Методическую работу в учреждении образования можно рассматривать как форму повышения квалификации, совершенствования мастерства учителей. Большую роль в обучении педагогов играют учебно-методические объединения (УМО) – основная структура, в рамках которой организуется работа с кадрами. Тематика заседаний УМО отражает актуальные вопросы развития системы образования в целом и гимназии в частности: формулируя темы, мы исходим из проблем, выявленных в ходе анализа деятельности педагогов за учебный год.
Формы проведения заседаний различны (инструктивно-методическое совещание, перевернутый урок, ротация станций, панорама педагогических идей и другие), выбор формы определяется поставленными задачами, при этом предпочтение отдается организации интерактивного общения участников, практической отработке самостоятельно изученного материала. Заседания включают научно-методический, учебно-методический и практический блоки, что обеспечивает изучение вопроса на теоретическом, методическом и практическом уровнях.
Одним из актуальных аспектов организации образовательного процесса является реализация воспитательного потенциала учебных занятий. Этим обусловлен выбор темы заседания учебно-методического объединения, материалы которого предлагаем вашему вниманию.
Отбор содержания, выбор формы и методов осуществлялись с учетом следующих принципов: опоры на субъективный опыт участников, активности, релевантности между изучаемым контентом и методом его усвоения («учусь тому, посредством чего учусь»), сотрудничества и взаимного обучения. Это позволило включить в работу всех участников заседания, актуализировать их личный опыт, организовать взаимодействие и обмен опытом, что способствовало развитию самостоятельности и навыков самоорганизации, максимальному раскрытию потенциала каждого учителя. В ходе встречи педагоги освоили одну из моделей смешанного обучения (ротация станций) и рефлексивный прием «Пятиминутное эссе».
Тема. Реализация воспитательного потенциала учебных занятий
Цель: совершенствование компетенций учителей в области проектирования учебных занятий.
Задачи:
- актуализировать знания участников по реализации воспитательного потенциала учебного занятия;
- вовлечь в совместную деятельность для определения эффективных путей реализации воспитательного потенциала учебных занятий.
Ход заседания
І. Организационно-мотивационный этап
Участники делятся на группы, получают рабочие листы, которые будут заполнять на протяжении всего заседания, записывают в них свои ожидания. Организуется обсуждение.
Ведущий подводит итоги и представляет на экране мультиборда критерии успешной работы на заседании. Учителя достигнут цели, если смогут:
- четко определить место воспитания в образовательном процессе;
- перечислить 3–4 фактора, которые влияют на реализацию воспитательного потенциала учебного занятия;
- дать хотя бы один совет коллегам;
- обобщить результаты работы на заседании.
Ведущий. Внимательно прочитайте высказывания известных людей о воспитании. Выберите одно, которое наиболее полно отражает ваше понимание сущности воспитания и его роли в современном мире. Затем обсудите высказывания в группе и выберите одно, с которым согласны все. Объясните свой выбор. На обсуждение дается 5 минут.
Высказывания. 1. Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества (Т. Рузвельт). 2. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание воспитывает воспитательно (Л. Н. Толстой). 3. Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях (Ж. Ж. Руссо). 4. Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего (Д. И. Менделеев). 5. Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении (Аристотель). 6. Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием (В. А. Сухомлинский).
Ведущий. Воспитание – это процесс серьезный и ответственный, от него зависит будущее. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, избежать многих трудностей. Именно поэтому и общество, и государство большую ответственность в вопросах воспитания возлагают на школу.
Наверное, все слышали выражение «Старые ключи не открывают новые двери». Оно означает, что традиционные методы и подходы могут быть неэффективны в новых ситуациях. Необходимо учитывать перемены в политической, экономической и социокультурной жизни нашей страны, поэтому необходимо осваивать новые подходы к организации воспитания, адекватные вызовам времени. Именно этим вопросам посвящено наше заседание, в ходе которого мы апробируем такую модель смешанного обучения, как ротация станций.
ІІ. Информационно-деятельностный этап (работа на станциях)
Станция 1. Ознакомьтесь с определениями понятий «воспитание», «обучение», «образование» (Кодекс Республики Беларусь об образовании). Обсудите в группе и определите, какой знак можно поставить между данными понятиями: больше, меньше или равно. Аргументируйте свой ответ.
Станция 2. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели – целостному развитию личности. Используя прием «Мозговой штурм», определите, какие элементы урока обладают воспитательным потенциалом.
Станция 3. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 г. № 82, определены основные составляющие воспитания детей и учащейся молодежи. Заполните в рабочем листе таблицу с белыми пятнам.
Направление |
Содержание |
|
Основа всего содержания воспитания; неотъемлемый элемент всех направлений воспитания. Ориентирует на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной личности, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности |
Духовно-нравственное воспитание |
|
|
Формирование навыков безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни |
Экологическое воспитание |
|
|
Формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической, информационной культуры |
|
Формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе |
Трудовое и профессиональное воспитание |
|
Станция 4. Большое значение при организации урока имеет грамотная постановка цели и задач (обучающих, развивающих, воспитательных). Педагогу необходимо корректно их сформулировать, подобрать средства, способствующие достижению цели. Просмотрите фрагмент урока по учебному предмету «Искусство» (тема «Анимационное кино», 6 класс). Какую воспитательную задачу решает учитель? Как вы считаете, достиг ли учитель запланированного результата? Может ли «воспитывать» урок, если учитель не ставит воспитательной задачи?
Станция 5. Учитель – эталон, образец для учащихся. Своим поведением, манерами, стилем общения и внешним видом он формирует представления о нормах культуры, этики и т.д. Ознакомьтесь с правилами педагогических работников и на их основе составьте правила, которыми должен руководствоваться каждый учитель нашей гимназии.
Станция 6. Что бы вы с высоты своего педагогического опыта посоветовали молодым коллегам, которые только начинают путь в образовании? Что самое важное и главное должен помнить учитель? Как должен действовать и каким он должен быть, чтобы воспитательный потенциал урока реализовать максимально? Запишите свои советы, обсудите их в группе и выберите 3 наиболее удачных.
Станция 7. Познакомьтесь с заданиями по разным предметам для учащихся начальных классов. Определите, на решение каких воспитательных задач направлены задания (материал доступен через QR-код). Выберите три задания и предложите новые варианты работы с ними, чтобы решались задачи, относящиеся к другим направлениям воспитания (например, если задача по математике рассматривается как материал для организации идеологического воспитания, составьте к ней вопросы или дополнительные задания по направлениям «экологическое воспитание» или «трудовое воспитание»).
III. Рефлексия. Подведение итогов
Ведущий. Предлагаю вам составить пятиминутное эссе по теме нашего заседания. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, причем ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. В течение пяти минут необходимо писать все, что приходит в голову (обязательно ручкой или карандашом). Основное правило – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять, не оценивать. Гораздо важнее сформулировать собственные мысли, чем грамотно оформить.
Если в ходе письма у вас возникают затруднения, можно письменно аргументировать проблему и все-таки постараться закончить эссе. Если вы совсем не можете придумать, что еще сказать, то пишите фразу «Я не знаю, что говорить дальше…», но не останавливайтесь до того, как время истечет. (Участники готовят эссе, обсуждают и выбирают одного представителя группы, который зачитывает свой текст. Организуется общая беседа. Затем участники определяют, насколько оправдались их ожидания в соответствии с предложенными в начале работы критериями.)
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2022/01/zakon-ob-izmen-kodeksa-ob-obrazovanii.pdf. – Дата доступа: 05.06.2024.
2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://clck.ru/348GUJ. – Дата доступа: 05.06.2024.
3. Образовательный стандарт общего среднего образования [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf. – Дата доступа: 05.06.2024.
Фото на превью pixabay.com носит иллюстративный характер