Уроки русской литературы: приемы, способствующие воспитанию и развитию личности учащегося

- 14:39Клуб «Хрустальный журавль», Образование, Портфолио

Как воспитывать и развивать детей в процессе обучения? Какие приемы, методы, стратегии и технологии обучения дают положительный результат? Эти важные вопросы задает себе каждый современный учитель. Я не исключение.

Содержание литературного образования, согласно положениям учебной программы по предмету “Русская литература”, включает четыре основных компонента: знания, умения, опыт творческой деятельности и систему норм отношения к миру, людям, себе. Последний компонент, как мне кажется, самый важный и вместе с тем самый сложный для реализации, потому что от учителя требуется изменение методических подходов к обучению и перенормирование взаимо­действия с учащимися в рамках образовательного процесса: от передачи суммы знаний и отработки навыков — к воспитанию и развитию личности.

“Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи”, — писал более 200 лет назад И.Г.Песталоцци. Согласитесь, любое действие будет качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, т.е. когда ученик участвует в производстве своих знаний, развивает себя сам. Пример с рыбой и удочкой более чем показателен. Поэтому, планируя деятельность учащихся, включаю в урок ситуации развивающего типа, которые способствуют формированию:

умения высказывать свое мнение, подтверждать его аргументами, используя примеры из художественных произведений и субъективного опыта;

умения находить положительное и отрицательное в объекте (ситуации), разрешать противоречия (убирать “минусы”, сохраняя “плюсы”), оценивать объект (ситуацию) с разных позиций, учитывая разные роли;

ответственного поведения, понимания, что любое действие имеет свои последствия и требует ответственности за принятое решение или совершенный поступок;

осознания учащимися своих потребностей, понимания смысла своей жизнедеятельности, системы значимых ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и гражданскую позицию, способности к самоопределению;

развитию умения выстраи­вать конструктивные отношения с другими людьми, сотрудничать и работать в группе, совместно принимать решения во время коллективного взаимодействия, учитывать иную точку зрения и быть корректным в споре.

С точки зрения влияния на формирование личности учащегося сложно переоценить важность умений анализировать и оценивать характер и действия литературного героя. По мнению Л.Н.Толстого, “0,999 воспитания сводится к примеру”. Богатая на идеи, характеры, поступки русская литература дает неисчерпае­мый материал для наблюдений, позволяет читателю побывать в разных ситуациях, как бы примерить чужую одежду на себя. Все это замечательное подспорье для воспитания и развития личности ребенка.

Покажу на примерах, как на уроках русской литературы можно применять приемы, способствующие воспитанию и развитию личности учащегося.

***

Прием “Общее мнение” (источник: Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учеб. Пособие для студ. вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 384 с.).

Краткое описание приема: учащимся предлагается назвать, проанализировать и оценить действия главного героя, которые привели к неприятным последствиям (ситуации могут быть определены учителем или учителем совместно с учащимися). После того как таблица будет заполнена, от простых суждений нужно перейти к аналитическим, сделать вывод, ответив на ключевой вопрос.

5 класс. Тема урока: “Добрым молодцам урок…” (заключительный урок по сказке “Царевна-лягушка”)

Этап урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи личностного развития: содействовать формированию ответственного поведения, понимания, что любое действие имеет свои последствия и требует ответственности за принятые решения.

Задание. Назвать, проанализировать и оценить действия Ивана-царевича. Ответить на ключевой вопрос: “За что наказан Иван-царевич?”.

Раздаточные материалы:

Таблица “За что наказан Иван-царевич?”

Ситуация

Как действует герой?

Качество характера, которое демонстрирует герой

1. Выполняя наказ отца найти невесту, Иван-царевич стреляет и потом находит свою стрелу в болоте у лягушки

 

 

2. Иван-царевич должен забрать лягушку во дворец и жениться на ней

 

 

3. Царевна-лягушка выполняет задания царя

 

 

4. Иван-царевич находит лягушачью кожу

 

 

 Визуальная опора “Характеристика литературного героя”

Иллюстрация к сказке “Царевна-лягушка” художника И.Билибина (источник: https://vk.com/children_books).

***

Прием “Хорошо — плохо” (источник: Творческие задания Золотого ключика : сб. метод. материа­лов / Е. В. Андреева [и др.]. — Самара : Центр развития образ-я, 2001).

Краткое описание приема: учитель выбирает проблемную ситуацию, которая может быть оценена и как положительная, и как отрицательная. Учащимся в группах предлагается определить возможные последствия данной ситуации. Далее делается аргументированная оценка ситуации с учетом ее положительных и отрицательных перспектив.

С помощью этого приема учащиеся могут рассмотреть проблему и оценить ее с разных сторон. Во время реализации приема учащиеся могут работать в парах и небольших группах.

Прием может быть реализован в разных вариантах.

Вариант 1. Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют плюсы и минусы.

Вариант 2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта ситуация и т.д.

Вариант 3. Ученики делятся на три группы: “прокуроры”, “адвокаты”, “судьи”. Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить плюс и убрать минус).

На данном уроке прием реализуется в виде варианта 1.

5 класс. Тема урока: Герда в поисках Кая (по сказке Х.К.Андерсена “Снежная королева”)

Этап урока: операционно-познавательный.

Задачи личностного развития: способствовать формированию умения находить положительное и отрицательное в любом объекте (ситуации); разрешать противоречия (убирать минусы, сохраняя плюсы); оценивать объект (ситуацию) с разных позиций, учитывая разные роли.

Задание. Старушка волшебница помогла Герде, которая плыла по реке в лодке, причалить к берегу, а потом заколдовала девочку и оставила ее у себя. Чтобы понять, хорошо или плохо поступила волшебница, нужно учесть причины и возможные последствия этой ситуа­ции. Поэтому нужно разобрать все произошедшее с точки зрения “хорошо — плохо” с того момента, как лодка Герды причалила к берегу.

1) Волшебница помогла Герде, которая плыла в лодке, причалить к берегу. Это хорошо. Почему? (Потому что Герда могла утонуть.)

2) То, что Герда выбралась на берег, плохо, потому что… (Она перестала искать Кая.)

3) То, что Герда перестала искать Кая, хорошо, потому что… (Была глубокая осень, а Герда была без обуви.)

4) То, что Герда была без обуви, плохо, потому что…

Такая беседа продолжается до тех пор, пока не исчерпаны аргументы. Результатом реализации приема становится понимание учащимися, что любая ситуация или поступок может быть оценен по-разному в зависимости от позиции, роли наблюдателя и наличия аргументов.

***

Прием “Черты характера” (источник: Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя / Н. Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2011. — 128 с.).

Краткое описание приема: для характеристики литературного героя учитель предлагает учащимся назвать ключевые действия и поступки героя, важные для развития сюжета. На основе анализа этих действий и поступков определяются черты характера литературного героя. Далее учащиеся отвечают на ключевой вопрос, имеющий оценочное значение. В сильном классе учитель может не предъявлять учащимся перечень определенных качеств героя, а усложнить задание, предоставив таблицу, где приведен общий перечень черт характера.

5 класс. Тема урока: Формирование характера Васи в процессе общения с детьми подземелья (по рассказу В.Г.Короленко “Дети подземелья”)

Этап урока: операционно-познавательный и/или обобщение и систематизация знаний.

Задачи личностного развития: развитие умения раскрывать внутреннее состояние героев, определять мотивы поступков героев и выявлять авторское отношение к ним.

Задание. Прочитайте слова, характеризующие человеческие качества: отзывчивость, гордость, вежливость, жадность, доброта, наглость, ответственность, строгость, невежество, честность, смелость, решительность, мужество. Выбрать те качества, которые характеризуют главного героя рассказа Васю. Пояснить свой выбор.

Ключевой вопрос: “Хотели бы вы иметь такого друга, как Вася?”. Аргументировать ответ.

Раздаточные материалы (в таблице приводится более широкий перечень качеств характера):

Умный

Сильный (физически)

Сильный (психологически)

Смелый

Строгий

Отчаянный

Уверенный в себе

Ранимый

Сдержанный

Задумчивый

Рассудительный

Заботливый

Ответственный

Щедрый

Находчивый

Завистливый

Жадный

Гордый

Вежливый

Мужественный

Любит животных

Терпеливый

Настойчивый

Упрямый

Любознательный

Хороший рассказчик

Эгоистичный

Искренний

Добрый

Послушный

Наглый

Отзывчивый

Наивный

Серьезный

Честный

Не располагает к себе людей

Не вызывает доверия

Угрюмый

Щедрый

Решительный

***

Прием “Живая линия”.

Краткое описание приема: прием “Живая линия” используется, когда поступок героя может трактоваться с разных точек зрения. Учащиеся строятся вдоль воображаемой линии и после озвучивания цитаты в зависимости от собственного мнения занимают место относительно данной линии: с одной стороны линии — учащиеся, которые имеют одну точку зрения на проблему, с другой — те, у кого противоположная точка зрения, на месте остаются сомневающиеся. Ученики высказываются по проблеме, аргументируя свой выбор, и имеют возможность перемещения относительно линии, если их мнение меняется. После работы проводится обсуждение состояния, чувств и эмоций учащихся, обобщается полученный опыт, делаются выводы.

7 класс. Тема урока: Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу в рассказе Л.Толстого “После бала”

9 класс. Тема урока: “История жизни Печорина, написанная им самим” (характеристика образа Печорина)

Этап урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи личностного развития: на основе сопоставления поступка литературного героя с общепринятыми нормами содействовать формированию у учащихся гражданской позиции и социальной ответственности, нравственных установок, способствующих честному отношению к себе и другим людям.

Задание. Основываясь на анализе текста и субъективном опыте, согласиться или не согласиться с утверждением. Привести аргументы в подтверждение своего суждения.

Раздаточные материалы

Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае (Л.Толстой. “После бала”).

Надо все по закону (Л.Толстой. “После бала”).

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: “Все так делают” (Л.Толстой).

Мы научились летать, как птицы, мы научились плавать, как рыбы. Нам осталось научиться жить, как люди (Б.Шоу).

Раздаточные материалы

Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе (Л.Толстой).

Все было бы очень хорошо, если бы все наши поступки можно было бы совершать дважды (Иоганн Вольфганг Гёте).

Подобно тому, как мы определяем свои поступки, так и наши поступки определяют нас (Джордж Элиот).

***

Прием “Свободный микрофон”.

Краткое описание приема: используя право свободного выбора, учащиеся берут в руки микрофон и отвечают на вопрос, заданный учителем. Этот вопрос одинаков для всех. Условие — ответ без аргументации. Ответы детей фиксируются. Далее аргументированно выбираются не более 3—5 озвученных положений. Предварительная работа перед итоговым выбором может быть как индивидуальной, так и парной или групповой.

8 класс. Тема урока: Чем жив человек? (по рассказу М.А.Шолохова “Судьба человека”)

Этап урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи личностного развития: содействовать пониманию учащимися смысла своей жизнедеятельности, формированию системы значимых ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и гражданскую позицию.

Задание. Ответить на ключевой вопрос.

— Судьба человека, на мой взгляд, определяется не только событиями, которые с ним происходят, но и его внутренним стержнем, представлениями человека о себе самом, личностным пониманием того, зачем он пришел на эту землю. В чем же смысл жизни? Чем жив человек? Что дает ему силы не сломаться, выстоять?

***

Прием “Скажи спасибо!”.

Краткое описание приема: учащимся предлагается написать открытку литературному герою (писателю), который, по мнению учащегося, в учебном году оказал на него сильное влияние. Главное в этой работе — формулирование того, за что именно ученик благодарит адресата.

После выполнения задания, используя право свободного выбора, учащиеся представляют свою открытку классу. Работы детей не обсуждаются, так как носят индивидуализированный характер. В случае если навыки оценки и самооценки сформированы слабо, выполнение задания может быть как индивидуальным, так и парным.

Шаблон открытки может быть сделан заранее (предварительное задание) или на уроке, тогда необходимо подготовить материалы для ее создания.

Тема урока: Повторение изученного за год (для любого класса)

Этап урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи личностного развития: содействовать пониманию учащимися смысла своей жизнедеятельности, формированию способности к самоанализу и самоопределению, системы значимых ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и гражданскую по­зицию.

Задание. Нужно создать открытку литературному герою (писателю), который в этом учебном году оказал на тебя сильное влияние. Привести аргументы в подтверждение своего вы­бора.

Результаты взаимодействия в личностно значимом учении — это не количество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, ее развитие, духовный рост. При этом ученик начинает воспринимать себя по-иному, более полно понимает и принимает себя и свои чувства, становится более уверенным в себе и самостоятельным, ставит перед собой реальные цели, может адекватно оценить результаты собственной учебной деятельности и т.п.

***

Что же важнее: образование или воспитание? Одной из моих любимых книг в период школьного детства был роман Вениамина Каверина “Два капитана”. В разное время это литературное произведение называли и идеологическим, и пропагандистским, но нельзя не согласиться с тем, что для многих подростков оно стало школой жизни, потому что темы добра и зла, верности и справедливости, подлости и предательства, высоких идеалов и меркантильности никогда не потеряют актуальности в человеческом обществе. Писатель В.Каверин считал, что “надо учить не литературу, а литературой, потому что в мире не существует более сильного и прекрасного средства, чтобы заставить людей прямо смотреть друг другу в глаза”. Но чтобы “учить литературой” нужно читать, всматриваться в слова, вдумываться, анализировать поступки героев. Поэтому “и воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно” (Л.Н.Толстой).

Светлана ГЕРМАНОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
Романовичской средней школы Могилевского района,
член клуба “Хрустальный журавль”