Уроки кота Матроскина: как прививает малышам интерес к физкультуре Екатерина Кондрукевич

- 16:07Журнал "Спорт time", Образование

Прививать малышам интерес к физкультуре, развивать у них ловкость, смелость и усердие, показывая, что нельзя останавливаться на достигнутом, даже если с первого раза не получается пройти препятствие, — это основные правила, которые использует в своей работе руководитель физического воспитания детского сада № 4 Несвижа «Кораблик детства» Екатерина Кондрукевич.

Рассказывая о себе, Екатерина Борисовна отмечает, что всегда знала, с какой профессией свяжет жизнь. Она педагог в третьем поколении.

— Для меня это не просто работа, а большая ответственность, — признается руководитель физического воспитания. — Я выросла в семье, где профессия учителя была в почете, где бабушка и мама посвятили свою жизнь образованию. Я педагог в третьем поколении. Правда, волею судьбы работаю в детском саду руководителем физического воспитания.

После 9-го класса Екатерина Кондрукевич поступила в Несвижский государственный педагогический колледж имени Якуба Коласа на специальность «Физическая культура. Спортивно-массовая работа», после окончания которого стала студенткой заочного отделения БГПУ имени Максима Танка (специальность «Физическая культура» со специализацией «Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма»). В 2008 году пришла в детский сад № 4 Несвижа «Кораблик детства», где и сегодня воспитывает малышей.

— Я занимаю одну и ту же должность и на протяжении многих лет отдаю всю свою энергию, знания и любовь воспитанию подрастающего поколения, — говорит педагог. — Кстати, нынешним летом мне присвоена высшая квалификационная категория, а это значит, что я не стою на месте, развиваюсь дальше.

Рассуждая о том, легко ли работать с детьми в группе, учитывая их способности и умения, Екатерина Борисовна подчеркивает, что все малыши развиваются по-разному, поэтому важно замечать индивидуальные темпы развития каждого ребенка.

— Необходимо постоянно придумывать новые интересные упражнения и игры, чтобы поддерживать их вовлеченность, — делится опытом преподаватель. — Также важно обеспечивать безопасность детей во время занятий. Виды активности должны быть разнообразными, чтобы каждый ребенок мог найти что-то интересное для себя.  Во многом воспитывать детей и развивать у них необходимые качества, умения помогает созданное в саду спортивное пространство. Мы стремились к тому, чтобы оно было многофункциональным и детям было интересно заниматься на каждой спортивной зоне.

Для создания оптимальных условий пребывания воспитанников, для совершенствования качества образовательного процесса в учреждении функционирует площадка, которая позволяет в том числе эффективно оздоравливать детей. Это особенно актуально в летний период.

— При подготовке и оформлении спортивной площадки, а ее площадь 375 м², мы выбирали покрытие, устойчивое к переменам погоды, обладающее большой пропускной способностью, — рассказывает педагог и показывает площадку. — Чтобы она получилась максимально удобной, составили план-схему с нанесением маршрута и всех станций в виде кружочков с цифрами.

Хозяина спортивной тропы, которая проходит через площадку, педагоги выбирали вместе с детьми, что очень логично, ведь спортивное пространство создавалось именно для них.

— На тропе хозяйничает Кот Матроскин, — отмечает руководитель физического воспитания. —  А для того, чтобы площадка максимально эффективно использовалась педагогами, мы разработали методические рекомендации.

На территории спортивной площадки выделено 11 станций, каждая из которых предназначена для развития определенных навыков у детей.

— Спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам соответствует возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, — дополняет педагог.

В центре — баскетбольная площадка. По словам Екатерины Борисовны, она одна из любимых у малышей. Несмотря на то, что дети владеют мячом не так, как взрослые, их старания заслуживают внимания и похвалы.

— Технология укладки и само резиновое покрытие баскетбольной площадки обладают такими уникальными особенностями, как мультиспортивность, минимальная нагрузка на опорно-двигательную систему, увеличенная площадная амортизация, повышенная износостойкость, а покрытие водостойкое и хорошо поддается очистке, — обращает внимание педагог.

Для развития скоростных качеств ребенка, ловкости и координационных способностей по периметру спортивной площадки расположена беговая дорожка. Педагог использует ее в основном для разминки и пробежек.

Самая интересная часть спортивного пространства детского сада — станции, где можно играть в различные игры. Благодаря их наличию, занятия физкультурой становятся увлекательнее. Так, на станции «Городошная» расположились городки. Игра в них — это ко всему прочему отличный вид двигательного досуга.

—  Игра в городки включает в себя как изучение элементов спорта, знакомство с ними, так и закаливание организма, общение детей друг с другом и со взрослыми, — говорит Екатерина Кондрукевич. —  Городошная площадка оборудована с учетом устойчивости к погодным условиям и используется в образовательном процессе круглогодично.

На станции «Легкоатлетическая», которая находится следом за городками, дети прыгают, бегают, учатся преодолевать препятствия.

— А еще у нас здесь расположился бум разновысокий, — добавляет педагог. — Он состоит из 3 брусьев и используется как гимнастическое бревно для тренировки вестибулярного аппарата наших воспитанников и, безусловно, развития ловкости. Для этого в том числе продуман комплекс упражнений «Ходьба по доске с ребристой поверхностью». Он обеспечивает массаж стоп и спины, профилактику плоскостопия, укрепление вестибулярного аппарата, мышц пресса и спины, развитие координации движений, силы и ловкости.

Еще одна станция, которая предназначена для общего развития малышей, развития координации и внимания, — «Меткий стрелок». Здесь размещены мишени, щиты для метания мяча. Екатерина Кондрукевич подчеркивает, что бросание, ловля и метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, а также способствуют развитию меткости.

— На станции «Мирная» наши маленькие воспитанники получают первые навыки игры в настольный теннис, — знакомит с очередной локацией преподаватель. — Настольный теннис, как известно, помогает развивать быстроту, ловкость, мелкую моторику рук.

Проходя босиком по разным участкам станции «Дорожка здоровья», дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Они связаны с иммунной системой, а значит, помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма.

Педагог отмечает и полезность станции «Логической».

— Здесь каждый ребенок может найти себе занятие по интересам, поиграть в крокет, шашки, шахматы, полистать интересные детские журналы и книги, поговорить друг с другом или просто побыть наедине с собой, отдохнуть, успокоиться. А юная команда чирлидинга, которая у нас создана, разучивает на логической станции движения и кричалки болельщиков, — перечисляет достоинства логического пространства Екатерина Борисовна.

Спортивная площадка детского сада — это еще и про развитие тактического мышления, терпения, тренировки меткости. Всему этому можно обучиться на игровой остановке «Крокет». Цели для попадания шарика здесь выполнены в форме сказочных героев, что позволяет детям выстраивать сюжетно-ролевую игру и одновременно развивать у них связную речь путем составления рассказа в ходе игры.

— Проявить себя в командной игре мальчикам и девочкам помогает станция «Футбольная», — представляет следующую зону руководитель физического воспитания. —  Физическая активность во время игры в футбол улучшает кровообращение, насыщает кислородом организм, стимулирует иммунную систему, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияет на нервную систему. Всему этому мы уделяем большое внимание.

На вопрос о важности физического воспитания в детском саду Екатерина Кондрукевич отвечает: «Я убеждена, что физическое воспитание играет важную роль в формировании здорового и гармонично развитого человека. Работая руководителем физического воспитания, я могу внести свой вклад в здоровье и развитие детей, прививая им любовь к спорту и здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Я чувствую поддержку со стороны руководства детского сада, которое понимает значимость физического воспитания и создает необходимые условия для нашей работы».

Наталья САХНО
Фото Олега ИГНАТОВИЧА