В базовых классах белорусских школ обучаются по профессиям тракторист и овощевод около 3 тыс. человек

- 14:02Образование

Одними из самых востребованных профессий в базовых классах, где ведется профессиональная подготовка учащихся, являются профессии сельского хозяйства. Об этом заявила на пресс-конференции в Доме прессы начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Минобразования Александра Петрова, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

С 2018 года в базовых классах открыта профессиональная подготовка в рамках предмета «Трудовое обучение», где одними из самых востребованных являются профессии сельского хозяйства тракторист и овощевод. Порядка 3 тыс. ребят сегодня обучаются именно по этим профессиям, – проинформировала А. Петрова.

По ее словам, ключевой ориентир – на выпускников 9-х классов, чтобы уже в колледже ребята получали как общее среднее образование, так и 2–3 смежные рабочие профессии либо квалификацию специалиста среднего звена.

– Это сделано для того, чтобы выпускник был максимально конкурентоспособным на рынке труда. Например, если учащийся получает профессию тракториста, то одновременно приобретает и профессию слесаря по ремонту сельхозмашин, и, возможно, электрогазосварщика. Здесь могут быть разные интеграции, чтобы выпускнику колледжа максимально обеспечить разную траекторию развития в хозяйстве, куда он придет работать, – отметила А. Петрова.

В нынешнем году в Беларуси подготовку кадров для отрасли сельского хозяйства осуществляют 33 учреждения среднего специального образования по 11 специальностям. Набор составляет порядка 4 тыс. учащихся. Почти в два раза больше таких учреждений на уровне профтехобразования – 64 колледжа. В них готовят рабочие кадры для организаций АПК по 5 специальностям и 14 квалификациям. Ежегодный набор – около 3 тыс. человек.

Напомним, система ПТО и ССО интегрирована в единый вид учреждения образования – колледж. В настоящее время есть три вида колледжей. Первый – те, которые реализуют программы только среднего специального образования, второй – только программы профтехобразования и третий — это учреждения, реализующие программы и ПТО, и ССО. Всего же в нашей стране 293 колледжа.

Более того, во всех колледжах, как правило, осуществляется и реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых, которые занимаются профессиональной подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации рабочих и служащих, в том числе для системы АПК.

При этом стоит подчеркнуть, что отечественная система образования старается не только оперативно реагировать на те изменения, которые сейчас происходят в переоснащении хозяйств современным оборудованием, но и держать курс на технологии будущего. Для этого в стране активно идет работа по совершенствованию национальной системы квалификаций. Так, при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия с участием передовых учреждений образования, специалистов Министерства образования создан Секторальный совет квалификаций.

– Этот совет занимается разработкой профессиональных стандартов – более новых представлений об функциях рабочего места, требованиях работодателя к тому будущему соискателю, который придет занять это рабочее место. Минсельхозпрод серьезно и скрупулезно подходит к данному вопросу, чтобы образовательные стандарты, по которым осуществляется обучение в колледжах, соответствовали всем их требованиям. Поэтому эти требования, безусловно, закладываются в требования образовательных стандартов, на основании которых дальше разрабатываются учебно-программная документация, учебные планы и программы, по которым работают колледжи, – рассказала А. Петрова.

К слову, чтобы справиться с постоянным процессом обновления оборудования, в республике созданы 52 центра компетенций в системе ССО, из них 8 – в сельскохозяйственной отрасли. Они оснащены новейшим оборудованием, которое призвано обеспечить освоение передовых методов труда для учащихся всех профильных специальностей страны посредством сетевой формы взаимодействия.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото из архива редакции носит иллюстративный характер