«Мною, как и моими воспитанниками, движет любопытство». Воспитатель детского сада № 4 г.п. Зельва Марина Гаврилова применяет около 100 техник нетрадиционного рисования в работе с дошколятами. О том, как увлечение помогает развивать детей, педагог рассказала корреспонденту «Настаўніцкай газеты».
Творческие способности у Марины Гавриловой проявились в школьные годы. С большим удовольствием рисовала стенгазеты, плакаты ко всем мероприятиям и праздникам. Но художником себя не видела, так как еще в детстве твердо решила пойти по стопам бабушки и работать в садике. В Барановичском государственном университете получила диплом педагога дошкольного образования. И вот уже почти четверть века она не только воспитывает малышей, но и прививает им чувство прекрасного, помогает раскрыться юным художникам.
— Все дети без исключения любят рисовать, но страх перед чистым листом, карандашом, кисточкой зачастую не дает им добиться желаемого результата. И тогда на помощь приходят нетрадиционные техники. Использовать можно всё, что есть под рукой: губки, перышки, ватные палочки, трубочки для напитков, листья, фрукты, овощи, пластилин… Это дает детям возможность работать с разными материалами, способствует снятию волнения и боязни, что не получится, а следовательно, развивает уверенность в себе, в своих силах. Во время рисования дети получают эстетическое и эмоциональное удовольствие. Но самое главное — нетрадиционное рисование дает мгновенный и положительный результат, что очень важно для дошколят, — уверена воспитатель.
Пальчиковая живопись, кляксография, монотипия, граттаж, витраж, рисование на воде, ладошками, разноцветной солью, штампинг, ниткография, техника набрызга, пластилинография… — всех разновидностей и не перечислить. Занятия нетрадиционным рисованием развивают мелкую моторику, пробуждают фантазию, при этом дошколята учатся подбирать цвет, передавать фактурность и объемность предметов.
— Дети — экспериментаторы по своей натуре, любят пробовать что-то новое. К тому же очень любопытные. Поэтому нетрадиционное рисование наскучить им точно не может! — убеждена собеседница. — Мною также движет любопытство, и мне близки слова Уолта Диснея: «Мы продолжаем двигаться вперед, открываем новые двери и делаем что-то новое, потому что нам любопытно. Любопытство ведет нас по новым путям».
Педагог старается подбирать для своих воспитанников темы, которые бы вызывали эмоциональный интерес, чтобы работа по итогу получилась яркой, насыщенной, чтобы осталась масса впечатлений, которыми ребятня готова поделиться. Благодаря Марине Гавриловой все дети в садике (даже в яслях!) занимаются нетрадиционным рисованием.
— Я не профессиональный художник, но очень хочу, чтобы мои воспитанники научились рисовать и смотреть на мир по-другому, чтобы видели его красоту, даже в простых вещах, — говорит собеседница.
Марина Гаврилова в целом человек увлеченный — любит читать, вышивать, фотографировать. Однако рисование находит самый сильный отклик в ее душе:
— Так приятно взять в руки кисточку, краски или карандаши и наблюдать, как на чистом листе бумаги рождается что-то новое. Я рисую не только когда есть вдохновение, но и когда случается плохое настроение. Начинаю рисовать — и оно улучшается с каждой черточкой. На праздники, дни рождения всегда дарю друзьям и близким открытки с моими картинками. Это доставляет мне особую радость.
Марина Гаврилова 10 лет руководила районным методическим объединением воспитателей дошкольного образования. Входит в состав республиканской экспертной комиссии по подготовке заключения на учебное издание «Путешествие в мир правильной речи. Шаг за шагом».
Есть у нее и личные предпочтения среди различных видов живописи. Один из них — пуантилизм, с балетом ничего общего не имеющий.
— Открыла для себя его не так давно. Пуантилизм — это рисование точками, при котором краски не смешиваются на палитре. Появился он во Франции в конце XIX века, и многие известные художники увлекались этой техникой, в том числе Ван Гог, — делится собеседница.
Нравится ей работать и в стиле скетчинга.
— Скетч — это быстрый рисунок, набросок простых предметов, например тарелки с едой, цветка, животного, геометрической фигуры. Благодаря еще одной технике — правополушарному рисованию — узнала секреты работы с гуашью. Раньше не очень нравилось ею рисовать, так как она со временем теряет цвет. Теперь знаю: чтобы этого не произошло, необходимо нанести вначале белую гуашь и уже на этот слой наносить изображения, — отметила Марина Гаврилова.
Всеми секретами педагог делится с воспитанниками, развивает их творческие способности, убеждает их не бояться комбинировать различные техники. Работы ее воспитанников участвовали в различных районных и областных выставках — «Символ года», «АртФормат», «Рождественский ангел», «Эконаклейка»… Она верит в них, а они, поверив в себя, побеждают и занимают призовые места.
Марина ЖДАНОВА
Фото предоставлены собеседницей, а также взято с сайта pixabay.com