Конфликтные ситуации между педагогами и родителями возникают, как правило, тогда, когда люди находятся «по разные стороны баррикад», т.е. не готовы понять друг друга, не умеют договариваться.
Если конфликты часто повторяются и не разрешаются конструктивно, то они начинают представлять серьезную опасность для психологического здоровья участников.
Предлагаем вашему вниманию рефлексивный семинар «Школа и семья: стратегии разрешения конфликтов».
Цель: содействие формированию у педагогов и родителей учащихся рефлексивных умений по предупреждению и разрешению конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия.
Задачи:
- систематизировать знания участников о причинах возникновения, профилактике, способах разрешения конфликтов в диаде «родители–учителя»;
- представить участникам конструктивные способы поведения в спорных ситуациях и предотвращения их;
- содействовать в отработке рефлексивных навыков, помогающих выбрать оптимальную стратегию разрешения конфликтов.
Ход рефлексивного семинара
І. Вступительная часть
Ведущий (педагог-психолог) приветствует участников, затем просит высказать свои соображения, из-за чего чаще всего возникают конфликты между родителями и учителями.
Организуется обсуждение. Ведущий подводит его итоги и предлагает прослушать притчу.
Иванушка и Змей Горыныч
Уже совсем было подошел Иванушка к быстрой речке. Глядь, а на берегу Змей Горыныч лежит, никого к речке не пускает. Стал биться народный богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился. Наконец упали обессиленные противники на зеленую траву. Чуть дыша, Змей Горыныч спрашивает:
– Чего тебе надобно в реке, Иванушка?
– Да водицы хотел испить.
– Так и пил бы! Чего ж драться-то начал?! – удивленно прорычал Горыныч.
Ведущий. И в реальной жизни многие конфликты происходят из-за того, что их участники сразу не попытались рационально разобраться в претензиях друг к другу, обсудить ситуацию.
ІІ. Основная часть
Ведущий. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Это радикальный способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и сопровождающийся негативными эмоциями. Поэтому чрезвычайно важно уметь грамотно управлять конфликтной ситуацией.
- Упражнение «Быть или не быть конфликту?»
Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды: тех, кто считает, что «плохой мир лучше доброй ссоры», и тех, кто уверен, что «в споре рождается истина».
Команда 1 подбирает аргументы в пользу того, что конфликты учителей с родителями недопустимы, команда 2 отстаивает позицию, что такие конфликты закономерны и необходимы. В течение 5 минут члены каждой команды фиксируют свои аргументы на листе бумаги. Оба перечня зачитываются.
Конфликты педагогов и родителей недопустимы потому, что:
- провоцируют враждебность;
- делают взаимодействие формальным, непродуктивным;
- влекут за собой тяжелые эмоциональные затраты;
- наносят вред психологическому здоровью участников, снижают их работоспособность;
- невротизируют учащихся.
Конфликты педагогов и родителей необходимы потому, что:
- содействуют приобретению определенного социального опыта;
- разряжают напряжение в диаде «родители–педагоги», образовавшееся от накопившихся взаимных претензий;
- помогают прояснить отношения сторон;
- стимулируют позитивные изменения в образовательном процессе.
Организуется обсуждение, в ходе которого ведущий подводит участников к выводу: конфликты между родителями и учителями могут быть как деструктивными, препятствующими эффективному взаимодействию и принятию продуктивных решений, так и конструктивными, приводящими к принятию обоснованных решений и способствующими развитию сотрудничества.
- Ролевая игра «Конфликтные билеты»
Ведущий предлагает участникам семинара разделится на 2 команды методом жеребьевки (независимо от реального статуса каждого – родитель или педагог). Участники обеих команд получают билеты с описанием типичной конфликтной ситуации. Задание: проанализировать ситуацию и предложить выход из конфликта.
Работа организуется следующим образом. Команда «Родители» создает конфликтную ситуацию, команда «Педагоги» предлагает способы ее разрешения. Психолог комментирует обе позиции. После этого команды меняются ролями, далее все происходит по тому же алгоритму.
Ситуация 1. Вечером родители забирают сына из группы продленного дня. И куртка, и обувь его сильно запачканы. Родители возмущены и обращаются к воспитателю с обвинениями, что он плохо следит за детьми. Воспитатель объясняет, что мальчики во время прогулки захотели поиграть в подвижные игры, а он не стал останавливать их, чтобы те не уткнулись, как обычно, в свои телефоны.
Ситуация 2. Родители предъявляют претензии к классному руководителю: их дочери учитель неправильно ставит отметки. Девочка дома добросовестно выполняет все домашние задания – мама или папа ежедневно их проверяют. Классный руководитель объясняет: ученица на одном уроке отказалась пересказать предложенный текст, на другом – не выполнила письменную работу, на третьем – не справилась с контрольной работой и т.д.
Ситуация 3. Мальчик постоянно берет чужие вещи из шкафчиков одноклассников – портит или перекладывает в другие шкафчики. Может разрисовать чужую тетрадку или учебник. Педагог рассказывает об этом родителям ученика. Они в ответ обвиняют в поведении сына остальных детей, а также учителей, утверждая, что мальчика провоцируют на проказы.
Ситуация 4. Девочка жалуется родителям: с ней не хотят играть одноклассники. Родители упрекают учителя в том, что он не заботится о сплочении коллектива. Учитель объясняет: дочь в играх все время хочет быть на первых ролях, постоянно обвиняет других детей в жульничестве, нарушении правил, делает всем множество замечаний, поэтому одноклассники и отказываются играть с ней.
Ситуация 5. Учитель постоянно подчеркивает недостатки мальчика при других детях. Видя это, одноклассники стали тоже унижать этого ученика, давать ему обидные прозвища. Родители просят педагога больше не акцентировать при всех детях внимание на недостатках и проблемах сына, а также поговорить с ребятами о необходимости быть добрее к мальчику. Учитель отвечает, что мама и папа «просто сгущают краски».
Ситуация 6. Родители обижаются на учителя, что их дочь никогда не декламирует на классных праздниках стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Учитель указывает папе и маме на недостаточную готовность их дочери к публичным выступлениям.
- Упражнение-тест «Лиса и Колобок»
Ведущий просит участников сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себя на минуту Колобком.
Ведущий. Румяный, ароматный, сытный Колобок, убежав от бабушки и дедушки, мечтает оказаться на свободе и делать то, что хочется. Вдруг подбегает к нему Лиса и говорит: «Сейчас я тебя съем». Что каждый из вас ответит Лисе? Откройте глаза и запишите свой ответ. (Участники выполняют задание.)
Каждый из нас, как правило, использует одну и ту же стратегию поведения в конфликте. Чаще всего это стратегия, усвоенная нами еще в детстве, перенятая от значимых для нас людей. Но одна и та же стратегия не подходит для разрешения конфликтов разных видов. Специалисты-конфликтологи выделяют пять основных (перечень оформлен на слайде).
- Принуждение (соперничество). Сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
- Уход (избегание). Отсутствие внимания как к собственным интересам, так и к интересам партнера, уход от проблемы конфликта.
- Компромисс. Стремление к достижению половинчатой выгоды для каждой из сторон.
- Приспособление (уступка). Проявление повышенного внимания к интересам противника в ущерб собственным.
- Сотрудничество. Соблюдение интересов обеих сторон. Участники признают право друг друга на собственное мнение, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти взаимоприемлемый выход.
Ведущий. Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации вы используете? Проанализируйте свой ответ Лисе и постарайтесь это понять. (Участники по очереди зачитывают свои ответы, определяют предложенные в них стратегии, анализируют их плюсы и минусы.)
- Упражнение «Список претензий»
Ведущий предлагает каждому из родителей и каждому из педагогов на отдельных карточках записать конкретную претензию: педагог – к родителям, родители – к педагогам (анонимно). После заполнения карточки тщательно перемешиваются в коробке. Ведущий вынимает по одной, зачитывает претензию, а участники по очереди высказываются по поводу ее основательности или безосновательности и предлагают варианты взаимодействия по претензии.
- Упражнение «Картография конфликта»
Ведущий. Продуктивный способ разрешения конфликта – его картография, или визуализация. Это дает сторонам возможность сосредоточиться на проблеме, а не на собственных эмоциях.
Ведущий предлагает участникам разделиться на 4 команды так, чтобы в каждой оказалось равное количество и родителей, и педагогов. Задание – создать символическую карту конфликта, отразив на ней его схему: происхождение, течение, исход.
Каждая команда получает лист ватмана, ножницы, фломастеры, картинки, журналы, газеты, клей. Проблема, на почве которой разгорелся конфликт, его участники, их претензии, опасения, мотивы изображаются на карте при помощи рисунков, картинок из газет и журналов, различных символов. Также на карте должны быть обозначены возможные варианты решения проблемы. Выстраиванию общей картины конфликта помогают стрелочки.
После выполнения задания каждая команда представляет свой вариант и аргументирует его.
III. Заключительная часть
Ведущий подводит итоги работы на семинаре и выражает уверенность, что состоявшийся разговор будет способствовать оптимизации взаимодействия в диаде «родители – педагоги».
- Упражнение «Правило трех плюсов»
Ведущий предлагает участникам встать в общий круг и по часовой стрелке реализовать «Правило трех плюсов»: первый плюс – улыбка, второй плюс – имя собеседника, третий – комплимент. После произнесения последнего комплимента организуется обсуждение.
Вопросы для обсуждения
- Улучшилось ли ваше настроение после упражнения?
- Приятно ли было получить комплименты?
- Что приятнее: произносить комплименты или принимать их?
- Захотелось ли вам использовать «правило трех плюсов» в общении со своими собеседниками?
Литература
1. Нимаева, Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие / Е. Г. Нимаева // Образование и воспитание. – 2016. – № 3. – С. 53–54.
2. Севастова, Т. Н. Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах / Т. Н. Севастова // Молодой ученый. – 2009. – № 9. – С. 167–169.
3. Слезкова, Т. И. Извечная проблема: семья и школа / Т. И. Слезкова, О. И. Домащенко, Е. И. Щукина // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, ноябрь, 2012 г. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 210–212.
4. Степанова, О. С. Исследование характера конфликтов между родителями и педагогами в образовательной организации / О. С. Степанова, А. А. Николаева // Педагогика и просвещение. – 2020. – № 4. – С. 1–17.
Фото на превью с сайта pexels.com