Урок без парты: как привить детям любовь к здоровому образу жизни и мотивировать на занятия спортом

- 16:18Журнал "Спорт time", Образование

Физическая культура — предмет многогранный, и непременно есть хотя бы один вид спорта, где ребенок будет сильнее других. Главное — вовремя рассмотреть его способности. Каким образом — знает Юрий Аврамчук, учитель физической культуры и здоровья Жидченской средней школы.

 Жидченская средняя школа Пинского района — прекрасный пример организации современного образовательного пространства в сельской местности. Здесь особое внимание уделяется не только получению знаний, но и физическому развитию учащихся. В школе за последние 5 лет значительно улучшена материальная база по физкультуре. Спорткомплекс дает возможность заниматься различными видами спорта: баскетболом, волейболом, мини-футболом, легкой атлетикой. Кроме того, здесь есть зона для воркаута с турниками, брусьями и другими элементами для выполнения упражнений с собственным весом. В этом году к 500-летию агрогородка Жидче открылась современная многофункциональная спортивная площадка. Она делает территорию школы более привлекательной и комфортной для учеников.

— Наша площадка прекрасно подходит для проведения как школьных, так и районных спортивных соревнований, эстафет и других массовых мероприятий. Она стала местом притяжения не только учеников, но и жителей нашего агрогородка, ведь каждый хочет улучшить свою физическую форму, — рассказывает директор учреждения Светлана Кондратюк. — Благодаря площадке мы смогли разнообразить как урочную, так и внеклассную деятельность, поскольку теперь у нас появилась возможность предложить ученикам более широкий выбор спортивных секций и кружков.

Физическим воспитанием учащихся здесь более 30 лет занимается Юрий Аврамчук. Он уверяет, что последнее время некоторые ребята практически живут на этой площадке:

— Домой сбегают поесть и обратно. Есть у меня один ученик с избыточным весом. Ему не особо дается легкая атлетика, но зато в мини-футболе нет равных. Он все свободное время теперь проводит на новеньком поле.

Хотя, по словам учителя, любимая игра большинства жидченских школьников — волейбол, потому что, цитирую, этот вид спорта может быть и очень динамичным, и достаточно статичным.

— У моих учеников волейбол на первом месте. В нем главное — освоить прием и передачу мяча. Хотя было время, когда классы в спортзале по вечерам исключительно в баскетбол играли. Помню, раньше несколько команд было по игровым видам, а сейчас и 2 сложно набрать.

В школе также есть просторный спортзал с достаточным количеством инвентаря. Например, волейбольных и баскетбольных мячей столько, что на уроках хватает каждому ученику. А еще установлено 3 теннисных стола, что позволяет проводить даже районные соревнования.

 Раз и навсегда

Юрий Артемович — педагог высшей квалификационной категории. В профессии он уже 36 лет и по-прежнему увлечен любимым делом не меньше, чем в первые годы работы:

— Никогда не испытывал профессионального выгорания. Человек увлекается спортом в 3 случаях: во-первых, когда он получает удовольствие от общения в спортивной среде и от участия в движении за ЗОЖ, во-вторых, когда болеет за любимую команду либо спортсменов у телевизора или на трибуне стадиона, в-третьих, когда спорт становится профессией и любимым делом жизни. Последнее — точно про меня. Я никогда не жалел о выбранном пути.

Юрий Аврамчук родом из Столинского района. Окончив школу в 1989 году, по примеру школьного учителя физкультуры Михаила Костюка решил связать свою жизнь с педагогической профессией.

— Михаил Степанович по-настоящему горел на работе. В школе во внеурочное время, по вечерам, для всех желающих был открыт спортзал, который никогда не пустовал. Когда я был молодым специалистом, то часто обращался к нему с вопросами по планированию, по выстраиванию взаимоотношений с учениками и коллегами, и он всегда откликался, — вспоминает педагог.

Юрий Аврамчук легко поступил в Гродненский техникум физкультуры, причем на вступительных экзаменах сельский парень набрал максимальное количество баллов — 25 из 25 возможных. Получив диплом, по распределению попал в Ляденскую среднюю школу Червенского района. Затем, отслужив в армии, вернулся на Брестчину — в новую школу Пинского района. Так с 1992 года и трудится в Жидченской школе.

— Моя задача как учителя — привить детям любовь к спорту и физкультуре. Мой предмет — единственный в школьной программе, на котором не надо сидеть за партами и что-то писать, поэтому я должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок получил необходимую спортивную нагрузку в зависимости от его индивидуальных особенностей, — подчеркивает педагог.

Есть чем гордиться

Традиционно рабочий кабинет учителя физической культуры и здоровья украшен дипломами, медалями и кубками. На вопрос, какие из них самые важные, Юрий Артемович отвечает, что каждая награда ценна по-своему. Так, за последнее время его подопечные завоевали дипломы  I и II степени на районных соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, волейболу, биатлону «Снежный снайпер», чирлидингу. Кроме того, на протяжении нескольких лет школьная команда была победителем и призером районной круглогодичной спартакиады, а также входила в число призеров на областных соревнованиях по легкоатлетическому кроссу и настольному теннису. В этом году на втором этапе Республиканской олимпиады по предмету «Физическая культура и здоровье» ученики Юрия Аврамчука получили 2 диплома I степени и по 3 диплома II и III степени.

К слову, и сам Юрий Артемович — обладатель серебра областной спартакиады, дважды победитель районных соревнований по лыжным гонкам и чемпион в гиревом спорте. А еще он финалист районного конкурса педагогического мастерства, лидер учебно-методического объединения руководителей военно-патриотического воспитания, а также несколько лет возглавлял учебно-методическое объединение учителей физкультуры.

— Моя работа как руководителя методобъединения заключается в том, чтобы транслировать передовой опыт учителей своим коллегам. Особое внимание в объединении уделяем молодым специалистам. Мы не только наставляем их, но и сами чему-то учимся, ведь молодежь получала образование в современных условиях, лучше владеет новыми технологиями, чему и нас обучает, а мы в свою очередь — методике преподавания, — поясняет собеседник.

Сейчас Юрий Артемович вновь нацелен на конкурс «Учитель года». В этот раз он представит сюжетно-игровой урок «Полет в космос» в 4-м классе, продемонстрировав опыт игровых технологий для учащихся начальной школы.

— Это визуализация учебного процесса. В начале урока спрошу у ребят, каких они знают космонавтов. Так как это урок в начальной школе, детям можно показать портреты космонавтов. Затем для разминки проведу игру, связанную с полетом на ракете. Акцентирую внимание четвероклассников, что космонавты должны быть сильными, выносливыми, хорошо развитыми физически, а для этого нужно тренироваться. Этим мы займемся на полосе препятствий с разными заданиями. В конце урока спрошу у ребят, трудно ли им было. Ответ, естественно, будет положительным. А значит, делаем вывод, что нужно постоянно заниматься спортом, — делится педагог.

Он убежден: урок должен быть нестандартным, потому что если учитель использует новые подходы, визуализацию, картотеку, то занятия совершенно по-другому воспринимаются детьми. Юрий Аврамчук всегда тщательно готовится к урокам, ведь каждый класс имеет свой уровень физической подготовки и любит разные направления.

— Например, один класс предпочитает баскетбол, а другой — волейбол. Всегда при подготовке к учебным занятиям стараюсь учитывать это. Даже когда выбираешь, какую игру на уроке дать для развития физических навыков, все равно опираешься на пожелания ребят. Если постоянно предлагать одни и те же упражнения, дети привыкают к монотонной работе и им это перестает нравиться, становится скучно, поэтому нужно регулярно менять элементы. Кстати, я заметил, что дети во все времена любят работать в парах на уроках, особенно когда более сильный ребенок обучает более слабого и затем выставляет ему отметку.

Возможно, именно благодаря такому подходу Юрий Артемович пользуется авторитетом у своих учеников. Они его слышат, слушаются и знают, что он их всегда поддержит и поможет получить хорошую оценку.

— Мотивированный ребенок умеет работать, просто нужно правильно подойти к нему, например, дать такое задание или упражнение, с которым он сможет справиться. Если ребенок даже с лишним весом не всегда может выполнить какой-то норматив, но зато неплохо играет в волейбол, я ему говорю: «Приди на тренировку и покажи другим ребятам, что ты здесь ас». Потом ни у кого не возникает вопросов, почему у него, допустим, восьмерка. Важно вовремя рассмотреть способности ученика, ведь физическая культура — предмет многогранный и непременно есть хотя бы один вид спорта, где ребенок будет сильнее других.

Юрий Аврамчук считает, что учителям физкультуры не стоит концентрироваться на выполнении нормативов и идеальных упражнений. Многие современные дети, к сожалению, не могут с ними справиться. Однако ребята должны полюбить здоровый образ жизни в целом, чтобы знать, как помочь своему телу быть в форме, какие упражнения выполнять.

 Блицопрос

— Юрий Артемович, как проходит ваш рабочий день?

— Ежедневно в 6 утра я проезжаю на велосипеде по 15 км. Затем делаю зарядку с гантелями. С 8 до 15 часов у меня учебная деятельность в школе. С 16 до 19 вечера занимаюсь спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работой с учащимися, провожу занятия объединений по интересам.

— Тяжело ли быть учителем физкультуры?

— Признаюсь, нелегко, ведь специфика предмета такова, что трудно избежать травм на уроках, из-за чего я всегда очень переживаю. Хотя стараюсь учитывать состояние здоровья и настроение каждого учащегося.

— А что вам больше всего нравится в работе?

— Приходить в мотивированный класс, где учащиеся сами создают условия для успешного урока.

— Вы строгий учитель?

— Думаю, да, хотя учащиеся говорят, что требовательный.

— Каким должен быть учитель физкультуры, чтобы он мог мотивировать детей заниматься спортом?

— Одновременно строгим, но и умеющим пошутить. Должны быть дружеские отношения с учениками, а также взаимопонимание и позитивная атмосфера. А мотивировать можно лишь личным примером, что я и стараюсь делать.

— Что говорите подопечным перед началом соревнований?

— Делай как умеешь, и будь что будет. И ребята стараются. Главное, что они потом не расстраиваются, если у них что-то не получилось.

— Чем на ваших уроках занимаются ученики, освобожденные от занятий физкультурой?

— Они становятся моими помощниками в судействе или занимаются оздоровительной ходьбой.

— Некоторые воспринимают уроки физкультуры несерьезно, как время для игры. Что делаете, если дети отказываются заниматься или выполнять нормативы?

— Создаю ситуацию успеха, использую необычное начало, даю игры на выбор, разноуровневые задания, работу в парах, ролевые игры, соревнования. Что касается норматива, предлагаю выполнить его чуть позже, когда будет желание, и зачастую к концу урока дети сами хотят сдать его.

— Сталкивались ли вы с недопониманием со стороны родителей?

— Выступаю часто на родительских собраниях, провожу индивидуальные беседы. Стремлюсь к тому, чтобы все понимали: предмет «Физическая культура и здоровье» — основной в школе, но все остальные — главные.

— Как вы относитесь к тому, что вернули 3 урока физкультуры?

— Три урока физкультуры дают возможность ребенку лучше себя проявить. Ученик знает, что за свои старания он получит вознаграждение в виде отметки. К тому же третий урок увеличивает недельный двигательный режим детей.

— Какая система физической подготовки школьников лучше: советская или современная?

— Я считаю, что современная система физической подготовки лучше. Советская в основном была построена на тренировочном процессе, сдаче нормативов и имела небольшой выбор возможностей. Современная же принимает во внимание запросы нынешнего поколения, дает разные возможности для занятий, учитывает традиции учебных заведений, желания учащихся и соответствует запросам родителей.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА