. Моржи и обезьяны недовольны, когда в зоопарке безлюдно.

Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Дети ощущают себя успешными и уверенными, возросла степень их психологического комфорта на уроках.

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие их способностям, и чаще всего пытаются выполнять задания І и ІІ уровней, но с каждым годом обучения растет количество учащихся, выбирающих ІІІ уровень.

Иван КОЛКОВСКИЙ,
учитель начальных классов боровлянской средней школы № 2.