Моделирование, свобода выбора — что еще помогает Наталье Сычевской сделать уроки интересными

- 11:15Багаж знаний, Образование

“Если ребенку интересно на уроке, то невозможно исчерпать резервы его мышления и памяти”. Как достичь этого интереса, чем помогают шоколадные перемены, моделирование и разнообразные памятки для детей, корреспонденту “Настаўніцкай газеты” рассказала Наталья Сычевская, учитель-методист начальных классов гимназии № 4 Барановичей.

Педагогический стаж Натальи Николаевны Сычевской — 35 лет. С отличием окончила Барановичское педагогическое училище, получила диплом Барановичского государственного высшего педагогического колледжа. Присвоена квалификационная категория “учитель-методист”. Руководитель клуба учителей-методистов “Профессионал” и творческой группы учителей-методистов начальных классов Барановичей.

Награждена грамотами отдела образования Барановичского горисполкома, удостоена гранта “Учитель начальных классов” Барановичского горисполкома, награждена Почетной грамотой Барановичского городского Совета депутатов, почетными грамотами главного управления по образованию Брестского облисполкома, Почетной грамотой Министерства образования.

Пять качеств современных учащихся младших классов

1. Современные дети такие же, как и раньше, наивные и добрые, смешные и любознательные, талантливые… Они нуждаются в любви и внимании, уважении и принятии их такими, какие они есть. Поэтому задача учителя — создать в классе спокойную обстановку взаимного доверия и доброжелательности, сотрудничества и равноправия, в которой нет места унижению личности ребенка.

2. Современные дети смелые и стремительные, они не любят ждать, у них другой темп жизни. Им важно быть успешными здесь и сейчас, в настоящий момент. Поэтому важно организовать на учебном занятии обратную связь, в которой приоритетом будут не ошибки и промахи, а достижения и победы, пусть даже маленькие.

3. Клиповое мышление — особенность современных детей. Им гораздо привлекательнее гаджеты с их развлекательным контентом, чем учебный материал, книга. Читающие дети — редкость. Желания читать нет, поэтому и возникают трудности в понимании и запоминании большого объема учебной информации. Важно научить детей работать с учебником, полюбить учебник. Ведь учебник был и остается основным источником знаний, содержание которого помогает учителю в организации процесса познания. Кроме того, работа с учебником способствует и формированию функциональной грамотности.

4. У современных детей меньше живого общения, они испытывают определенные трудности в умении разрешать возникающие конфликтные ситуации со сверстниками.

В нашем классе есть закон “Класс — территория без мобильного телефона”. Время на переменах дети проводят в подвижных играх и занятиях по интересам и совсем не вспоминают о мобильных телефонах.

А спорные вопросы решаются путем коллективного или приватного обсуждения. Есть у нас и шоколадные перемены. Они возникли спонтанно. Узнав о пользе шоколада, который не только стимулирует мозговую активность, но и дарит хорошее настроение, ребята, будучи щедрыми и открытыми, искренне стали делиться с одноклассниками сладостями. Я тоже не осталась в стороне: всегда есть “волшебная” конфета для тех, кому она необходима.

5. Обращаясь к своему учителю с любым вопросом, современный ребенок ждет от него соответствующего ответа. Учитель для младшего школьника — наставник, который обладает необходимыми знаниями в различных областях, который научит, подскажет, даст совет. Для того чтобы качественно и грамотно выполнять такую интегративную функцию в процессе становления личности ребенка, учителю надо быть подготовленным к ее реализации в профессиональном плане и не только.

Пять способов, которые помогают мотивировать детей и выстраивать с ними отношения

1. Радость познания. Учение — серьезный труд, при этом оно должно быть интересным, значимым для ребенка, эмоциональным. Неумение заинтересовать учением — одна из причин многих школьных проблем. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления и памяти. Вовлечению учеников в процесс обучения помогают проблемное обучение, приемы технологии критического мышления, игровые технологии, интерактивные методы, интересный факт или какое-то событие. Выбор методов, приемов, средств зависит от темы урока и его содержания.

2. Целостность современного урока. По моему убеждению, работу с детьми надо строить на классической основе, а новые подходы в образовании — творчески адаптировать в своей педагогической деятельности. На уроке должно быть все продумано до мелочей, одно задание сменяется другим, и каждое не просто требует от детей механического выполнения, а заставляет думать, сравнивать, сопоставлять, самим открывать новые знания, делать выводы. При этом в классе должна доминировать атмосфера доб­рожелательности, активного творческого труда.

3. Вопросы? Вопросы… Вопросы! Что чаще всего звучит на уроке? Ответ очевиден — вопрос. Он является одним из основных инструментов, который учитель использует в своей работе. Важно развивать в себе умение формулировать вопросы так, чтобы вовлечь учащихся в учебное сотрудничество, сформировать у них умение слышать других и самим задавать вопросы, пробудить интерес к активной познавательной деятельности и стремление к рассуждению. Воспитать активного слушателя, который принимает услышанную точку зрения, аргументирует ошибочность суждения, обращаясь к оппоненту по имени, помогает личный пример, знание и соблюдение правил ведения диалога.

4. Ее Величество ошибка. Боязнь допустить ошибку часто может быть сдерживающим фактором в любой дея­тельности. Но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Я стараюсь воспитать у своих учеников понимание того, что не стоит бояться ошибок, ведь их может допустить не только ученик, но и взрослый, поэтому иногда создаю специальную ситуацию с ошибкой учителя.

Уметь признать свою ошибку — это первый шаг к ее исправлению. А иногда ошибка — это ключ к новым открытиям, победам. Предлагаю своим учащимся задания по поиску ошибок, использую приемы “Сделай ошибку невидимой”, “Письмо с пропуском орфограммы” (по предупреждению ошибкоопасного написания). Иногда можно сравнить и количество допущенных ошибок в работе вчера и сегодня. Снижение ошибок только укрепит веру ребенка в собственные силы, позволит понять, что и последние могут стать первыми.

5. Свобода выбора. На учебных занятиях важно создавать условия, позволяющие учащемуся проявить самостоятельность. Использование на уроке модели “Трехступенчатая лестница заданий” позволяет каждому учащемуся включиться в режим свободного выбора по выполнению дополнительных заданий. Организация урока с помощью оценочных листов дает возможность каждому учащемуся работать в комфортном для него ритме, оценить уровень собственных достижений. Уроки коррекции знаний позволяют увидеть свои ошибки и устранить пробелы в знаниях. Дорожная карта является средством создания индивидуальной образовательной траектории для учащегося в рамках одного урока или целой темы. Учащийся самостоятельно выбирает маршрут движения в достижении поставленных целей согласно своим возможностям.

Пять черт вашего характера, которые помогают в работе

1. Открытость к новому.

2. Заинтересованность в личностном и профессиональном росте, нацеленность на достижение результата.

3. Тактичность и толерантность в общении. Мне очень нравится формула отношений, которую мы вывели и пользуемся вместе с моими учениками: добрые дела + хорошие манеры + образованность = вежливость.

4. Требовательность, ответственность, стремление к справедливости.

5. Чувство юмора и “позитивная” лень, благодаря которой удается выбирать эффективные пути для достижения результата.

Пять вещей, без которых не обходится рабочий день

1. Чашечка крепкого кофе в начале каждого дня. Это необходимый элемент активной оценки и заряд энергии на весь день.

2. Позитивное настроение. Без него невозможно создание максимально комфортных условий для сотрудничества, сотворчества на учебных занятиях, в общении с коллегами, родителями.

3. Внимательное отношение к поведению учащихся помогает замечать малейшие изменения. А знание основ эмоционального интеллекта позволяет оказывать поддержку и помощь тем, кому это необходимо.

4. Всегда нахожу время для самообразования, профессионального саморазвития, общения с коллегами. Не забываю и про своих учеников, у которых всегда есть чему поучиться. Как говорится, учишь других — учись сам.

5. Умение встать в рефлексивную позицию по отношению к самой себе. В моем случае актуальным будет высказывание Илона Маска, который сказал: “Я думаю, очень важно иметь петлю обратной связи — постоянно обдумывать, что ты сделал и как это можно делать лучше”.

Пять методических разработок, которые используются в работе с учащимися

1. Памятка “Работа над ошибками”.

Работа над ошибками чаще всего вызывает у учащихся затруднение и нежелание ее выполнять. Существующие памятки для работы над ошибками содержат много текста (а мы помним, что дети не любят читать). Возникла необходимость в памятке компактной (лист формата А4), удобной в использовании (всегда под рукой), эффективной, способствующей формированию визуально-мыслительных навыков учащихся. И такая памятка была разработана. Правила в памятке представлены с помощью графического языка: схемы, таблицы. Графические модели правил создаются на учебных занятиях совместно с учащимися, поэтому впоследствии легко ими воспроизводятся. Работа по памятке предполагает, что учащийся должен будет выполнить по образцу, данному в памятке, работу только над тем словом, в котором допущена ошибка, без подбора дополнительных примеров. Это способствует концентрации внимания учащегося на правильном написании слова, в котором допущена ошибка, предотвращает ее появление в последующих работах. Универсальность памятки позволяет использовать ее на любом этапе учебного занятия, организовать самостоятельную учебную деятельность учащегося.

2. Учебные модули/ЕИОР: 70 учебных модулей по учебному предмету “Математика” для 2 класса.

Удобным инструментом для обучения, уникальной и эффективной формой взаимодействия является платформа ЕИОР. Разработанные мною совместно с коллегами О.Н.Поплавской, Л.П.Столяр учебные модули по учебному предмету “Математика” для 2 класса имеют довольно широкий спектр их применения (дистанционное обучение, урок, внеурочная деятельность), дают возможность получить квалифицированную педагогическую помощь всем участникам образовательного процесса. В активную работу с информационным ресурсом были вовлечены учащиеся и родители.

3. Памятка для учителя “Говорим правильно”.

Одной из задач, которую реализует учитель на уроках математики, является развитие математической речи учащихся. Учащиеся, чтобы говорить правильно, должны слышать грамотную математическую речь учителя. Так появилась памятка по использованию учителем речевых оборотов на уроке математики “Говорим правильно”, фрагмент которой я привожу ниже:

Говорим
правильно

Комментарий

Числа, обозначающие десятки.

Десятки

В программе отсутствует понятие “круглое число”

Присчитываем по одному (по два, по три…)

При сложении одинаковых слагаемых мы присчитываем число. Считать можно только предметы

4. Моделирование. Памятка “Как решать задачу”.

Я всегда готова признаваться в любви к методу моделирования, так как он помогает мне решать главную задачу в работе с учащимися: учиться на уроке здесь и сейчас и при этом быть успешным.

Разработанные дидактические средства обучения (модели, подвижная наглядность) позволяют выстраивать на учебном занятии интерактивное взаимодействие. У каждого учащегося есть памятка “Как решать задачу”, составленная с учетом применения метода учебного моделирования, приемов визуализации (учащиеся подставляют найденные значения простым карандашом в краткую запись, граф-схему), слов-навигаторов (помогают в построении схемы-подсказки, в которой ясно выступают зависимости между величинами задачи). Использование памятки помогает формировать у учащихся внутреннюю потребность в разных видах мыслительной деятельности при решении задач.

5. Мотивация. Обучение. Достижения. Эти слова стали девизом моей родной гимназии № 4 Барановичей в работе с высокомотивированными детьми. Еще более 20 лет назад учителями начальных классов гимназии была разработана логико-смысловая модель, которая отражает систему работы в данном направлении. Она корректировалась, и сегодня на ее основе построена и ведется работа на второй и третьей ступени. Организация работы по данной модели дает возможность учащемуся занять активную позицию, при которой учебная деятельность остается основой, средством и условием развития его личности. Эффективность системы работы по развитию высокомотивированной личности учащегося подтверждается результатами предметных олимпиад всех уровней, победами в интеллектуальных конкурсах.

Включать своих учащихся в интеллектуальные конкурсы, олимпиадное движение начинаю с 1 класса. Ребята получают бесценный опыт и новые знания.

В 4 классе проходят городские предметные олимпиады по русскому языку и математике. Среди победителей всегда есть и мои ученики. А самое главное, что в среднем и старшем звене они не теряют познавательный интерес, продолжают участие в конкурсах, олимпиадах и показывают достойные результаты. Анастасия Романчук — отличница, с широким кругозором, энциклопедическими знаниями, победитель городского этапа олимпиады по русскому языку и математике в 4 классе, успешно выступила в суперфинале телешоу “Я знаю!” среди шестиклассников — третий результат. Анастасия продолжает результативно участвовать в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Полина Петровская в 4 классе была победителем городского этапа олимпиады по русскому языку. А в 9 классе она стала участницей заключительного этапа Республиканской олимпиады по белорусскому языку, награждена дипломом ІІІ степени. Михаил Прокас с 1 класса проявлял живой интерес к математике, его отличает самостоятельность мышления и суждений. Он неоднократно становился призером интеллектуальных конкурсов по математике, был победителем городского этапа олимпиады по математике в начальной школе. И очень радостно, что 5 и 6 класс принесли ему новые достижения. Ми­хаил стал победителем городской олимпиады “Юный математик” в 5 классе, дважды становился призером (диплом ІІ степени) международной многопрофильной олимпиады по профилю “Математика”, проводимой факультетом прикладной математики и информатики БГУ.

Для меня важно найти лучшее в каждом ученике. Радостно видеть счастливые лица ребят, уверенных в своих силах, умеющих удивляться, в глазах которых горит огонек любопытства, жажды знаний.

Марина ЖДАНОВА
Фото автора