Работа Республиканского совета директоров СПЦ будет практико-ориентированной и полезной для центров всех уровней. Об этом заявил министр образования Андрей Иванец на первом заседании совета, которое состоялось в БГПУ, передает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
– В преддверии нового учебного года мы обсудили проблемы и вопросы, касающиеся деятельности социально-педагогических центров. Первое, что требует более пристального внимания, – кризисная психология. Сегодня СПЦ с точки зрения работы кризисных психологов должны активным образом включиться, и это относится ко всей вертикали учреждений образования – начиная от детского сада, школы и до колледжа, университета, причем вне зависимости от ведомственной принадлежности. СПЦ должны заниматься всеми учреждениями образования всех уровней, которые находятся на их территории, – подчеркнул А. Иванец.
Он убежден, что все должны работать в единой связке, чтобы уменьшить количество случаев суицидального поведения, к которому приводит психологическое неблагополучие детей. В помощь специалистам были созданы памятка по кризисному реагированию на суицидальное поведение обучающихся и алгоритм действий педработников по своевременному выявлению обучающихся, склонных к суицидальному поведению. Также издан совместный приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения, утверждающий Положение о межведомственной рабочей группе по анализу причин и условий совершения суицида (парасуицида), оказанию кризисной помощи участникам образовательного процесса.
– В памятке расписано, как выявить суицидальное поведение по внешним признакам, а также что делать, если это случилось. Ведь любая кризисная ситуация застает врасплох и не каждый понимает, что с этим делать и как дальше жить. Но это только начало пути, хотя весь алгоритм прописан в инструктивно-методических письмах для учреждений общего среднего, среднего специального и высшего образования. Мы уже готовим соответствующие письма и для работы СПЦ, – добавил министр образования.
Второе, на чем акцентировал внимание А. Иванец, – профилактика семейного неблагополучия:
– Думаю, процентов 70–80 работы специалистов СПЦ связано с семейным неблагополучием. К сожалению, институт семьи сегодня не выполняет ту роль, которую должен выполнять в полном объеме. Каждый родитель должен знать, чем занимается его ребенок, а не только обеспечивать его едой и одеждой. Специалисты СПЦ занимаются социально-педагогической реабилитацией и оказанием психологической помощи детям из неблагополучных семей. Нужно усилить работу и с родителями.
Перед директорами СПЦ министр образования поставил также третью задачу – более активное и пристальное психолого-педагогическое сопровождение приемных и замещающих семей.
Кроме того, Министерство образования предлагает организовывать работу психологов в учреждениях образования по принципу открытой двери. Ведомство рекомендует постоянное посещение классных коллективов, проведение информационных часов, наблюдение за обучающимися, определение тех детей, которые находятся в группе риска и нуждаются в индивидуальной работе.
Участниками первого Республиканского совета директоров социально-педагогических центров стали 130 человек. Они поделились опытом работы СПЦ, обозначили проблемные вопросы и обсудили направления их преодоления.
Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото предоставлены БГПУ