Одна из главных задач при изучении иностранного языка — свободное говорение. Для его развития и поддержания активно используется формат разговорного клуба, который позволяет снять языковой барьер и является неформальным способом изучения неродного языка.

Разговорный клуб — это место свободного, но направляемого общения. В нем занимаются старшеклассники со средним и высоким уровнем владения немецким языком, которые улучшают навыки разговорной речи. Ведущим клуба выступает учитель немецкого языка. Встречи помогают не только усовершенствовать разговорную речь и снять языковой барьер, но и расширить лексический запас, погрузиться в другую культуру, повысить мотивацию к дальнейшему изучению языка. Помимо этого, занятия в клубе хорошо развивают творческие способности и критическое мышление.
Темы встреч отражают познавательные интересы учащихся, но иногда мы сами придумываем их и соотносим с учебной программой (“Семейные ценности”, “Социокультурный портрет страны”, “Национальный характер”).
Речевые ситуации общения, в том числе проблемные, находят отражение в ролевых и словесных играх. В заданных ситуациях развивается спонтанность речи, а благодаря неформальному характеру общения и актуальности ситуаций участникам интересно выполнять задания.
Тексты в рамках клуба представлены нечасто. В основном встречи строятся на диалогах участников, при этом в качестве текстов ведущим выбираются фрагменты аудио- и видеотекстов. Также задействуются песни, загадки, мемы и идиомы.
Важный принцип работы клуба — учитель не исправляет ошибки учащихся. Педагог предлагает для использования различные грамматические конструкции, но не исправляет участников. Основная цель — снять языковой барьер и создать дружелюбное пространство, в котором можно ошибаться.
На встречах не используется родной язык, но не проверяется уровень владения чужим. Поэтому довольно обычны ситуации, когда отличия в нем значительные. И ничего страшного в этом нет. Для некоторых учащихся вполне удовлетворительным будет сам факт вступления в коммуникацию без переводчиков, даже если словарного запаса для этого не хватает. Желание общаться становится важной мотивационной точкой роста в изучении иностранного языка. При этом общение проходит в устной форме, письменные задания не выполняются.
Работа клуба строится по комбинированному типу. Ведущий меняет типы деятельности, чтобы участникам было интереснее. Заседание клуба выстраивается по блокам. Цель первого — говорение в таком формате, чтобы участники как можно больше общались друг с другом. Мы не создаем ситуации глубокого погружения в тему. Это, скорее, вариант непродолжительной легкой беседы, но не на поверхностные темы. Например, можно начать с вопросов (отображены на доске и бумаге, выданы в конвертах, найдены в кабинете, написаны на слайде презентации), ответов на них и обсуждения. Для этого используются упражнения “Продолжи фразу”, “Обрезанные цитаты”, “Объясни поговорку”, “Как в галерее”. Задания соответствуют приемам проблемного обучения. Например, это создание какой-то концепции или плана действий, оформление афиши и пр. Заканчиваются заседания клуба рефлексией, где каждый может высказать свое мнение и сделать выводы.
Арсенал приемов и упражнений, которые используют педагоги-ведущие, включает в себя ролевые игры, дискуссии, дебаты, мозговые штурмы, квизы, квесты и нарративные задания. Некоторые приемы и упражнения берутся из методического багажа тренеров неформального обучения, игровых и театральных методик, иногда из психологических тренингов.
Формат разговорного клуба востребован и открыт для экспериментов, которые зависят в том числе от интересов и задач аудитории, посещающей встречи.
Светлана ШЛОМА,
заместитель директора, учитель немецкого языка
средней школы № 20 Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева





