Как эффективно решать кадровые вопросы? Над этим ежегодно задумывается каждый руководитель учреждения образования, ведь от качества преподавания, которое обусловлено уровнем профессионализма и опыта членов педагогического коллектива, в итоге зависит качество обучения детей. На наш взгляд, добиться успеха можно, «вырастив» молодых педагогов самим и дав им путевку в будущую профессию. А поможет в этом организация профильного обучения педагогической направленности.

Набор в профильные классы – дело не одного дня и месяца. Чтобы увлечь учащихся, имеющих предрасположенность к педагогической деятельности, повысить у них мотивацию к выбору профессии учителя, необходимо организовать системную и целенаправленную предварительную работу с учениками 8–9 классов. Ребята должны утвердиться в своем выборе, приобрести определенный опыт в этой деятельности, определиться со специальностью и вузом, чтобы в будущем вернуться в родную школу уже в новом качестве. В рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования» в нашей гимназии для руководителей учреждений образования проводился семинар-практикум «Циклограмма педагогической профилизации».
Цель семинара-практикума: повышение уровня управленческих компетенций участников в вопросах организации деятельности профильных классов педагогической направленности.
Задачи:
- актуализировать информацию об особенностях функционирования профильных классов или групп педагогической направленности;
- поделиться эффективным управленческим и педагогическим опытом организации профильного обучения в учреждении образования;
- выстроить циклограмму работы учреждения образования по педагогической профилизации.
Оборудование: листы формата А4, маркеры, клеящие карандаши, магниты, картинки с изображением природы в разные поры года.
Ход семинара-практикума
І. Организационно-мотивационный этап
Ведущий приветствует участников и предлагает им выбрать картинки с изображением природы в разные поры года – так происходит деление на группы. Затем каждый записывает на обратной стороне карточки свои ожидания от предстоящей работы. Организуется обсуждение слов Конфуция, взятых в качестве эпиграфа: «Если ваш план на год, сажайте рис; если ваш план на десятилетие, сажайте деревья; если ваш план на всю жизнь, учите детей».
Ведущий. Министерство образования Республики Беларусь, решая задачу обеспечения в будущем школ нашей страны талантливыми и компетентными педагогическими кадрами, сегодня делает акцент на организации поддержки эффективной системы выявления и привлечения в педагогическую профессию мотивированной, интеллектуально и духовно развитой молодежи, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию.
Ни для кого не секрет, что сегодня для многих руководителей решение кадрового вопроса является одной из самых важных проблем, ведь, чтобы уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива постоянно повышался, в школу должны приходить заинтересованные молодые специалисты.
Участникам по цепочке предлагается завершить фразу: «В идеале хотелось бы, чтобы педагоги у нас были…».
ІІ. Операционно-познавательный этап

Ведущий подчеркивает, что для открытия педагогической группы необходимо организовать допрофильную подготовку в средних классах, и предлагает посмотреть видеоотчет о работе по проекту «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования», реализация которого была закончена в гимназии в прошлом учебном году. Участники во время просмотра записывают информацию о формах организации допрофильной подготовки – эти конспекты будут использоваться в ходе семинара-практикума (видеоролик доступен через QR-код).
Ведущий. Когда определенное количество учащихся прошло допрофильную подготовку, руководство учреждения образования может начать подготовку к открытию профильных педагогических групп. Чтобы понять, каким может быть алгоритм действий в этом случае, необходимо составить циклограмму педагогической профилизации, которая, на наш взгляд, должна охватывать целый учебный год.
Участники в группах получают задания, по мере выполнения которых ведущий прикрепляет к доске карточки с ответами – таким образом создается циклограмма.
Задание 1. Определите направления деятельности администрации и педагогического коллектива по организации работы профильного класса или группы на основе представленных задач.
Задачи
- Мотивировать коллектив на открытие в школе класса или группы педагогической направленности; решить организационные вопросы, касающиеся создания профильной группы. (Организационно-управленческая работа.)
- Организовать просвещение и консультирование родителей по вопросам педагогической профилизации в учреждении образования; продемонстрировать достижения учащихся их законным представителям с целью популяризации профессии педагога. (Работа с родителями.)
- Повысить уровень профессиональной компетентности членов педколлектива в вопросах педагогической профилизации; мотивировать учителей к участию в работе по педагогической профилизации. (Работа с педагогическими кадрами.)
- Вовлекать детей в мероприятия, способствующие повышению мотивации на выбор педагогической профессии; проводить профдиагностику; осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учеников, касающееся профессионального выбора; популяризировать педагогические специальности. (Работа с учащимися.)
Задание 2. (Группы получают наборы карточек, на которых записаны мероприятия по педагогической профилизации.) Выберите из предложенных карточек те, где описаны соответствующие заданному направлению мероприятия, и разложите их в логической последовательности.
Направления: группа 1 – организационно-управленческая работа; группа 2 – работа с родителями; группа 3 – работа с педагогическими кадрами; группа 4 – работа с учащимися.
Результаты деятельности групп
Организационно-управленческая работа:
1) составление плана работы по организации педагогической профилизации в учреждении образования;
2) создание творческой группы, распределение обязанностей;
3) совещание руководства, принятие решения об открытии профильной группы педагогической направленности;
4) изучение нормативных документов, литературы и интернет-источников по теме;
5) организация работы по созданию педагогизированной среды в учреждении образования;
6) собеседование с учащимися и их законными представителями;
7) утверждение плана работы;
8) создание предварительного списка учащихся профильной группы педагогической направленности;
9) прием заявлений от учащихся 10 класса для обучения в профильной группе педагогической направленности;
10) издание приказа об открытии группы и зачислении учащихся;
11) изучение дидактической базы и возможностей технического обеспечения;
12) расстановка кадров для организации профильного обучения педагогической направленности;
13) методическая учеба кадров и планирование курсовой подготовки;
14) планирование методического сопровождения профильного обучения;
15) составление расписания;
16) включение вопросов о деятельности группы педагогической направленности в годовое планирование.
Работа с родителями:
1) участие родителей в мероприятиях по профориентации;
2) работа профконсультационного пункта и педагога-психолога;
3) организация заседаний клуба педагогического общения;
4) проведение классным руководителем, педагогами, руководством учреждения образования индивидуальных консультаций для родителей;
5) проведение родительского собрания по вопросам организации педагогической профилизации в учреждении образования;
6) проведение для учащихся и их родителей мероприятий в форме открытого микрофона «Профильное обучение в вопросах и ответах»;
7) консультации для учащихся и их законных представителей по вопросам профессионального самоопределения;
8) собеседование с учащимися и их законными представителями.
Работа с педагогическими кадрами:
1) изучение нормативных документов, литературы и интернет-источников по теме;
2) работа творческой группы по педагогической профилизации;
3) составление плана работы по организации педагогической профилизации в учреждении образования;
4) актуализация нормативной правовой документации и содержательного компонента факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»;
5) проведение мероприятий с учащимися по созданию педагогизированной среды в учреждении образования;
6) составление календарно-тематического планирования;
7) подготовка внешних атрибутов для учащихся профильной группы педагогической направленности;
8) подготовка сценария для посвящения в учащиеся педагогической группы или класса.
Работа с учащимися:
1) организация мероприятий для 9-классников совместно с учащимися педклассов;
2) проведение педпроб для учащихся 9 классов;
3) проведение пресс-конференции с участием молодых учителей и студентов педагогических вузов, открытого микрофона «Учиться быть учителем!», тематических классных часов;
4) осуществление психологической профдиагностики учащихся и собеседований с психологом по ее итогам;
5) анкетирование учащихся по вопросам профессионального самоопределения;
6) собеседование с учащимися и их законными представителями;
7) организация встреч с учителями-ветеранами;
8) посещение дней открытых дверей в учебных заведениях высшего и среднего специального образования.

Участники, выполнив задания в группах, заполняют шаблон циклограммы педагогической профилизации по месяцам, прикрепляя отобранные карточки в соответствии с заданными направлениями. Получившаяся циклограмма анализируется, обсуждается, дополняется и корректируется, в результате чего получается методический продукт (материалы доступны через QR-код).
III. Подведение итогов. Рефлексия
Каждый участник семинара получает циклограмму педагогической профилизации для пополнения своего портфолио. В качестве рефлексии присутствующим предлагается продолжить следующие предложения:
- Приоритетным направлением при организации педагогической профилизации является…
- Составляющие успеха педагогической профилизации в учреждении образования – это…
Организуется обсуждение цитаты об учителе: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников – и ты проживешь вечность!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Позняк, А. В. Педагогическая профилизация образовательного процесса в школе: теория и практика: монография / А. В. Позняк. – Минск: БГПУ, 2020. – 209 с.
2. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: опыт и традиции: коллективная монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. – 339 с.
3. От педагогических идей – к педагогической профессии: материалы из опыта работы Ольги Степановны Зязюлькиной, учителя ГУО «Средняя школа № 4 г. Витебска» / авт.-сост. С. И. Тарарышко, П. В. Зязюлькин, О. С. Зязюлькина. – Витебск: ВО ИРО, 2017. – 57 с.
4. Цыркун, И. И. Лидеры педагогической профессии: сценарии эффективной педагогической деятельности: учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, Л. А. Козинец; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2010. – 256 с.
Фото для превью с сайта pixabay.com





