Умеем ли мы говорить так, чтобы хотелось нас слушать? К сожалению, школьники часто говорят очень примитивным, грубым, бедным языком. Им не хватает красноречия и благозвучия русского языка. Онлайнобщение, где обмениваются короткими фразами, заменило живое общение, яркую образную речь, где можно использовать метафоры и цитаты.
Ораторскому искусству надо обучаться. На уроках русского языка этому способствуют задания по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся.
С 5 класса огромное внимание уделяется словарной работе. На своих уроках развиваю умения целесообразно, осмысленно употреблять слова с учетом их смыслового значения, отбирать лексические средства, соответствующие теме, стилю, жанру высказывания. На каждом уроке обращаю внимание учащихся на те слова, значение которых им не совсем понятно или неизвестно вообще.
Система словарных упражнений, которые предлагаю учащимся, включает следующие задания: запись толкования лексического значения слова или чтение по толковому словарю; подбор к данным словам толкований их лексического значения; узнавание слова по толкованию его лексического значения; установление в контексте специфики значения слов, в чем-либо сходных (синонимов, паронимов, многозначных слов); составление с данными словами словосочетаний и предложений; употребление слов в собственных высказываниях; анализ богатства и выразительности лексического уровня текстов; выявление лексических ошибок и недочетов в текстах.
Содержание факультативного курса “Современная риторика: основы речевого общения” в 11 классе обеспечивает понимание учащимися основных элементов процесса речевого общения, способствует формированию умений и навыков, необходимых для создания высказывания в любых речевых ситуациях.
О культурном и интеллектуальном уровне человека говорит и его умение пользоваться фразеологизмами. Основными источниками фразеологии являются живая разговорная речь, фольклор, язык писателей и библейские тексты. Для многих устойчивых выражений необходим исторический комментарий, так как зачастую слова, входящие в их состав, относятся к разряду архаизмов, историзмов или заимствований. Предлагаю учащимся упражнения с широким спектром заданий: закончить фразеологический оборот; объяснить значение фразеологического оборота; подобрать синонимы и антонимы; вспомнить, из каких басен взяты фразеологизмы; составить с фразеологизмами предложения. На уроке предлагаю рубрику “Это интересно”, где можно с учащимися погрузиться в этимологию того или иного фразеологизма.
Существует множество приемов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров.
- Прием “Имя”. Повторяйте часто имя собеседника во время разговора и в ответ получите внимание, уважение и заботу.
- Прием “Золотые слова” заключается в высказывании комплиментов, добрых слов собеседнику, что обуславливает расположенность к общению.
- Прием “Зеркало отношений” заключается в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что “я — ваш друг”.
- Прием “Открытые вопросы”. На закрытые вопросы можно ответить “да” или “нет”. А открытые вопросы (почему? что чувствовал? как ты думаешь?) требуют развернутого ответа. И собеседник начинает делиться, что чувствует и думает.
Как видим, приемы общения — это варианты использования средств общения, среди которых не последнее место занимают мимика и жесты.
Как научиться красиво и образно говорить? Что поможет расширить словарный запас? Вот основные рекомендации. Начните с уверенности, не бойтесь самовыражаться среди одноклассников. Говорите, любая тренировка приводит к успеху, увлеченно рассказывайте свои истории, новости. Посетили музей, фильм, спектакль — перескажите. Умейте структурировать речь. Учитесь логично, четко, стройно выстраивать композицию выступления, избавляйтесь от слов-паразитов. Перескажите прочитанный текст, запишите свою речь на диктофон и прослушайте, пишите тексты. Окружите себя людьми, которые говорят красиво. Записывайте понравившиеся слова и в течение дня вставляйте их в контекст. Вдумчиво читайте художественную литературу, выписывайте и учите цитаты, учите стихи, исключите жесты-паразиты: размахивание руками, дергание ногой, следите за темпом и громкостью речи. Используйте сравнения, метафоры, эпитеты. Это оживит речь, сделает ее образной. Изучайте правила языка. Можно завести словарик для записи трудных слов. Делитесь со своими друзьями, как правильно говорить.
Например. Победю или побежу. У глагола “победить” отсутствует форма для первого лица единственного числа. Правильно говорить “одержу победу”: “Я легко одержу победу над этим соперником” или “Я стану победителем в новом турнире”. Пойдемте и пошлите. Говорить “пошлите со мной” — неграмотно. Правильно: “пойдемте” или “идемте”. Глагол “пошлите” в русском языке существует только как повелительная форма глагола “послать”: “Пошлите курьера с ценным письмом”.
Мешают красоте речи слова-паразиты — слова или словосочетания, вставляемые в речь, когда говорящий затрудняется в выборе слова, не может определенно высказать какую-либо мысль; а также слова и словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Они есть у каждого, но кто-то умеет обходиться и без них, а кому-то они необходимы. На них мы опираемся, когда нужно подобрать правильное слово. Мы произносим слова, чтобы “потянуть время”. В списке окажутся слова “типа”, “значит”, “как бы”, “это как его”, “кстати”, “ну”, “короче”, “это самое”, “вообще-то”, “просто”, “собственно говоря”, “понимаешь”, “на самом деле” и другие. “Паразитами” они становятся только тогда, когда их используют где попало, навязчиво засоряют ими речь.
Как же их искоренить? Вот некоторые советы. Переслушайте свои аудиосообщения и пересмотрите видео. Составьте свой черный список слов-паразитов, найдите аналоги. “Типа” — вроде, подобно. “Короче” — подытоживая, в двух словах. “Лол” — уморительно, до слез. Следите за темпом речи, чем быстрее вы говорите, тем сложнее контролировать свою речь, сохраняйте паузы. Часто слова-паразиты помогают прикрыть паузы, когда нам кажется, что молчание — это плохо, это — хорошо! Молчите в паузе, смотрите человеку в глаза. Если вы обращаетесь напрямую, то не позволите собеседнику произносить звуки-паразиты: “а-а-а”, “э-э-э”, “м-м-м”. Все это происходит, когда вы отводите глаза и начинаете разговаривать со стенами, с потолком. Расширяйте словарный запас: чем больше у вас запас слов, тем меньше “паразитов” вы вставите.
Упражнения для развития красноречия
Упражнение “Добрые слова”. Попробуйте благодарить близких за любую мелочь, а потом вы увидите, как удивительным образом начнет меняться обстановка дома, в школе, во дворе. Кстати, замечено, что поиск и подбор добрых слов активизирует и улучшает работу головного мозга. Ведь речь напрямую связана с высшей нервной деятельностью человека. Значит, это отличная профилактика заболеваний и хороший способ развивать умственные способности.
Упражнение “Банка” помогает перевести часть пассивного запаса слов в активное состояние. Представьте, что перед вами трехлитровая банка. За одну минуту и без остановки назовите предметы, которые начинаются, например, на букву “к” и поместятся в банке. Сколько слов получилось?
Упражнение “В поисках прилагательных”. Напишите к любому слову пять прилагательных, которые подходят к нему по смыслу. Например, ящик — картонный, старый, вместительный, почтовый, черный. Затем напишите пять прилагательных, которые никак не подойдут к нему. Например, тот же ящик — живой, ясный, быстрый, меркантильный, кратковременный. Выполняя упражнение, вы заметите, что не так легко подобрать прилагательные.
Упражнение “Монофон”. Вспомните все слова на букву “а” и придумайте с ними предложение, сохраняя смысл. И так проделывайте со всеми буквами алфавита.
Упражнение “Редактор”. Зачеркните в каждом предложении любого текста по несколько произвольных слов, а затем вслух прочитайте этот текст, при этом на ходу заменяйте вычеркнутые слова синонимами, подходящими по смыслу. Сначала это будет трудно, но потом станет легче подбирать нужные слова.
Упражнение “Свободный микрофон”. Попробуйте говорить три минуты на любую тему — внятно, красиво, логично и без спотыканий. Лучше переходить от знакомых к незнакомым темам. Так вы заставляете мозг работать в ускоренном режиме. При постоянной тренировке вы дойдете до уровня, при котором в вашем разговоре не будет длинных пауз.
Упражнение “Что было бы, если бы…”. Для развития креативности вашей речи поразмышляйте на самые немыслимые и фантастические темы, например: что было бы, если бы люди не изобрели колесо? Что было бы, если бы на Земле не было гравитации? Что было бы, если бы стулья могли говорить? Что было бы, если бы не было часов? Что было бы, если бы свиньи умели летать?
Очень важно не отвечать примитивно, а раскрывать ваше видение полностью, с мельчайшими подробностями, пусть и самыми невероятными.
Упражнение “Составляем толковый словарь”. Представьте, что вы составляете толковый словарь. Нужно дать максимально точное и детальное определение слов. Начните с конкретных существительных, потом переходите на абстрактные. Объясните смысл слова так, чтобы спутать его с другим было невозможно. Например, дайте определение следующим словам: мороженое, стекло, любовь, комар, калейдоскоп, креативность, влияние, риторика.
Упражнение “Выступление на тему”. Выберите тему, лучше знакомую. В течение 3—5 минут говорите связно, уверенно, красиво, без заминок и использования слов-паразитов на эту тему. Это упражнение заставит ваш мозг работать быстрее. Выполнение данного упражнения необходимо довести до такого уровня, чтобы в вашем монологе не было длительных пауз и слов-паразитов.
Развивают дикцию скороговорки. С их помощью можно потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, нужно ежедневно выделять на упражнение не менее 5—10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе, причем сначала надо читать медленно.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок. Гроза грозна, грозна гроза. Бороною боронили поле неборонованное.
Есть и более сложные фразы, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях.
Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь. Позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
Светлана МАЗОК,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 19 Могилева