Синдром эмоционального выгорания: формируем навыки регуляции психоэмоционального состояния

- 16:32Журнал "Народная асвета", Новости

Современное общество предъявляет к педагогам высокие требования: внедрять новые образовательные технологии, обеспечивать творческий подход к работе, осуществлять проектную деятельность. Выполнение этих требований учителями сопровождается не только увеличением учебной нагрузки, но и повышением нервно-психического напряжения. К этому нередко добавляются различного рода страхи: не найти поддержки у коллег и родителей учащихся, оказаться непрофессионалом, вызвать недовольство администрации. Такая ситуация существенно повышает риск эмоционального выгорания у педагогов. Поэтому важнейшим условием эффективной работы современного учителя становится профилактика психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность.

А. С. КРАВЦОВА-ФЕДОСОВА
педагог-психолог первой квалификационной категории
гимназии № 3 г. Могилева

Предлагаем вашему вниманию консультативную беседу «Синдром эмоционального выгорания у педагогов».

Цель: формирование у педагогов умений и навыков регуляции своего психоэмоционального состояния путем активизации личностных ресурсов.

Задачи:

  • актуализировать знания участников о синдроме эмоционального выгорания, его признаках и характеристиках;
  • организовать самодиагностику участниками степени эмоционального выгорания;
  • способствовать формированию ценностного отношения к таким профессионально значимым качествам, как эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, мотивированность на педагогическую деятельность, рефлексия.

Ход консультативной беседы

I. Вступительная часть

Ведущий приветствует участников и объявляет тему.

  • Блиц-опрос

Участникам предлагается ответить на вопросы.

  • Как вы понимаете термин «синдром эмоционального выгорания»?
  • Не подозреваете ли вы его проявление у себя?
  • Знаете ли, как справляться с этой проблемой?

II. Основная часть

  • Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания»

Ведущий. Термином «эмоциональное выгорание» психологи обозначают состояние эмоционального, физического и умственного истощения у человека. Это своего рода защитный психологический механизм, срабатывающий в ответ на внутренние или внешние раздражители. Впервые термин «синдром эмоционального выгорания» был употреблен в 1974 г. известным американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом. А в 2022 г. этот синдром официально включен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 11-ю Международную классификацию болезней (МКБ-11).

Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у педагогов:

1) статусно-ролевые факторы – завышенные ожидания со стороны общества, отрицательные гендерные установки, неудовлетворенность профессиональным развитием;

2) корпоративные факторы – чрезмерная загруженность на работе, монотонность деятельности, отсутствие морального поощрения, конфликты с коллегами;

3) личностные факторы – трудоголизм, склонность к перфекционизму, низкий или завышенный уровень эмпатии, авторитарность.

Установлено, что сегодня эмоциональное истощение испытывают не только педагоги с 30-летним и более опытом работы, но и те, кто только начинают свою трудовую деятельность. Молодые учителя бывают фрустрированы из-за несбывшихся ожиданий от профессии, недостаточной свободы в реализации своих педагогических представлений, неудовлетворительного поведения школьников. При этом важно отличать эмоциональное выгорание от переутомления. Переутомление – физиологическое состояние организма, которое является последствием длительной активной деятельности без отдыха. Как правило, после того как человек хорошо отдохнул, оно проходит.

Ведущий предлагает участникам на основании изложенной информации конкретизировать признаки, свидетельствующие о наличии у человека эмоционального выгорания. Обобщая все высказывания, ведущий записывает симптомы эмоционального выгорания на доске: нежелание человека идти на работу, постоянная усталость, негативные установки по отношению к ученикам, бессонница, снижение самооценки, обострение чувства вины, возрастающая агрессивность, нарушение пищевых привычек (отсутствие аппетита или постоянное переедание).

Ведущий. Эмоциональное выгорание не возникает мгновенно –  оно проходит в своем развитии несколько этапов. Американские исследователи К. Маслач и С. Джексон выделяют три стадии эмоционального истощения педагога.

Стадия 1. Педагог начинает ощущать усталость и беспомощность. Во время занятий он перестает придерживаться составленного плана, может неожиданно изменить тему урока, часто ошибается. У человека возникают сомнения относительно правильности выбора профессии.

Стадия 2. Деперсонализация (циничное отношение к своему труду и людям – объектам своего труда). У педагога изменяются отношения с окружающими. Он становится раздражительным, нетерпимым.

Стадия 3. Утрата интереса не только к профессии, но и к жизни. Человек теряет аппетит, проявляет агрессию по отношению к ученикам, их родителям, коллегам, своим родственникам. Возможны нервные срывы.

  • Самодиагностика «Экспресс-оценка эмоционального выгорания» (по В. Каппони и Т. Новаку)

Ведущий предлагает участникам провести самодиагностику с целью выяснения собственной подверженности эмоциональному профессиональному выгоранию.

Каждый участник получает бланк с рядом утверждений и оценивает, насколько эти утверждения соответствуют его эмоциональному состоянию (ответы да или нет).

  1. Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.
  2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал бы это без промедления.
  3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть одни и те же их разговоры.
  4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочь по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики (родители).
  5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
  6. Коллегам (ученикам, родителям) я придумал обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
  7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в них своей новизной.
  8. О моей работе едва ли кто мне скажет что-нибудь новое.
  9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
  10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.

Интерпретация результатов

За каждый ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов.

0–1 балл – синдром выгорания на данный момент отсутствует.

2–6 баллов – есть некоторые признаки выгорания; хорошо бы взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7–9 баллов – высокая степень эмоционального выгорания; пришло время решать: либо сменить работу, либо (что, конечно, лучше) поменять стиль жизни.

10 баллов – критическая степень эмоционального выгорания; есть все основания для того, чтобы обратиться к специалисту.

После проведения самодиагностики ведущий подводит участников к выводу о необходимости профилактической работы, изучения способов саморегуляции эмоциональных состояний, активизации личностных ресурсов в решении трудных ситуаций.

Ведущий. Работа, приносящая радость и творческое удовлетворение, невозможна без включения человеком своих внутренних ресурсов, которые дадут ему возможность быть адаптивным и стрессоустойчивым. Специалистами разработаны специальные приемы и техники, способствующие повышению психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь. Используя впоследствии их в стрессовых и конфликтных ситуациях, вы сможете стабилизировать свое эмоциональное состояние и в итоге разрешить конфликт максимально экологично.

  • Упражнение «Разгладим море»

Ведущий. Представьте любую конфликтную ситуацию. Отметьте про себя, какие ощущения в этот момент вы испытываете (чаще всего у человека появляется «сжатие» внутри, повышение давления, пульса). Закройте глаза, направьте внутренний взор в область грудины и визуализируйте свои эмоции в виде штормового бушующего моря. Визуально разгладьте его поверхность до ровной, спокойной, светлой. Зафиксируйте, какие чувства вы при этом испытываете.

  • Техника расслабления мышц

Ведущий. Расположитесь на стуле удобно и попытайтесь на несколько мгновений ощутить абсолютную расслабленность во всем теле.

Эту технику можно применять незаметно для окружающих даже во время урока. А на перемене полезно выпить теплой воды – она тоже помогает расслабиться.

  • Упражнение «Дыхание 4 + 4 + 4»

Ведущий предлагает участникам, не поднимаясь со своих стульев и продолжая сидеть свободно, закрыть глаза и прислушаться к своему дыханию: дышать следует по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделать так надо три раза, ощутив, как воздух наполняет легкие, разливается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

  • Упражнение «Ощущения – чувства – мысли – действия»

Ведущий предлагает каждому участнику вспомнить ситуацию, которая была для него особенно болезненной.

Ведущий. Каждая проблемная ситуация имеет 4 аспекта.

  1. Ощущения. Телесные симптомы и зажимы (высокое или низкое давление, туман в голове, рассеянность, головокружение, мигренеподобные боли, замедление в движениях, звон в ушах, напряжение в шее и лопатках и т.д.).
  2. Чувства. Эмоциональная составляющая, «психологический тупик» (апатия, раздражительность по отношению к себе, неуверенность, отсутствие желания заниматься даже повседневными делами, любимым делом и т.д.).
  3. Мысли. Когнитивные схемы, ограничения, убеждения, установки и мыслеформы, носящие характер навязчивости («Моя жизнь меня не устраивает», «Я разочарован во всем», «Я проживаю эту жизнь бессмысленно, она проходит мимо меня» и т.д.).
  4. Поведение. Действие или бездействие человека в случае необходимости справиться с тяжелой жизненной ситуацией (то, что он предпринимает, и то, к каким последствиям это приводит: обращение к своему хобби, общение с друзьями, активный отдых, физическая активность и т.д. или отсутствие всего этого).

Ведущий просит участников разложить на эти составляющие те ситуации, которые они вспомнили: ощущения от проблемы, чувства, которые она вызвала, связанные с ней мысли, действия, которые были совершены. Организуется обсуждение, в ходе которого участники анализируют, как изменилось их состояние после того, как проблема была разложена на составные части.

Ведущий. Профилактика синдрома эмоционального выгорания – это не только работа с эмоциональным состоянием человека. Это еще и правильные поведенческие стратегии. Знание принципов тайм-менеджмента – технологии организации времени и повышения эффективности его использования – позволяет нам органично распределять свое время между работой, отдыхом, общением с людьми.

  • Информирование о методе «Матрица Эйзенхауэра»

Ведущий. Часто нас пугает объем работы, которую необходимо выполнить. Помочь вычленить из всего потока дел самые важные и срочные, а также распределить остальные задачи по срокам их необходимой реализации и ценности вам поможет такой метод тайм-менеджмента, как «Матрица Эйзенхауэра». Состоит такая матрица из четырех критериев срочности и важности.

«Срочные дела, как правило, не самые важные, а важные – не самые срочные», – говорил Эйзенхауэр. Им был разработан метод оптимизации личного времени – «Матрица Эйзенхауэра».

Выделяются четыре группы дел: важные и срочные, важные и несрочные, неважные и срочные, неважные и несрочные.

 

Срочные

Несрочные

Важные

I

Срочные

Важные

II

Несрочные

Важные

Неважные

III

Срочные

Неважные

IV

Несрочные

Неважные

 

Ведущий. Теперь вы знаете, с чего начинать, чтобы успеть сделать главное: сначала выполняете дела из квадрата «I», потом «II», затем «III» и «IV», если остается время.

  • Упражнение «Алгоритм действий»

Ведущий. Сегодня мы поговорили о причинах и симптомах такого опасного для педагога явления, как эмоциональное выгорание, обсудили способы защиты от него и обозначили необходимые для этого ресурсы. Осталось сформулировать алгоритм действий, которые учителю необходимо предпринять при обнаружении у себя признаков выгорания.

Организуется обсуждение, в ходе которого коллективно вырабатывается памятка.

Алгоритм действий при симптомах эмоционального выгорания

  • Изменить условия работы (обсудить с администрацией школы возможность хотя бы временного снижения нагрузки).
  • Сделать перерыв в работе (взять короткий отпуск, чтобы восстановить свои ресурсы).
  • Прибегнуть к самозаботе (визуализировать проблему, заняться дыхательной гимнастикой, подобрать оптимальный для себя способ психической и мышечной релаксации).
  • Использовать тайм-менеджмент (начать планировать дела, составлять списки задач так, чтобы хватало время на отдых, общение с приятными людьми, хобби).
  • Не стесняться обращаться к специалистам (психотерапевт может помочь конструктивно разобраться с причинами и симптомами эмоционального выгорания).

III. Заключительная часть

Ведущий. Итак, перегруженность, разочарования, неоправдавшиеся надежды, неспособность расслабиться – основная питательная почва для эмоционального выгорания. Это деструктивное состояние может повлиять на физическое и психическое здоровье педагога, на качество всей его жизни. Однако благодаря использованию правильных стратегий профилактики оно может быть успешно предотвращено.

Ведущий предлагает участникам по кругу высказать свое мнение об эффективности консультативной беседы.

Вопросы для рефлексии

  • Возникали ли у вас раньше проблемы с эмоциональным состоянием?
  • Что вы знали о синдроме эмоционального выгорания до беседы?
  • Что нового о синдроме эмоционального выгорания вы узнали сегодня?
  • Появилось ли у вас желание применить на практике способы соморегуляции и планирования, с которыми вы познакомились в ходе беседы?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архангельский, Г. А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать / Г. А. Архангельский. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 272 с.
  2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. –
    СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  3. Шепель, В. М. Как жить долго и радостно / В. М. Шепель. – М.: АНТИКВА, 2006. – 635 с.

Фото на превью pixabay.com