Руслан Смирнов: «Учитель формирует будущее общества, будущее его науки и культуры»

- 13:00Диалоги об образовании, Образование

В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, об акцентах объявленного в стране Года мира и созидания, о воспитании детей и молодежи. Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — начальник главного управления образования Гомельского облисполкома Руслан Смирнов.

С обратной связью

— Руслан Иванович, по долгу службы вы часто бываете в учреждениях образования, встречаетесь с наставниками. О чем, если не секрет, неформально спрашиваете директоров, педагогов? И о чем обычно спрашивают вас?

— В любом деле очень важно держать “руку на пульсе”, выявлять недостатки и своевременно вносить коррективы. Педагоги всегда на передовой. Они ближе всех контактируют с учащимися и их законными представителями, изнутри видят проблемные вопросы и зачастую предлагают креативные подходы к их решению. Поэтому первым делом всегда интересуюсь тем, какие есть проблемы в районе, в учреждении.

Серьезное внимание уделяем состоянию материально-технической базы. Для качественного образовательного процесса необходимо создать все условия. Учащимся должно быть комфортно и безопасно в учреждении, а педагоги должны иметь достойные условия труда. Вместе с руководителями учреждений, начальником отдела образования, спорта и туризма намечаем пути решения, перспективы развития как отдельно взятого учреждения, так и региона в целом.

И обратная связь должна быть. Еженедельно по понедельникам мы проводим областное селекторное совещание, на которое приглашаем начальников отделов образования, руководителей учреждений.  Анализируем события прошедшей недели, рассматриваем наиболее значимые вопросы отрасли, обмениваемся мнениями. Такая форма работы позволяет своевременно выявлять недочеты, вносить коррективы в работу и решать поставленные на перспективу задачи.

— В строчках вашей биографии значатся несколько районов Гомельской области: Жлобинский, Рогачевский, Наровлянский… В сегодняшней своей должности как-то их выделяете? Больше помогаете или… больше требуете?

— Задача руководителя областного уровня — выстроить максимально эффективную работу вверенной ему отрасли. И здесь неважно, работал ли ты в том или ином учреждении, районе.

Жлобинский, Рогачевский и Наровлянский районы абсолютно разные по количеству учреждений образования, обучающихся, педагогов, а потому находятся и соревнуются в разных группах районов. Поэтому и спектр задач, стоящих перед руководителями этих отделов, отличается. Например, для Наровлянского района более важно закрепление молодых специалистов, для Рогачевского — получение дипломов на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам, для Жлобинского — удержание лидирующих позиций в области по итогам централизованных экзаменов и централизованного тестирования.

Все эти три района стоят на реках, расположены в красивейших местах, имеют много достопримечательностей, поэтому в школах здесь активно развивается краеведение. Дети с удовольствием посещают усадьбу Козелл-Поклевских в поселке Красный Берег Жлобинского района, создают и расширяют экспозиции школьных музеев почты, сельпо, детства в Наровлянском районе. Более 30 лет на базе Рогачевского района проходит международный лагерь дружбы детей славянских народов “Крынічка”. Каждый район самобытен, со своими традициями и укладом. В каждом есть свои успехи и достижения, но есть и проблемные вопросы, которые нужно решать.

И все-таки отмечу: к “своим” районам у меня особое внимание и спрос с них особый.

На пьедестале 

— Закончился учебный год, непростой по своим масштабным нововведениям, в первую очередь для выпускников и учителей. А какие главные итоги года готов подвести руководитель образовательной отрасли Гомельской области?

— Считаю, отрасль справилась со всеми нововведениями. Учащиеся и педагоги учреждений образования области не раз поднимались на пьедестал и занимали призовые места.

Учащиеся области уже несколько лет подряд удерживают позиции в тройке лидеров среди регионов страны в олимпиадном движении. В текущем году на счету области 98 дипломов на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам и почетное 3-е место в республике, а также 15 медалей на международных олимпиадах.

В школу нужно идти работать по призванию, ведь это возможность каждый день передавать подрастающему поколению не только свой опыт и знания, но и тепло своей души, зажигать огонь дружбы, добра, взаимопонимания в детских сердцах.

Ежегодно более 550 учащихся получают аттестаты особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью. Не стал исключением и этот год: у нас 554 медалиста.

Без серьезных замечаний прошли два централизованных экзамена — самые масштабные по организационной структуре и ответственности мероприятия. Вот уже четыре года по итогам централизованного тестирования область занимает лидирующую позицию в республике. Надеемся, и в этом году удастся подтвердить результат.

С целью раннего выявления высокомотивированных детей и молодежи, подготовки их к участию в олимпиадах по учебным предметам (физике, математике, информатике и биологии) на базе Гомельского областного центра технического творчества детей и молодежи действует областная Школа точных наук с онлайн-обучением для учеников 5—8 классов. За прошедший период 100 ребят прошли здесь обучение, и мы можем говорить о положительных результатах работы: у этих детей есть дипломы на втором и третьем этапах республиканской олимпиады.

Кроме того, на базе областного центра технического творчества организовано обучение в областной онлайн-школе “IQ UP”. За 2 года здесь обучились 96 человек по 8 направлениям. С 1 ап­реля начали работу 4 группы объединения по интересам “Разговорный китайский” для детей всех возрастов.

Еще одним ярким мероприятием в направлении инновационного творчества стало проведение VII областного турнира по робототехнике “ROBOQUEST-Smartagro” в рамках областного этапа республиканского конкурса по основам профессиональной подготовки среди школьников JuniorSkillsBelarus. Турнир прошел под девизом: “Smartagro — умное сельское хозяйство”. На турнире собралось более 400 мальчишек и девчонок в возрасте от 5 до 17 лет со всех районов области.

Команда Гомельщины стала абсолютным победителем в республиканском конкурсе по основам профессиональной подготовки Hi-Tech (JuniorSkills). Учащиеся области завоевали 9 дипломов, из которых 8 — дипломы учащихся Гомельского областного центра технического творчества.

По итогам всех творческих республиканских конкурсов Гомельская область лидирует в республике. Так, в республиканском смотре-конкурсе детского творчества “Здравствуй, мир!” получено 72 диплома, и это 1-е место среди областей.

— “Настаўніцкая” не раз писала и о достойных результатах системы среднего специального образования…

Команда Гомельской области на V Республиканском конкурсе профессионального мастерства ProfSkills Belarus — 2023 в 33 компетенциях завоевала 11 наград, 5 из них  — золотые.

На базе Гомельского государственного автомеханического колледжа открыт обновленный центр компетенций машиностроительного профиля. При поддержке Министерства образования Республики Беларусь дополнительно созданы 6 лабораторий. К слову, всего в области работает 6 центров компетенций.

Популярностью пользуется конкурс профессионального мастерства “ЮниСтайл” на звание юного специалиста Гомельской области в сфере бытового обслуживания среди учащихся учреждений профессионального образования, конкурс профессионального мастерства “Сузор’е стылю”. 

Ярким завершением учебного года стало проведение на территории Гомельской области республиканской спартакиады школьников — 2023. Соревнования проходили на спортивных площадках Гомеля, Жлобина, Речицы и Мозыря по 17 видам спорта. Наша команда заняла 2-е место.

Хочу особо отметить: эти и многие другие успехи и проекты стали возможны благодаря совместной кропотливой работе педагогов и учащихся учреждений образования области.

Формируя будущее общества

— На самом высоком уровне не раз говорилось: сфера образования — это оплот нашей государственности, у истоков формирования нации стоит именно воспитатель, учитель. Согласны, Руслан Иванович?

— От учителя сегодня действительно зависит очень многое — от обстановки в классе, школе до обстановки в семье и обществе. Педагог воспитывает поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. По сути, учитель формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.

Еженедельно по понедельникам мы проводим областное селекторное совещание, на которое приглашаем начальников отделов образования, руководителей учреждений.

Да, работать учителем непросто, поэтому в школу нужно идти по призванию. Ведь это возможность каждый день передавать подрастающему поколению не только свой опыт и знания, но и тепло своей души, зажигать огонь дружбы, добра, взаимопонимания в детских сердцах. В то же время подчеркну, что молодому специалисту, который только-только пришел в школу, должна оказываться всяческая помощь и поддержка. Здесь и институт наставничества, и материальная помощь, и поддержание морально-психологического климата в педколлективе, и реализация инициатив, и создание необходимых условий для работы, и предоставление жилья. Именно на это мы ориентируем руководителей учреждений образования.

Кроме того, важна мотивация. Многие руководители сами готовят себе будущих коллег из числа учащихся. В этом направлении очень хорошо срабатывают педагогические классы, открытие которых стало важным фактором привлечения талантливых ребят в профессию. В нашей области таких классов всегда около 80. 

— В продолжение предыдущего вопроса: какими именами сегодня особо гордится образование области? И как поощряются педагоги, достигшие особых результатов?

— Талантливых, заслуженных, отдающих себя профессии учителей в области много. Никакого газетного разворота не хватит, чтобы назвать всех. Но отмечу труд ставших авторами учебных пособий и факультативов Жанны Жадейко, Ольги Кравченко, Татьяны Климовой.

Эффективно занимаются с одаренными учащимися Алексей Борунов, Михаил Долинский, Дмитрий Довнар, Виктор Савицкий, Александр Струк, Ирина Гончаренко, Татьяна Довженок, Елена Знахаренко. Все они награждены нагрудными знаками Министерства образования Республики Беларусь “Отличник образования”, а Жанна Жадейко в мае из рук Президента Беларуси получила такую высокую государственную награду, как “Заслуженный учитель Республики Беларусь”.

Профессионализм и неравнодушное отношение педагогов к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения позволяет им генерировать идеи, объединяющие детей и родителей. Например, руководитель по военно-патриотическому воспитанию средней школы № 16 Мозыря Владимир Гимбут подготовил проект “У войны не женское лицо”: в городе организуются военно-исторические реконструкции, подготовлено шесть фильмов об исторических событиях периода Великой Отечественной войны…

Каждый год педагоги, подготовившие победителей заключительного этапа олимпиады по учебным предметам, обладателей стобалльных сертификатов по централизованному тестированию, педагогические работники, ставшие победителями конкурсов профессионального мастерства, получают награды за свои достижения, в том числе премии Гомельского облисполкома.

Наиболее опытные учителя области объединились в педагогический клуб “Зорнае крыло”. Их методические выезды в регионы имеют высокую эффективность.

В этом учебном году шести учителям области присвоена квалификационная категория “учитель-методист”, 472 педагогическим работникам присвоена высшая квалификационная категория. Это значит, что профессиональный уровень педагогов области растет.

Чей “Хрустальный журавль”?

— На сентябрь намечен республиканский финал конкурса “Учитель года”. Руслан Иванович, готовы оценить шансы педагогов Гомельщины?  

Любому конкурсу профессионального мастерства предшествует долгая и кропотливая подготовительная работа. На протяжении пяти лет  мы проводим фестиваль “Педагогические надежды” для молодых учителей, в котором также принимают участие учителя-методисты, участники конкурса профессионального мастерства “Учитель года Республики Беларусь” прошлых лет. Это микрообучение, интеллектуальные эстафеты, методические интенсивы, турниры ораторского мастерства, панельные дискуссии, мастер-классы.

В финале республиканского конкурса наша область всегда выступала достойно. В 2020-м мы завоевали главный трофей республиканского конкурса: “Хрустальный журавль” на родную землю привез учитель гео­графии средней школы № 19 Гомеля Вадим Лосев. Кроме главной победы, двое из восьми наших участников стали победителями конкурса в разных номинациях, еще трое учителей — лауреатами конкурса. Это был самый значимый результат для Гомельской области за всю историю проведения конкурса. И хотя говорят, что “снаряд не падает в одну воронку дважды”, мы, имея хороший опыт подготовки и побед, усердно готовим нашу команду к финалу.

Для молодых, кстати, год тоже стал конкурсным. Впервые в стране проводится фестиваль “Педагогический дебют”, в котором примут участие представители нашей области, прошедшие конкурсный отбор. Причем не только учителя и воспитатели, но и молодые руководители учреждений из Брагинского, Чечерского, Жлобинского, Кормянского, Мозырского районов, Гомеля. Верю в победы педагогов Гомельщины!

Екатерина ДУБИНСКАЯ
Фото Ирины Осташкевич