Развиваем навык языкового анализа и синтеза у младших школьников

- 10:31Навіны рэгіёнаў, Рознае

Вопросу развития речи младших школьников посвящено много работ и исследований выдающихся педагогов, психологов и учёных. Накоплен немалый опыт педагогов-практиков, разработаны методические пособия в помощь учителю. Однако проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.

Речь — это не только социальное явление и средство общения, но и средство познания мира. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами, обогащает словарь, усваивает фразеологию, овладевает словообразованием, словоизменением и словосочетанием, а также многообразными синтаксическими конструкциями.

Письмо и чтение имеют цель начального обучения и являются средством дальнейшего получения знаний. Проблемы речевого развития негативно влияют на развитие умственных способностей. У детей отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, страдает продуктивность запоминания, что ведёт к снижению успеваемости в школе.

Иногда ребёнок затрудняется из сплошного потока устной (а ещё чаще письменной) речи выделить предложения и слова, поделить слова на слоги. В итоге правильная запись слов, не говоря о фразах, становится невозможной. Развитие навыка языкового анализа и синтеза — одно из важнейших условий овладения грамотой, о чём писали в своих работах А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев, Г.В.Чиркина и др.

Языковой анализ и синтез является важнейшим психическим процессом, имеющим большое значение в усвоении родного языка. Его несформированность ведёт к трудностям в обучении. Поэтому развитие языкового анализа и синтеза — важного звена в системе речевого развития — является необходимым условием успешного овладения речью.

Современная школа требует от детей, поступающих в 1 класс, не столько знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Учителю нужно строить работу таким образом, чтобы процессы развития речи и умственного развития протекали в тесной взаимосвязи, чтобы дети со слабыми способностями могли развиваться и осваивать предметы на доступном для них уровне. Поэтому проблема формирования навыка языкового анализа и синтеза для дальнейшего обучения и успешного становления учебной деятельности является актуальной.

М.Р.Львов отмечал, что “язык — система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и в текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы”. И ещё: “Языковые навыки относятся к числу интеллектуальных навыков, их особенностью является то, что они никогда не достигают полной автоматизации, контроль сознания в них играет существенную роль”.

Р.И.Лалаева и Л.В.Венедиктова считают, что недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Нарушение деления предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами, раздельном написании слов, приставки и корня слова. Решению этой проблемы может помочь создание системы практических заданий для развития навыков языкового анализа и синтеза у детей различного интеллектуального уровня.

Особое внимание учителя должно уделяться наблюдению и анализу хода обучения детей с целью установления отрицательной/положительной динамики в овладении навыком. Развитие навыка языкового анализа и синтеза — это комплексная работа на уровне словосочетания, предложения и текста, которая подразумевает формирование представлений о слове, предложении, тексте и их основных признаках, дифференциацию понятий, набора слов и предложения, словосочетания и предложения, развитие анализа структуры предложения (определение границ предложения, последовательности и места слов в предложении), знакомство с предлогами (определение их значения в предложении, знакомство с написанием), знакомство с приставками (определение их значения в предложении, знакомство с написанием), дифференциацию предлогов и приставок, знакомство с текстом (определение основных признаков текста), дифференциацию отдельных предложений и текста, определение последовательности предложений в тексте.

Проводимая работа показывает, что развитие языкового анализа и синтеза невозможно отделить от анализа и синтеза на уровне слова, слога и звука, потому как все формы анализа и синтеза тесно переплетаются и дополняют друг друга. Поэтому комплексное развитие навыка языкового анализа и синтеза осуществляю в ходе практической деятельности по нескольким направлениям.

Первое направление — это работа с предложением и словосочетанием, которая включает серию заданий, направленных на формирование представлений о предложении как о единой синтаксической единице. Эти задания помогают формировать понятие об основных признаках предложения — наличии заглавной буквы и точки, наличии законченного смысла, порядке слов в предложении, а также различать словосочетания и предложения. Вторая группа заданий направлена на формирование представления о предложениях различной грамматической сложности, которые строят сами дети, добавляя в различных вариантах слова. Третья группа заданий — это развитие представлений о предлоге и приставке, их значениях для слова и предложения, обогащение речи учащихся редко употребляемыми предлогами. Четвёртая группа заданий предполагает подбор таких заданий, которые знакомят и учат детей правилам связи слов в словосочетаниях, развивают представления о важности изменения окончаний в словах при составлении предложений.

Вторым направлением работы является работа с текстом, которая состоит в формировании представлений об основных признаках текста, понимания различия между набором предложений и текстом, в обучении определению частей текста, их смысловых связей.

Для достижения положительных результатов в работе учитель должен стремиться к созданию таких условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка. Языковой анализ и синтез — это сложный процесс, одна из форм интеллектуальной деятельности. Освоение этого процесса зависит от уровня языковой зрелости и особенностей интеллектуального развития ребёнка. Работа по развитию языкового анализа и синтеза должна проводиться комплексно и систематически.

Наталья КСЁНЖИК,
учитель начальных классов гимназии Ляховичей.