Творчески и без формализма

- 9:44Авторские колонки, По делу с Наталией Бушной

За последние 30 лет нашему образованию удалось при пристальном внимании главы государства сохранить лучшие традиции советской школы и обогатить их современными подходами.

Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1 имени Ф.Скорины Наталия БУШНАЯ

В этом состоит особенность белорусского образования и его уникальность. Очень взвешенно все эти годы подходили к каждому нововведению в систему образования. И этот подход себя оправдал. Ведь образование по своей сути — достаточно консервативная сфера общественной жизни. Любые резкие движения в ту или иную сторону касаются практически каждой семьи. Мы не просто делали хорошо обдуманные шаги навстречу иннова­циям, мы проводили экспертизу, проверяли на местах, советовались с профессионалами и общественностью. На протяжении всех лет независимого курса важнейшими оставались принципы доступности и качества образования.

В доступности образования наши достижения поистине уникальны. Каждый ребенок, будь то одаренный или имеющий особые потребности в педагогической поддержке, получает образование. Уже в первые годы был создан специаль­ный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Сегодня мы можем говорить о сложившейся системе работы с одаренными детьми через конкурсное движение на первой ступени, профильное обучение и олимпиадное движение на второй и третьей ступени. Тогда же, в первые годы независимого курса нашего Президента, появились центры коррекционно-развивающего обучения, где дети с особенностями получают образование. Это серь­езный шаг в обеспечении доступности образования. Такого не было даже в советское время. Сегодня мы с гор­достью говорим о созданной в стране системе инклюзивного образования.

О доступности и качестве белорусского образования говорят и цифры, свидетельствующие о высоких результатах сельских школьников на ЦЭ, ЦТ и предметных олимпиадах. Вспомним, даже в советское время при зачислении в вузы практиковали отдельный конкурс для выпускников сельских школ.

Значительное развитие получило и дополнительное образование школьников. Важно, что мы сохранили центры внешкольной работы и расширили спектр объединений по интересам внутри самих школ.

Перед каждой школой сегодня поставлена задача открыть музей, военно-патриотический клуб, театральное объединение, организовать выпуск школьной газеты. По сути, в этом нет никакой инновации. Это замечательная практика советского образования вовлечения детей в общественно и социально значимую активность, формирования гражданской позиции, овладения учащимися технологиями взаимодействия в коллективе. Когда мир сотрясают самые разные конфликты, а деструктивные силы пытаются нас разъединить, готовность и способность творчески работать в коллективе выступают необходимым навыком современного человека. Вместе мы можем намного больше!

Мы сохранили молодежные общественные объединения и организации. Да, здесь нам есть над чем работать. В условиях многовекторных влияний на молодежь, множества соблазнов и даже угроз, сопровождаю­щих цифровую социализацию взрослеющей личности, потребительства и индивидуализма, мы должны наполнить работу этих объединений такими формами активности, в которых каждый участник увидит значимость для себя лично и для общества и страны в целом. Пока мы делаем определенные шаги вперед, но эти шаги точно не первые. Нам есть на что опереться. Мы понимаем, что в этой работе не должно быть формализма. Это задача для каждого руководителя — задача со звездочкой.

Считаю, предметом особой гордости являются наши учебники. А та критика, которая порой звучит в их адрес, говорит о том, что руководство нашей отрасли, да и страны в целом, держит руку на пульсе всех инноваций в системе образования. Белорусские учебники — государственные, основаны на нашей идеологии и национальной политике. Эта работа строится на прочном фундаменте взаимодействия педагогической науки и практики.

Белорусское учительство всегда видело заботу и поддержку лидера нашей нации.

Вспоминаются единичные, весьма неоднозначные случаи, когда нам, педагогам, становилось неловко за разрешение проблемной педагогической ситуации коллегой, наш Президент становился на защиту педагога. Это дорогого стоит!

Сегодня в арсенале средств педагога не только традиционные мел и доска, но и самое современное мультимедийное оборудование, электронные пособия, порталы и многое другое. При этом мы не ушли в дистанционное обучение, понимая, что никакие современные технические средства не заменят школьного учителя. Воспитать патриота может только патриот, а не искусственный интеллект, а порядок в школе надо ­строить как в храме. Нашему учительству это точно по силам!

В белорусской школе созданы все условия, чтобы качественно подготовиться к сдаче ЦЭ и ЦТ. И это не просто красивые слова. Мы точно не найдем ни одной гимназии, где изучается на повышенном уровне единственный предмет — иностранный язык. А так начиналась история гимназического образования почти 35 лет назад… Выполняя социальный заказ, мы открываем классы профессио­нальной направленности. Школа не просто мотивирует учащихся на изучение отдельных предметов на повышенном уровне, но и ориентирует в выборе профиля обучения с последующей разработкой индивидуальной дорожной карты становления в профессии. Стране нужны инженеры, аграрии, педагоги, врачи, и наше образование сразу реа­гирует на запрос общества и его экономики.

Прочитала свою статью и подумала: неужели все так хорошо и нет никаких проблем… Проблемы есть, без них не было бы движения вперед, но они все решаются в рабочем порядке. Хотя… Есть проблема, которую нам надо решать всем вместе — и педагогам, и учащимся, и родителям: мы не всегда ценим то, что имеем. Иногда проявляем излишнюю скромность, а порой созданные условия воспринимаем как некую данность. А ведь все, что имеем, — это результат 30-летней заботы о человеке! “Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!” — тема первого урока определена неслучайно.

В одной из телепрограмм услышала слова нашего министра А.И.Иванца о том, что мы сделаем белорусское образование лучшим в мире. Так оно и будет! А если хорошо вдуматься, то так оно и есть! Белорусская школа сегодня — это действительно территория возможностей. Но это точно не повод для самоуспокоения.

Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер