Сергей Дубовик: «Со временем мы можем прийти к новому знаку качества «Создано без ИИ»

- 12:15Точка зрения

Размышления о пользе и вреде искусственного интеллекта занимают умы многих. Сегодня к диалогу мы пригласили не только журналиста со стажем, но и человека, который уже полтора года активно использует нейросети в творчестве. Главный редактор газеты «Навука» НАН Беларуси Сергей Дубовик готов поделиться с читателями «Настаўніцкай газеты» своим опытом покорения этой технологии.

— Сергей Владимирович, как относитесь к использованию ИИ в журналистике: где это может помочь, а где неприемлемо?

— Отношусь как к дополнительной возможности улучшить продукт, создаваемый человеком, и как к инструменту поиска новых форм в искусстве. Если говорить о работе с различными ИИ-чатами на основе GPT (Generative pre-trained transformer), то здесь иногда приемлемо попросить помочь придумать заголовок, но не всегда стоит забирать его, не переосмыслив и не доработав. ИИ дает только идею, направление, которое, возможно, автор упускает из виду по причине излишней загруженности. Все же потоки информации в последние годы кратно увеличились. Здесь на помощь приходит и проверка уникальности текста с помощью онлайн-систем (например, «Текстовод»).

Что касается иллюстрирования с помощью картинок, сгенерированных ИИ, то можно сделать, например, оригинальную карикатуру или тематическую иллюстрацию. Кстати, некоторые мировые СМИ это освоили на постоянной основе — получается очень образно, красноречиво и на злобу дня. Теперь у карикатуристов в руках не кисти с красками, а идеи и максимально детальные описания для создания четкого промта. «Вначале было слово» — это как раз про работу с ИИ в целом.

Но при этом надо помнить, что многие нейросети открывают свои полные возможности только при платной подписке. Поиск бесплатных и эффективных ИИ-инструментов сравним с поисками сокровищ капитана Флинта. Фраза «Будущее не для всех» здесь вполне уместна.

К слову, развитием ИИ в Академии наук занимается Объединенный институт проблем информатики (ОИПИ), а мы на страницах нашего еженедельника стараемся концентрировать основные идейные посылы относительно данной темы.

Так, ОИПИ разработал модельный закон стран СНГ «О технологиях искусственного интеллекта». На базе данного института в текущем году не единожды собирались эксперты из заинтересованных министерств и ведомств, чтобы обсудить не только развитие ИИ, но также риски, связанные с этим.

13—14 октября ОИПИ провел IV Международный форум IT-Академграда «Искусственный интеллект в Беларуси», где были представлены разработки со всей страны. Также в октябре вопросы регулирования этой сферы обсуждались в Академии наук во время выездного заседания экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь «Использование искусственного интеллекта: возможности и риски». В нем приняла участие Председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова.

— Чем отличаются тексты и картинки, где применялся ИИ, от авторских?

— Тексты нередко получаются излишне ровными и плоскими, неживыми, будто дистиллированная вода. Либо изначально вроде красивые, но редакторский глаз обязательно будут резать какие-то несуразности. Всё зависит от того, на чем обучена нейросеть.

Что касается картинок, то ИИ всё еще неидеально справляется с рисованием массовых сцен с наличием большого количества персонажей. Всё важно верифицировать, ведь пользователи таких сервисов совершенно не застрахованы от так называемых галлюцинаций ИИ, которые возникают из-за недостатка информации у нейросети. Я и сам нередко сталкивался с тем, что нейросети небрежно относятся к человеческой физиологии: рисуют по 4 или 6 пальцев, сращивают их, искривляют мимику лица, делают ассиметричные глаза, неестественные по форме зубы, в целом диспропорциональные фигуры и даже могут изобразить несколько конечностей. Причем всё это выполнено фотореалистично.

— Если мы говорим о роли ИИ в образовании, то какой она видится вам?

— Мы уже делаем некоторые шаги в то самое, представленное писателями-фантастами, будущее. Не первый год в некоторых арабских странах ездят беспилотные поезда, экскурсии водят роботы, а с помощью нейросетей можно создавать полноценные клипы или даже полнометражную анимацию. Как видно по материалам вашего издания, и учителя ставят ИИ себе на службу: готовят тесты, разрабатывают планы уроков, тем самым экономя время. Это замечательно, прогрессу все профессии и возрасты покорны!

Но говоря о школе, нужно осмыслить ряд практических вопросов. Заменит ли рисование с ИИ предмет «Изобразительное искусство»? Нужен ли учитель пения с баяном или всё лучше сыграет ИИ-персонаж на экране? Как учить информатике, если даже сложный код или алгоритм может написать ИИ по вашему запросу?

Домашние задания вот-вот практически окажутся на грани фиаско — все задачи решит ИИ, напишет сочинение, алгоритм по информатике. Даже реферат скомпилирует так, что не все с первого раза поймут авторство. То есть успех будет определяться умением школьника работать с ИИ-инструментами — об этой проблеме уже говорилось на одном из круглых столов в Академии наук. Получается, нужны новые формы контроля с поправкой на прогресс, и только живой диалог.

А еще скоро перестанет быть рутиной проверка домашних заданий в тетрадках. Представьте: навел смартфон, отсканировал — получил результат, но только тогда, когда нейросети идеально будут разбирать почерк учащихся.

ИИ, созданные западными разработчиками, прекрасно понимают белорусский язык и разговаривают на нем замечательно, постоянно добавляя в ответы интересные образы! Здесь я в качестве примера приведу чат-бот Copilot от корпорации Microsoft. Сервис пока бесплатный и доступен в нашей стране, тогда как другие не откроются без использования технологий VPN.

Общение с людьми уже заменено ИИ-помощниками: такие GPTчаты становятся «настоящими друзьями». Они поддержат, дадут совет, вряд ли обманут, не будут повышать голос, сплетничать, завидовать успехам. И это еще один вызов современности, предмет анализа для подростковых психологов…

Преимущество ИИ — в новых возможностях, экономии времени. Появляются новые песни, картины, ожившие в видео фотографии из прошлого и многое другое. Со временем мы можем прийти к новому знаку качества, который условно будет называться «Создано без ИИ». Так будет обозначаться натуральный продукт.

— Вы с помощью нейросетей создаете музыку на свои стихи. Как к этому пришли?

— Рифмованные строки стал писать еще в школе, в старших классах вышли первые подборки в литрубриках газет. И уже тогда хотелось спеть что-то свое, потому что далеко не всё устраивало из того, что предлагало радио или ТВ. Организовать группу, собрать людей, закупить инструменты — это большие затраты: и финансовые, и временные. Поэтому желание заняться музыкальным творчеством было отложено в долгий ящик.

Мечта стала реальностью чуть больше года назад, когда появились две нейросети — Suno и Udio. Первая давала возможность с одной генерации, с одного промта получать два варианта полноценной песни от 2,5 до 4 минут, что сегодня называется золотым стандартом хронометража (причина — вряд ли кто-то будет слушать более долгое произведение). Вторая предлагала по два кусочка в 30 секунд: эдакие детали музыкального конструктора, добавляя к которому кусочки до и после него, а затем интро и аутро — начало и конец, тоже можно было получить песню или мелодию. К сожалению, с 5 ноября скачать результат своего творчества в МP3 уже не получится: нейросеть поглотила крупная корпорация, и как дальше пойдут дела — неизвестно. Но есть и другие сервисы…

Сегодня перед нами — целая музыкальная вселенная. При должных навыках мы способны поставить к микрофону буквально любого виртуального исполнителя, сделать вместе с ИИ эпическую оркестровку или отправиться путешествовать в далекий космос под невероятные звуки синтезаторов, которые, может быть, раньше даже и не воспроизводились. Оживить известного исполнителя и написать хит в его духе (как сейчас происходит с голосами безвременно ушедших представителей русского рока — В. Цоя, Е. Летова и многих других). Или придумать музыкальное сопровождение для стихов белорусских классиков, которые ранее никогда не исполнялись в качестве песен на сцене.    

Всё это за полтора года я прошел на своем опыте. Экспериментировал с промтами, выводил особые рецепты, при этом не вкладывая ни копейки, кроме собственного времени. Учился на примерах других нейросетевых авторов. Завел канал в YouTube, где электронная космическая музыка живет вместе с белорусским фолк-роком (к слову, нейросеть не всегда идеально поет на нашем языке, приходится помогать с ударениями).

— Нейромузыка для вас сегодня — это…

— Пока что хобби, дохода не приносит. Цифры по каналу следующие: за год и пару месяцев мои треки прослушали свыше 130 тыс. раз представители более 50 стран. Это не так много, учитывая, что речь идет не о миллионах просмотров от развлекательного контента. Ниша избрана несколько специфическая. Важно понимать, что в YouTube просмотры более осознанные, их нельзя один к одному мерить с TikTok (хотя и сюда уже пытаюсь зайти).

Наверное, давно бы бросил это занятие, если б не отзывы на канале от слушателей, поддержка коллег из Академии наук и СМИ. О моем творчестве была передача и сюжеты на телевидении. Очень приятно, когда получаю положительные оценки от слушателей из европейских стран, где электронной музыкой просто всё перенасыщено и сказать что-то новое крайне сложно. Всегда приятно, когда белорусскоязычные песни слушают, например в Саудовской Аравии, что видно по статистике посещений. Включают автоперевод, чтобы понять нашу славянскую душу. Филиппины, Индонезия, Перу, Мексика — эти и многие другие далекие страны в активе моей музыкальной географии.

— Почему сами не исполняете свои произведения?

— Всё впереди! В будущем хочу спеть несколько песен, которые сделаны вместе с нейросетями. У меня есть некоторый базис музыкального образования: школьником пел в хоре Дворца молодежи и играл в оркестре на духовых инструментах. Недавно получил приглашение поучаствовать в одной белорусской шоу-программе и исполнить несколько известных песен. Было очень приятно, когда после окончания исполнения зал встал и аплодировал почти минуту.  Это дает силы идти дальше!

— Так ИИ помощник или всё же соавтор в вашем случае?

— И то, и другое. В плане музыки считаю себя соавтором ИИ — ведь нужный вариант, который понравится, выбираю сам, пишу промт, редактирую звук, клею итоговый вариант из предложенных кусочков.

На свои стихи написал несколько песен про Академию наук, например «Женщины в науке» звучала на концерте в честь 8 Марта в НАН Беларуси, своими силами смонтировали клип на музыку. И теперь у нашей ячейки Белорусского союза женщин есть своя песня. Вот так нейросети могут решить проблемы наличия корпоративного музыкального произведения.

— На ваш взгляд, в чем опасности воздействия искусственного разума на молодые умы?

— Пока опасности от ИИ меньше, чем пользы. Он учит креативу, занимает подростков. Но! Освоив калькулятор, можно ведь и разучиться элементарно считать в уме. Еще одна опасность — школьники или студенты могут утратить навыки культуры поиска нужной информации в интернете. Им нужно научиться отделять зерна от плевел и не тратить время на пустое. Ведь уже есть случаи, когда дипломированный адвокат за рубежом использовал ссылки на несуществующие законы, на которые «заботливо» указывал ИИ. Еще ситуация — человек чуть не умер из-за диеты, которую ему посоветовал GPT-чат. И всё это из-за лишней доверчивости и неумения фильтровать информацию. И поток таких советов будет только возрастать. Так, в марте 2024 г. медицинский ИИ от одной частной клиники поставил диагноз «аллергия на воду» младенцу с пневмонией. А нейросеть-юрист советовала расторгать брак через дуэль — видимо, перечитала классики.

Закончить наш разговор хочется известной фразой из фильма «Терминатор 2: Судный день»: «Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». Сегодня в наших силах сделать ИИ не врагом, а другом и помощником.

Татьяна ЛОПАТИНА
Фото из архива собеседника