Ценить каждый день: директор детского хосписа о том, как опыт педагога помогает ей в работе

- 15:30Моя школа, Новости

О том, как научить детей добру и в чем заключается феномен Белорусского детского хосписа, корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорила с его создательницей и бессменным руководителем Анной Горчаковой.

Случайностей не бывает

Встречаю Анну Георгиевну в уютной светлой комнате. Здесь по-домашнему комфортно: в хосписе все должно быть, по ее задумке, тепло и спокойно — никакого страха, длинных темных коридоров. Такая концепция.

— Коллеги, правда, считают меня строгим руководителем, — улыбается директор.

Ей тут же возражают: просто человек вы неравнодушный, болеете своим делом.

— Знаете, в самом начале пути, когда мы еще работали на базе 1-й городской клинической больницы, в пятницу я не могла в полном смысле слова уйти на выходные, — вспоминает Анна Горчакова. — Отправляюсь в субботу на Комаровку за продуктами да и забегу своих проверить — а там в коридорах меня уже коллеги встречают! Так мы все были увле­чены работой.

— Считаете, это призвание?

— Не склонна к мистике, но во всем, что касается хосписа, меня будто кто-то подталкивал в спину. Возможно, случайностей нет и меня вела судьба. Я ведь никогда не хотела работать в здравоохранении! Тем более в хосписе. Хотела быть биологом, как мои родители, впоследствии мечтала спасать бездомных животных. А вот скоро уже четвертый десяток как руковожу хосписом, параллельно преподаю курс паллиативной медицины в Белорусской медицинской академии последипломного образования. Более того, я не могла подумать, что почти всю свою жизнь (вот уже 51 год) проживу в Беларуси. Я россиянка, переехала сюда с родителями маленькой девочкой, окончила минскую среднюю школу № 88, которая тогда располагалась на улице Кнорина.

— Сегодня вы и врач, и прекрасный психолог, и педагог.

— Наверное, потому что у меня были хорошие учителя — они привили мне интерес к совершенно разным предметам. В 88-й школе, которой, к слову, уже не существует, подобрался прекрасный педколлектив! До сих пор помню Олега Моисеевича Эльперина (физику у него не знал, как говорится, только стул). Благодаря ему, я люблю и хорошо разбираюсь в этом предмете. Очень признательна нашей замечательной учительнице биологии Инессе Михайловне Калининой — если бы не она, боюсь, даже влияние моих родителей-биологов не смогло бы заставить меня принять решение поступать именно на биофак. В школе, кстати, я была председателем биологического клуба “Белая роза”. Наша учительница истории Анна Ивановна обладала уникальной способностью влюбить детей в свой предмет. А моя первая учительница Клавдия Акимовна была заслуженным учителем БССР. 

— Верите ли вы в чудо?

— Чудес просто так в моей практике не случалось. В этом плане я реалист. Любое чудо у нас — результат тяжелого труда самого человека, самоотверженных мам.

— Как отдыхаете от напряженной работы?

Люблю свою дачу, природа для меня — источник энергии. Обожаю кошек, у меня их две. С удовольствием путешествую.

— Уже нашли себе преемника?

— Пока нет, хотя очень хочу! Но, наверное, придется еще задержаться на работе, которой отдала уже почти 30 лет.

— Как и собирались, поступили на биофак?

— Да, в минский пединститут. В Белорусский государственный университет на биофак необходимо было сдавать математику, а она у меня не очень хорошо шла. Вообще, я гуманитарий по природе, очень любила литературу, прекрасно писала сочинения, особенно на свободную тему. Во время учебы в вузе больше всего меня увлекала физиология, курс медицины. Учиться очень любила. К слову, к тому моменту, когда я получила высшее образование (а оканчивала обучение я уже в Ленинграде — программы высшего биологического образования в Белоруссии и России в то время были идентичны, потому перевестись не составило труда), я освоила, по сути, 5 профессий — преподаватель химии и биологии, медсестра, киномеханик, тракторист и учитель музыки по системе Кабалевского.

— Насколько знаю, вам довелось поработать в сельской школе?

— Как и положено, после университета я поехала трудиться по распределению — попала в школу села Коровитчино Новгородской области. Там одновременно преподавала биологию, химию, музыку — по той самой системе Кабалевского. Еще и заместителем директора была. Поняла, что завуч из меня даже лучше, чем педагог, — во мне проснулись организаторские способности, я умела завести детей, найти к ним подход. Вскоре судьба снова привела меня в Беларусь. Год я преподавала в минской средней школе № 140, была учителем младших классов. Но со временем ушла в науку, работала в лаборатории, пока не оказалась на должности воспитателя в 1-й городской клинической больнице, в онкогематологическом отделении. Эта сфера была абсолютно новой — ничего подобного раньше в республике не было. Пришлось всему учиться, параллельно окончила курсы клинического психолога. Так в моей жизни появились больные дети.

На волне времени

— Как опыт педагога помог вам в работе с маленькими пациентами?

— Я просто люблю детей, а дети любят меня — так и должно быть у хорошего педагога. Кстати, с одной из моих учениц мы до сих пор дружим. Я умею слышать и слушать ребят, знаю, как и чем помочь в определенный момент. Чувствую их настроение — этому меня научила школа. Пригодился и опыт завуча — работа в детском коллективе имеет свою непростую специфику. Особенно когда взаимодействуешь с больными детками.

— Вы оказались в нужное время в нужном месте: это был период после чернобыльской трагедии.

— Да, хоспис был необходим. Хотя создать его не моя идея, а моей на тот момент начальницы Ольги Витальевны Алейниковой — заслуженного деятеля науки Республики Беларусь, педиатра-онколога. Она отправила меня в рабочую командировку в США, где только во время конференции я с удивлением узнала, с какой целью — изучить опыт работы детского хосписа. И закрутилось — у нас подобралась прекрасная команда врачей, медсестер. Время было тяжелое, 90-е годы. Но на фоне всего этого мы будто еще больше тянулись друг к другу, объединяла нас и общая идея. Зарубежные партнеры помогали — как без этого, было сложно, зарплата — мизерная. Но в 90-е для нас было время возможностей, мы чувствовали себя на волне, в здравоохранении происходили стремительные изменения. И перед нашим энтузиазмом, действительно, открывались все двери. Нам все спешили помочь — Министерство здравоохранения, Мингорисполком. Все поликлиники охотно давали базы больных деток. Знали — дело нужное.

— Тогда, в 1994 году, хоспис открылся фактически в вашем кабинете.

— А сейчас это уже большой комплекс мероприятий на уровне государства, мы расширяемся, построили второй корпус. Используем самые современные технологии. Медицина в целом вышла на другой, качественный уровень: сейчас и 30 лет назад — это небо и земля. Пациенты стали жить дольше, чаще выходить в ремиссию. Дети с онкологией составляют уже не самый большой процент наших подопечных, чаще всего это ребята с ДЦП, прочими врожденными неврологическими и генетическими заболеваниями. И родители с радостью принимают помощь хосписа. Мы хоспис домашнего типа, оказы­ваем помощь на дому. Но есть и программа “Социальная передышка”, когда родители могут оставить ребенка у нас. Изначально это новшество шло тяжело — папы и мамы боя­лись даже на недолгое время расстаться с детьми. Они оказывались у нас в стационаре разве что случайно. Никогда не забуду мальчика с ДЦП, которого мать не кормила больше месяца, ожидая, видимо, что он умрет, но в итоге не выдержала и подкинула его в больницу — так он попал к нам в стационар и выжил.

Случай вопиющий. Чтобы удержать от подобных шагов отчаявшихся родителей, мы продолжали убеждать их, что передышка и помощь специалистов им необходимы. И они, наконец, осознали, что у них есть свои увлечения, муж, другие дети, в конце концов. Это вернуло их к жизни. Вскоре в хоспис на социальную передышку детей уже записывали в очередь.

Дети вместо цветов

— По уровню развития паллиатива мы были первыми на постсоветском пространстве.

— Да, мы хорошо уловили его суть, философию. Потом у нас переняли опыт россияне и так далее. Организовали мы и курсы оказания паллиативной помощи. Важно, чтобы в паллиативе работали профессионалы, люди, которые управляют своими эмоциями, — в нашей работе их порой нужно уметь отключать. Слышать больного, а не диктовать свои условия. Предлагать свои услуги, но не лезть в чужое горе. Просто помогать — словом, делом, научить умирающего человека радоваться. И самому научиться добру деятельному. Это особое искусство.

“Как-то в городе встретила старую знакомую. Она удивлялась: “Анечка, как ты можешь работать в хосписе? Ты же всегда была такая жизнерадостная!” Я ей ответила, что хоспис — это гораздо больше про жизнь, чем любое другое место. Именно здесь люди учатся искренне радоваться каждому дню. В отличие от многих из нас! Хотя бы тому, что утром открыли глаза — и это уже большое счастье”.

— А возможно ли вообще научить человека добру?

— Конечно, для этого мы проводим уроки добра — в школах, гимназиях, колледжах, университетах республики. И они очень востребованы. Цель — рассказать учащимся о сочувствии, благотворительности, меценатстве. На примере нашего хосписа в том числе. Уроки проводим по приглашению учебных заведений. Причем это не лекция, а диалог с ребятами. Самое важное — дать ребенку понять, что сделанное добро тебе самому принесет радость и удовлетворение. Интересное наблюдение: часто спрашиваем детей — а знаете ли вы, сколько в вашем классе учеников учатся на дому? Отвечают — нет. А ведь они есть! Об этом нужно говорить.

— Часто люди не догадываются, что кому-то рядом нужна помощь.

— Или не хотят знать. Больные для них — это другая реальность, с которой здоровые не желают соприкасаться настолько, что порой проявляют жестокость. Наша задача — предупредить это, не дать детям стать черствыми. Вот почему мы проводим акцию “Дети вместо цветов”, к которой подключается все больше школ по всей стране. Например, в столбцовской средней школе № 3 в проекте в прошлом году участвовали почти все классы. Вместо традиционных букетов к 1 сентября дети и их родители перечисляют хоспису финансовую помощь. Взамен получают подарки, в этом году — закладки для книг. А учитель — один общий букет от всех школьников. А если до 3 сентября класс пришлет фотоотчет с этого мероприя­тия нашему координатору, то отдельные снимки будут опубликованы на нашем сайте hospice.by и в социальных сетях Белорусского детского хосписа. Эта акция — дейс­твенный способ с малых лет учить детей сочувствию. Замечу, что программ у нас много. Помимо паллиативной помощи на дому и реабилитации в стенах хосписа, предлагаем нашим подопечным и их семьям отдохнуть в летнем центре “Аист”, расположенном в Столбцовском районе. Это одно из немногих мест в Беларуси, где дети с тяжелой формой инвалидности не вспоминают о своих болезнях. Есть и волонтерская программа, с ребятами работают больничные клоуны. Именно с нашей помощью был создан и построен Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям. Хочу особо подчеркнуть, что без участия общественных организаций хорошая паллиативная помощь невозможна. Мы делаем многое. Очень плодотворно сотрудничаем с государственными учреждениями. Но, конечно, хотелось бы еще больше внимания и поддержки организациям социальной направленности, таким как наша. Она нам сейчас очень нужна.

***

Общественная благотворительная организация Белорусский детский хоспис в следующем году отметит 30-летие. Примечательно, что наш детский хоспис стал первым в Европе, а также единственным в СНГ, который был построен не на средства спонсоров, а, что называется, всем миром, на пожертвования людей — в этом его уникальность. Сегодня здесь оказывается помощь более чем 700 семьям со всей республики, а с недавнего времени помогают и молодым взрослым. Словом и делом — учат радоваться жизни, каждому ее дню.

Елизавета МИЦКЕВИЧ
Фото предоставлено Белорусским детским хосписом