Ректор МГПУ: при распределении в родной район 4 из 5 молодых педагогов остаются работать в образовании

- 10:40Новости

В конце июня более 330 выпускников Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина получат дипломы, а 15 августа приступят к работе как молодые специалисты. Об этом корреспонденту «Настаўніцкай газеты» сообщил ректор вуза Валерий Навныко.

В МГПУ первостепенное значение придается распределению и закрепляемости выпускников. На протяжении всего срока обучения со студентами вопросы выбора рабочего места и трудоустройства обсуждаются совместно с организациями — заказчиками кадров. В этом учебном году были неоднократно проведены встречи и ярмарки вакансий в кооперации с представителями отделов и учреждений образования, что дает возможность выработать общие подходы по трудоустройству молодых специалистов.

В 2024 г. выпуск обучающихся на дневной форме получения высшего образования в МГПУ составил 377 человек, в том числе 19 магистрантов: 17 бюджетников и 2 платника. 283 выпускника-бюджетника распределены, 48 — целевики. Еще два человека входят в состав национальных команд Беларуси и распределению не подлежат. Выпускаются из МГПУ и 25 платников, 11 из которых использовали возможность быть направленными на первые рабочие места.

— В этом году достаточно большое количество студентов-платников выбрали рабочее место при распределении, и это вполне понятно. Студент четыре года обучался в университете за счет собственных средств с целью трудиться в сфере образования. Отказываясь от выбора места работы на распределении и приступая к самостоятельному поиску, он в конечном итоге приходит в систему образования, но уже с потерей льгот молодого специалиста. Вполне логично выбрать место работы на распределении и сохранить за собой государственные социальные гарантии, тем более что выбор, поверьте, широчайший, и удовлетворит даже самого притязательного выпускника, — сказал В. Навныко.

— Наша комиссия практически под микроскопом рассматривает пожелания и предпочтения каждого выпускника вкупе с тщательным анализом возможностей и условий труда, предоставляемых потенциальным работодателем. Цель одна — получить мотивированного выпускника, готового многие годы трудиться и профессионально развиваться на своем первом рабочем месте. Коллектив университета создает такую атмосферу, в которой студенты, выбирая место работы, ощущают свою востребованность и высокую социальную защищенность. К слову, я с опасением отношусь к распределению наших выпускников в крупные города и школы. Большинство наших студентов — жители сельской местности, обучавшиеся в небольших учреждениях образования. Попадая в несвойственную для себя среду городской жизни, в большой педагогический коллектив и находясь на удалении от родных мест, молодой специалист нередко подвергается профессиональному выгоранию, и поэтому возрастает риск ухода из профессии, — поделился мнением ректор.

В. Навныко считает, что самая лучшая траектория профессионального становления молодого специалиста — это возвращение в родной район:

— Если выпускник получает распределение по месту его жительства, то мы считаем, что комиссия сработала максимально эффективно. Опыт подсказывает: возвращение в родной район — одно из основных условий успешного профессионального старта и залог многолетней плодотворной работы в сфере образования. У такого молодого специалиста автоматически снимается ряд социально-бытовых вопросов, которые неизбежно возникают по прибытии в чужой населенный пункт, особенно это касается крупных городов. Сюда можно включить поиск и съем жилого помещения, оплату аренды и коммунальных услуг, приобретение мебели и бытовой техники, а также сложность в оказании помощи родителям и близким, находящимся на удалении. Как показывает практика, в родном районе руководство управлений и учреждений образования создает максимально комфортные условия для начала трудовой деятельности, к которым можно отнести прикрепление опытного педагога в качестве наставника к молодому специалисту, возможность участия в педагогических конкурсах («Педагогический дебют», «Учитель года» и др.), повышение квалификации и различные меры материального стимулирования. Мы видим, что при условии распределения в родной район 4 из 5 молодых специалистов остаются работать в системе образования.

Рассуждая о закрепляемости молодых специалистов, ректор отметил следующее:

— Традиционно ученики и их родители желают попасть в классы к учителям с многолетним стажем и высокой категорией, что вполне объяснимо. Вместе с тем подчеркну, что нынешнее поколение выпускников педагогических университетов — это, как правило, инициативные и творческие личности, способные находить новые подходы в обучении детей. Да, у них небольшой практический опыт, но их мотивированность к педагогической деятельности, нестандартное мышление и желание искать что-то новое способны увлечь за собой подрастающее поколение. Поэтому и опытным педагогам, и родителям, и даже ученикам стоит поддержать пришедших в классы молодых педагогов и помочь им развиваться, ведь большое всегда начинается с малого.

К слову, в МГПУ 95 % от контрольных цифр приема отведены на педагогические специальности. В текущем году в вузе стало больше бюджетных мест, расширился набор на сокращенное заочное обучение. Причем на некоторые специальности план приема доходит до 60 человек.

— Выпускники педколледжей смогут и работать, и повышать свою квалификацию, получая высшее образование на заочной сокращенной форме обучения, — добавил ректор. — Но нам еще не хватает двух педагогических специальностей — «Музыкальное образование» (ступень) и «Менеджмент» (II ступень). Мы уже подали документы на их открытие. Если нас поддержат, то в следующем году планируем заявить все педагогические специальности, имеющиеся в классификаторе.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото из архива редакции