Тео и Ольга Рыжикова — о принципах воспитания дочери и хитах для души

- 14:27Интервью

Тео и Ольга Рыжикова рассказали корреспонденту “Настаўніцкай газеты”, каких принципов придерживаются в воспитании дочери, и поделились воспоминаниями, как проходили их школьные выпускные вечера.

Элегантные, позитивные, харизматичные, талантливые — эпитеты, адресованные этому популярному дуэту, каждый из них изначально заслужил самостоятельно. Тео, он же Юрий Ващук, достойно представил страну на “Евровидении” в мае 2014-го. Ольга Рыжикова обрела известность как ведущая программы “Добрай ранiцы, Беларусь” и множества других телепроектов, концертов и фестивалей. К тому же супруги, авторы и исполнители собственных хитов, как оказалось, еще и дипломированные педагоги.

Педагогическая сага

— Я даже поработала два года в музыкальном колледже, проходила там практику, пока училась, — улыбается Ольга. — У меня было три ученика, обучала их игре на фортепиано.

— У нас обоих дипломы университета культуры и искусств, — вступает в разговор Тео, — но в моем, в отличие от Олиного, написано, что я преподаватель вокала эстрадной студии. До педагогической деятельности в моей жизни не дошло, однако знаю об этой профессии не понаслышке. Мой папа, он сейчас на пенсии, был учителем истории в школе в деревне Хидры Кобринского района. Мама всю жизнь работала в Доме культуры и вела кружки танцев, руководила народными коллективами, в том числе детским “Крыжачком”, в котором я тоже участвовал, даже на гастроли ездили.

— А моя мама, — продолжает Ольга, — начинала свой трудовой путь в школе, лет 5 или 6 преподавала русский язык и литературу в Минске. Папа по профессии радиофизик, трудился в летном училище. То есть мы понимаем все сложности преподавательской работы.

— В школах недавно прошли выпускные вечера. Какими вы помните себя в этом возрасте?

Тео. По традиции, как и все выпускники, мы пошли встречать рассвет на канал Бона, протекающий неподалеку от нашей школы и строившийся еще до революции по указу княгини Боны Сфорца. Девчонки, по-моему, что-то бросали туда, загадывали желания. Но в целом с ноткой грусти я сейчас вспоминаю тот вечер — вечер прощания со школой, с родными стенами, где столько лет получал знания. В то же время одолевали мысли: что же будет дальше, какова эта взрослая жизнь?

Ольга. У меня нет ностальгических воспоминаний о выпускных, поскольку их как таковых у меня не было, к сожалению. Я уходила после 9 класса в музыкальное училище имени Глинки, ныне колледж. После его окончания выпускные экзамены практически совпали с централизованным тестированием, эти испытания проходили с разбежкой буквально в 3—4 дня. Времени отдыхать, гулять, развлекаться у нас не было. Такая у меня скучная история получилась. Зато сейчас это компенсировано огромным количеством выпускных, республиканских последних звонков, которые мы с Тео ведем. Я купаюсь в этих эмоциях сполна.

— Оля, ваш дуэт лично у меня ассоциируется с некогда очень популярными Аль Бано и Роминой Пауэр…

— Спасибо большое за комплимент. С Аль Бано я даже работала на одном концерте и знакома с ним лично. Не уверена, что он помнит тот эпизод, но это была одна из ярчайших встреч на старте моего творческого пути. Вообще, дуэт — это, наверное, самый комфортный и приятный, веселый, продуктивный, интересный вариант работы для меня. Я люблю что-то делать вместе, 1+1 — больше, чем 2, мне так кажется. Очень хочется, чтобы у нашего дуэта была яркая и долгая жизнь.

Дорога “Евровидения”

— Юрий, вы ведь с детства очень неплохо играете на баяне?

— А еще на ударных, гитаре и других инструментах, которые пришлось осваивать благодаря профессии. Я действительно ­серьезно занимался баяном, причем уговорили меня не родители, в музыкальную школу записался сам за компанию с друзьями. Прошел прослушивание, принес квитанцию об оплате и попросил купить мне баян. И, честно говоря, я влюбился в этот инструмент и в принципе в музыку. Никто не заставлял, но я два часа в день стабильно занимался техническими упражнениями, однажды даже съездил на международный конкурс, стал лауреатом, и меня пригласили поступать в лицей при консерватории.

— В Минске?

— Да. И я приехал на прослушивание, прошел его. Правда, несколько нюансов меня, восьмилетнего мальчишку, смущали, наверное, даже пугали. Из Кобрина нужно было переехать в Минск, покинув родительское гнездо. Но главное, что останавливало, — мне не очень хотелось дальше заниматься баяном. На тот момент я уже стал участником школьного вокально-инструментального ансамбля, куда давно мечтал попасть и куда меня взяли клавишником.

И мы с родителями приняли решение: никуда не уезжать, продолжить обучение в родной школе и заниматься любимым делом. Потом пошли разные конкурсы, фестивали: “Усе мы родам з дзяцінства”, “Зорная росстань” и т.д., чему я был безмерно рад и чем, собственно, и сейчас занимаюсь. Значит, путь выбран правильно.

Ольга. Я еще добавлю, что колледж искусств Юра окончил в Гродно.

Тео. Причем тем же летом, когда поступил, меня пригласил артистом-вокалистом в свой оркестр Михаил Яковлевич Финберг. Это была манна, свалившаяся с небес.

Ольга. Ты просто сразу попал туда, куда в идеале попадают после учебы.

Тео. Конечно, я был безмерно счастлив, очень старался и благодарил каждый день, что работаю в таком коллективе, с такими музыкантами и с маэстро Финбергом. Четыре года ездил из Гродно в столицу, порой дважды в неделю, на репетиции и концерты. Огромное спасибо преподавателям колледжа искусств, которые шли мне навстречу. Проводники поезда Гродно — Минск уже знали меня в лицо. Это было весело и романтично, хотя сейчас, наверное, такая жизнь на колесах показалась бы тяжеловатой.

— В мае исполнилось 10 лет с момента вашего памятного выступления на “Евровидении-2014”…

— Действительно, очень приятно вспоминать конкурс, подготовку к нему, поддержку земляков, которую ощущал во время выступления.

— Ваша песня “Чизкейк” популярна по сей день. Она изначально писалась на английском?

Да. Мой друг Дима Новик, написавший этот текст, все тщательно выверял. После национального отбора, конечно, он был отредактирован, что сделало песню еще более легкой и запоминающейся. Это теперь своего рода моя визитная карточка.

Ольга. Знаете, даже если Тео не включает ее в выступление на концерте, все равно оно закончится “Чизкейком”, потому что из зала требуют и подпевают в каждом городе Беларуси. Это дорогого стоит.

— Можно ли сейчас в шоу-бизнесе обойтись без эпатажа, ненормативной агрессивной лексики, коими грешат некоторые молодые исполнители, чтобы повысить свою популярность?

Ольга. Искренне убеждена, что в великом и прекрасном русском языке достаточно слов, чтобы выразить весь спектр чувств и эмоций и в песнях, и в обычном общении, не прибегая к ненормативной лексике. Мне, во всяком случае, абсолютно хватает содержания словаря Ожегова, который, Тео не даст соврать, я люблю даже просто полистать. Хочется оставаться на сцене такими же, какие мы в обычной жизни, нести зрителю положительный посыл.

Тео. Мы не играем кого-то, не используем придуманные образы. Эпатировать даже в интервью или роликах в соцсетях — точно не наша схема работы и не наш стиль.

Ольга. Хочется, чтобы это было про жизнь, про любовь, про настоящее, от души и не на один день.

— Вам, Ольга, не раз ведь доводилось писать тексты для известных исполнителей?

— Да, есть такое. Лев Лещенко, Александр Серов, Александр Солодуха, Алена Ланская, Анатолий Ярмоленко, ансамбль “Песняры”… Песен очень много, я даже не стараюсь их запоминать, ведь можно зациклиться на сделанном здесь и сейчас и не двигаться вперед. Но все-таки, я считаю, наши лучшие и знаковые песни — те, что написаны для себя.

— Вы с особым энтузиазмом поете “Нам очень”.

Тео. Конечно. Мы очень любим эту песню. Если говорить про дуэтную историю, то это действительно наша визитная карточка. Нам очень приятно, что она находит отклик у пар, а уж сколько первых танцев на свадьбах молодожены станцевали под нее, наверное, и не счесть.

— В замечательном советском фильме “Человек-амфибия” Ихтиандр признается в любви красавице Гуттиэре и та спрашивает: “Это что, с первого взгляда?” А юноша недоумевает, дескать, а разве бывает другая любовь?..

Ольга. Стопроцентно бывает.

Тео. Вспыхнувшие мгновенно чувства, по-моему, часто бывают поверхностными. Мне кажется гораздо более крепкой, осознанной, фундаментальной любовь, возникшая после длительного знакомства. Так случилось и с нами.

Ольга. Самое главное, что случилось синхронно.

Тео. В какой-то момент у меня словно спала пелена с глаз. И действительно, где я был раньше? Такая прекрасная девушка! И интерес, и симпатия проснулись в одночасье.

Ольга. Наверное, огромное количество людей думает: пора искать мужа или жену, хочу влюбиться. Но лучше довериться высшим силам или случаю — и любовь придет сама, никогда не угадаешь, в какой момент. Спасибо кому-то наверху: у нас было именно так.

Мы и до того очень много работали вместе. И, к общему благу, на свиданиях нам не приходилось задавать друг другу вопросы: а какие фильмы тебе нравятся, какую музыку ты любишь слушать, чем вообще занимаешься?

Тео. Стоит сказать спасибо и нашим родителям, которые нас правильно воспитали. И я, и Оля росли в очень похожих семьях, мы четко понимали, что такое хорошо и что такое плохо.

Медаль для маленькой принцессы

— Ваше детство было в основном музыкальным, с нотной папкой подмышкой, или подвижным и активным?

Тео. В отличие от сегодняшних детишек, зависающих в гаджетах, мое детство проходило на стадионе, на спортплощадке либо в лесу, где мы играли во всевозможные игры. То есть было постоянно движение, баскетбол, футбол, особенно летом.

Ольга. А мы играли в квадрат, резинки, дочки-матери, догонялки, прятки, все было очень живо, бежали домой только, скажем, посмотреть “Ералаш” или “Ну, погоди!” и возвращались на улицу. Сегодня, к слову, спорт в той или иной степени тоже присутствует в нашей жизни. Я не хожу в тренажерный зал, это для меня большая роскошь по времени, но выполняем ряд домашних упражнений, у нас есть эллипсоид, который мы оба используем.

Тео. У меня есть еще гантельки. Для поддержания формы, думаю, вполне доста­точно.

— Ольга, вы как-то в интервью говорили, что роль ведущей вам даже больше по душе, чем статус певицы или автора песен.

— Я и сейчас так говорю (смеется). А вообще, мне по душе все мои роли на сцене — и певицы, и ведущей, и автора текстов к музыке, которую пишет, как правило, Юра.

— Он еще и классный аранжировщик.

Тео. Спасибо. Это началось с 11 класса, когда я осваивал первые компьютерные га­джеты, создание электронной музыки и прочее, ночами сидел, разбирался. В принципе, свои первые деньги заработал, будучи девятиклассником, играл на свадьбах на синтезаторе. Но когда переехал в Минск, аранжировки стали для меня очень серьезным финансовым подспорьем, наверное, мало осталось в Беларуси артистов, которые бы ими не пользовались.

А самая крупная, наверное, моя работа в качестве композитора и аранжировщика — детское “Евровидение” 2018 года, проходившее на “Минск-Арене”. Всю музыкальную часть, кроме песен конкурсантов, доверили мне. Бесценный опыт.

— Вот уже 5 с лишним лет у вас подрастает маленькая принцесса. Каких принципов в воспитании придерживаетесь?

Тео. Мы стараемся не перегружать ребенка, все-таки детство должно быть детством. Сейчас дочь ходит в детсад, потом будет школа, а там уже не забалуешь. Хотя Лера действительно посещает всевозможные кружки.

Ольга. Занимается и рисованием, и информатикой, и чтением, и подготовкой к школе, и много чем еще другим.

Тео. Немножечко спорта, танцы с элементами гимнастики. Сейчас мы не пытаемся ее склонять к чему-то. Просто наблюдаем, чтобы понять, чем бы ей самой хотелось заниматься. Особое место в жизни Леры занимают танцы, у них с коллективом есть концерты, отчетные выступления. Дочка получает большое удовольствие от них, глазки горят. Вот недавно был конкурс, и их группа заняла 1-е место. Она свою медаль показывала бабушкам и дедушкам, рассказывала, как ей вручали подарки.

Ольга. Наша цель сейчас — показать ей максимальное количество вариантов, чем можно заниматься и увлекаться. Пока все это в игровой форме, тем не менее могу похвастать, что в 5 с половиной лет она знает все буквы, считает, складывает и вычитает. Когда мы проезжаем мимо каких-то билбордов, дочка некоторые слова уже может прочесть. Это заслуга, конечно, педагогов детского сада, а также наша и бабушек-дедушек. Всем миром вкладываем в дочь все самое лучшее…

 Владимир ПИСАРЕВ
Фото из архива Ольги Рыжиковой и Тео