От социологических исследований до авторских книг и учебного пособия для педагогов “Гордость за Беларусь”. Об этом и многом другом корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорила с директором Аналитического центра ЕсооМ членом общественно-консультативного совета при Министерстве образования Республики Беларусь Сергеем Мусиенко.
Шире “ШАГ”
— Аналитический центр EcooM хорошо известен в Беларуси и за ее пределами социологическими исследованиями на самые острые темы, волнующие наше общество. Какое место в них занимает сфера образования?
— Безусловно, мы не могли ее не затронуть, в свое время сделали ряд интересных исследований. Лично мне особенно запомнилось изучение сферы профтехобразования. Вопросы касались самых различных ее аспектов, получился хороший срез, узнал для себя немало нового. Сейчас Министерство образования — на пороге большого социсследования, которое будет вестись по всей системе образования, в том числе с участием нашего центра.
Люди относятся к социологии по-разному. Не скрою, порой доводится слышать: “Да мы все это уже изучали, зачем опять?” Но к сфере образования такой посыл абсолютно не подходит. Каждый год контингент учащихся, студентов обновляется, и ситуация меняется. Вопросы анкет, которые мы формулировали, к примеру, в 2019 году и сейчас, отличаются разительно. В свое время не могли даже предположить, что о том или ином аспекте необходимо спрашивать, а сейчас это актуально.
— Вы автор учебного пособия “Гордость за Беларусь”, которое легло в основу работы школ в рамках информационно-образовательного проекта “Школа Активного Гражданина” (“ШАГ”). Что для вас было важно донести до подрастающего поколения? Какую обратную связь получили от педагогов?
— Приятно, что Министерство образования так отнеслось к проекту “Гордость за Беларусь”, который с газетных страниц “СБ. Беларусь сегодня” вышел на уровень отдельной книги. Я изначально задумывал, что этот проект будет востребован в школах, в трудовых коллективах для всестороннего освещения жизни нашей страны. Ведь даже многие взрослые, не говоря уже о детях, плохо знают достижения Беларуси за годы независимости. Как-то по-белорусски скромно мы стараемся не выпячивать себя. А ведь очень важно зафиксировать в сознании каждого то, чем мы по праву можем гордиться, а таких позиций очень много. Гадостей про нас говорят немало, и противовес этому просто необходим.
Учебное пособие “Гордость за Беларусь” предназначено для педагогов учреждений общего среднего образования. В него включены результаты социологических исследований, характеризующие развитие различных сфер жизнедеятельности страны, начиная с 1990-х годов. Учитель берет их за основу и добавляет информацию о своем городе, районе, области. В пособии много диаграмм, графиков, фотографий. Таким образом, учащиеся имеют конкретную информацию для сравнения “было — стало”, вдумчивого анализа, видят, что рассказ педагога — это не какие-то голословные утверждения. Мне прислали с учебных заведений много фотографий с наглядными материалами, которые учителя сами создают на основе наших графиков. Каждый делает это как-то по-своему, что очень хорошо.
Отзывы на учебное пособие положительные, из пожеланий чаще всего звучит просьба добавить региональной информации. Один раз книга уже была переиздана, есть запросы с мест на еще одно переиздание. Это отрадно. Думаем, как продлить изданию жизнь. Возможно, есть смысл сделать это уже с упором на развитие регионов.
— Буквально в конце августа вышла книга “Привкус цветных революций”, подготовленная Аналитическим центром ЕcooМ совместно с издательским домом “Беларусь сегодня”. Пользуясь случаем, просим вас представить ее нашим читателям. И поделитесь, что у вас в дальнейших планах.
— Это тоже просветительский проект, призванный осмыслить феномен цветных революций, прочно вошедший в мировую политику. Причем речь идет не о сугубо белорусском взгляде на эти события. Мы сознательно сделали так, что представивших свое видение темы белорусских авторов только трое, большинство же — ведущие зарубежные политологи и публицисты из России, Латвии, Украины, Сербии, Франции, Аргентины и других стран. Примечательно, что цветная революция всегда происходит под лозунгом лучшей жизни, но на деле нашим авторам не удалось найти ни одной страны, где после нее действительно стало лучше.
“Привкус цветных революций” — довольно объемный труд в 400 страниц, с современным дизайном, здесь используются инфографика и жанр плаката. Совсем скоро книга появится на прилавках книжных магазинов.
Что касается дальнейших планов, то я открыт для плодотворного сотрудничества. Останавливаться точно не собираюсь. На сегодняшний день в моем творческом багаже уже 14 изданий, как авторских, так и написанных в соавторстве.
— Вы не первый год являетесь членом общественно-консультативного совета при Министерстве образования. Насколько, на ваш взгляд, этот орган актуален, чем полезен нашей системе образования?
— Это важная экспертная площадка, на которой вместе собираются представители как системы образования, так и других сфер. В центре внимания — самые актуальные и социально значимые вопросы в сфере образования. Так, на встрече совета в начале сентября обсуждали прошедшую выпускную кампанию, в том числе результаты проведения централизованных экзаменов. Позиции были разные, дискуссия шла аргументированная и развернутая. Причем мы не просто поговорили и разошлись. Готовим и отправляем председателю для дальнейшей работы свои выводы и предложения. Именно в таком обмене мнений рождается истина или, по крайней мере, мы к ней подходим. На мой взгляд, на площадках подобного формата надо отрабатывать любой социально значимый законодательный акт, прежде чем он будет рассматриваться парламентом.
“Горжусь своей школой”
— Кого из своих учителей вспоминаете с благодарностью?
— Мне довелось поучиться в четырех школах: в двух — в Слуцке и в двух — в Минске. В каждой из них были хорошие педагоги, которые немало дали мне и в плане знаний, и относительно личностного роста. Но, пожалуй, с особой теплотой вспоминаю свою первую учительницу из средней школы № 3 Слуцка Анну Михайловну Серебрякову, заслуженного учителя Беларуси. В самом начале занятий в первом классе она заметила, что я держу на коленках книгу и очень ею увлечен. Это была, если мне не изменяет память, “Война и мир”. Увидев это, учительница удивилась, чем издание могло заинтересовать первоклассника, ведь картинок-то в нем нет. Я ответил, что картинки тут ни при чем — мне нравится содержание. Анна Михайловна поинтересовалась, что еще я читал. Я перечислил. Она поняла, что ей достался не совсем обычный ученик, и с тех пор старалась в индивидуальном порядке давать мне больше знаний, чем было предусмотрено программой. Разрешала даже уходить с урока в школьную библиотеку, советовала, что лучше взять почитать. Такая поддержка и понимание были важны для меня, помогли не утратить интерес к учебе и развить его.
— Поддерживаете связь со школами вашего детства?
— Дружен со столичной средней школой № 47, которую заканчивал, нередко там бываю по разным поводам. Это уникальное учебное заведение, где растят будущих чемпионов, результативно совмещая учебу и тренировочный процесс. Горжусь тем, что был в числе его первых выпускников, которых обучали по программе со спортивным уклоном. И с удовольствием слежу за успехами школы. Когда я учился тут в советские годы, учащиеся занимались тремя видами спорта, а сейчас их порядка тридцати. Несколько лет назад здесь открыли первые в стране спортивно-педагогические классы.
— Если вспомнить военно-патриотическое воспитание в советской школе в ваши годы, что стоило бы перенять из того опыта?
— Думаю, мы сейчас в данном вопросе продвинулись даже больше, чем это было в советское время. Растет число военно-патриотических клубов. Очень правильно, что введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию. В школу пришли люди с активной гражданской позицией, соответствующей подготовкой, которым есть что передать подрастающему поколению. Замечательно, что мы развиваем военно-патриотические и кадетские классы. Но есть и проблемы. В вузы и на факультеты силового профиля девушкам бывает сложно попасть, для них существуют квоты при поступлении. И вот куда выпускницам кадетских классов двигаться дальше? И физическая форма на высоте, и навыки рукопашного боя есть, а главное — большое желание служить Родине. В итоге на общих основаниях они идут на юрфак или в экономисты, а потом — в прокуратуру или Следственный комитет. Этот вопрос обязательно нужно изучить. И еще. На мой взгляд, в педуниверситетах нужно открывать военные кафедры. Педагоги-офицеры в школе внесли бы свой весомый вклад в патриотическое воспитание детей.
Сила единства
— Наша встреча проходит в канун Дня народного единства. Как сделать так, чтобы этот праздник приобрел в нашем сознании должный глубокий смысл и каждый мог уверенно рассказать, что стоит за датой 17 сентября?
— Замечательно, что мы подняли из небытия события 17 сентября 1939 года. Это очень знаменательный для белорусов день. Мы были разделенной нацией. Испытали то, что немцы во времена ГДР и ФРГ, что жители Южной и Северной Кореи сейчас. Просто мы в своей исторической памяти это как-то отодвинули, забыли.
Я неожиданно заново открыл для себя эту тему, когда посетил бывший концлагерь Береза-Картузская. Услышал рассказы о страданиях его узников из числа жителей находившейся под Польшей территории Западной Беларуси, ознакомился с вещественными свидетельствами. Я был в шоке от того, что мы в большинстве своем практически ничего не знаем о чудовищных преступлениях, которые здесь совершались в отношении наших людей. Сам за себя говорит тот факт, что немцы приезжали изучать и перенимать опыт зверств этого концлагеря.
17 сентября — это праздник воссоединения белорусского народа. Считаю, по значимости для нашей истории его можно поставить в один ряд с 9 Мая.
Без него наша страна была бы совершенно другой. Прошло еще немного времени с тех пор, как мы снова стали отмечать этот день. Уверен, он займет достойное место в самосознании белорусского народа, став одним из символов нашего единства.
Оксана МЫТЬКО
Фото Олега ИГНАТОВИЧА