“Есть три неоспоримых плюса обучения в нашей сельской школе”. Наталия Ковалевич, директор Селецкой средней школы Березовского района, — о важных преимуществах малокомплектной школы, о главной гордости учреждения и о своем хобби, которое тесно переплетено с работой. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Главный козырь
— Наталия Дмитриевна, когда вокруг все говорят о преимуществах больших школ, не страшно быть маленькой?
— Мы не “маленькие” — мы камерные. (Улыбается.) Нас немного: 63 ученика и 21 педагог. А это значит, что здесь невозможен конвейер и царит индивидуальный подход. Мы знаем каждого ребенка не как ученика 8 “Б”, к примеру, а как личность. Знаем его семью, увлечения, его сильные и слабые стороны. Наши дети, выросшие на этой земле, впитывают ее ценности — они более открытые, отзывчивые, приучены к труду. Мы, педагоги, видим свою задачу в том, чтобы создать в учреждении среду, где эти качества смогут раскрыться максимально. И 100%-ное поступление в вузы наших выпускников в прошлом и позапрошлом годах, 80%-ное в этом — лучшее доказательство, что наш путь верен.
— Но одними оценками и поступлением современное образование не ограничивается. Чем еще живет ваша школа?
— Особое внимание уделяем профориентации и работе с высокомотивированными учащимися. Организуем встречи со специалистами предприятий, экскурсии. Но главное — это исследовательская деятельность. Мы уходим от абстрактных задач. Дети изучают гнездование белого аиста в нашем агрогородке, выращивают микрозелень на подоконнике, исследуют местные говоры, применение катарантуса розового в озеленении школы. Проект “Английский язык как лингвокоммуникационная основа программирования” родился из интереса одного из учеников. Когда работа связана с жизнью, она захватывает по-настоящему, учит ребят мыслить, анализировать.
— Говорят, успех должен быть видимым. Вы с этим согласны?
— Абсолютно! Я считаю, что визуальное отображение достижений — мощнейший мотиватор и для педагогов, и для учащихся. Поэтому у нас на третьем этаже открыта “Стена достижений”. Она демонстрирует профессиональные успехи и личные победы разного уровня. Видеть свои высокие результаты, чувствовать удовлетворение от достигнутого, понимать, что твой труд ценят, — отличный стимул к дальнейшему росту и совершенствованию.
95% педагогов школы имеют первую и высшую квалификационную категорию. В прошлом году учреждение образования было признано одним из лучших среди сельских школ района. В этом году Таисия Романчук, учитель белорусского языка и литературы, и Татьяна Хилько, учитель химии и биологии, награждены грамотами Министерства образования за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.
— Современное образование немыслимо без инноваций. Удается идти в ногу со временем?
— Мы активно развиваем профильное обучение. С 2022 года у нас функционируют профильные классы педагогической направленности с углубленным изучением белорусского языка, математики и английского. Наши будущие педагоги участвуют в районных фестивалях “Хочу быть педагогом”, пробуют свои силы. А с 2025 года мы открыли новый профиль — инженерный — с углубленным изучением физики и биологии. Это ответ на запросы времени и наших ребят.
Особая гордость
— Школа славится своим историко-краеведческим музеем. В чем его особенности?
— Здесь нет табличек “Руками не трогать”. Напротив, детям разрешено примерить солдатскую каску, сфотографироваться с экспонатами. Это вызывает у них настоящий восторг и неподдельный интерес. История перестает быть для них картинкой в учебнике, она становится осязаемой, а значит — эмоционально близкой. Традиционные Вахта Памяти и урок Победы объединяют все школьное сообщество.
Музей был открыт еще в 1985 году как музей боевой славы, а после реконструкции в 2020-м обрел новое имя и новый масштаб. Сегодня им руководит Ирина Александровна Олиферчик, а экспозиция состоит из одиннадцати разделов, которые рассказывают об истории нашей деревни с древнейших времен до современности.
Мы гордимся разделами, посвященными военной истории: “Освобождение”, “Односельчане, погибшие на фронтах войны”, “Война. Победа. Память”. С первых дней основания велась активная переписка с участниками войны, их родственниками, которая хранится в музее вместе с фотографиями, газетами тех лет. Но мы не застыли в прошлом. После издания закона о геноциде белорусского народа наш музейный актив продолжил поисковую работу. Мы собрали материал о юном партизане Саше Здановиче, уроженце здешних мест, зверски убитом фашистами. В 2025 году оформили выставку “Хтосьці родам з дзяцінства, а ён — з вайны”. Мы помним и о воинах-афганцах — все 22 наших земляка вернулись домой живыми. Исследовательская работа о них отмечена дипломами на республиканском конкурсе.
А в мае 2025 года открыли стену мира “Наша память — гарантия мира”. Это наш миротворческий посыл, наш призыв к будущим поколениям: беречь мир — самое главное.
— Интересно, что и в каждом кабинете школы есть музейные экспозиции. Какова их тематика и цель создания?
— Экспозиции объединены общим названием “Школа — музей. Традиции. История”. Тематика же стендов разнообразна: “Тапонімы мястэчка”, “Гісторыя Сяльца ў назвах вуліц”, “Смачна есці!”, “Віртуальны музей ваеннай тэхнікі”, “Сялецкае ткацтва”, “Падарожжа ў часе. Архітэктура”, “Апранайся па-сялецку!”, “Каляндар продкаў”, “Народная медыцына”, “Без песні было б цяжка. З песняй і праца спорыцца”, “Пісьменнікі Сяльца”, “Гісторыя адной кнігі”, “Салома з глыбінь народных крыніц”… Цель такой работы многогранна: приобщение учащихся к изучению истории малой родины, популяризация музейной и поисково-исследовательской деятельности, формирование гражданственности и патриотизма.
Воспитание красотой
— Огромное внимание в учреждении уделяется благоустройству. Это тоже часть образовательного процесса?
— Безусловно! Я глубоко убеждена, что воспитать гармоничную личность можно только в красивом, уютном пространстве. Мы все вместе — и дети, и учителя — вносим вклад в преображение школы. У нас есть и “Звездная клумба”, и клумба “Бабочка”, и аллея Памяти, заложенная к 75-летию Победы, и сад надежды, и хвойные миксбордеры. Ежегодно мы становимся призерами районных и областных конкурсов по озеленению “Прекрасней станет Брестчина моя”, “Зеленый дом”, “Юный натуралист”. Но для нас это не просто победы в конкурсах, это воспитание вкуса, ответственности, любви к своему дому. Ребенок, который своими руками посадил цветок и ухаживает за ним, по-другому относится к тому месту, где он живет и учится.

Чтобы вырастить успешного и гармоничного человека, школе необязательно быть большой. Нужно быть школой, где ценят каждого, помнят свои корни и верят, что красота и труд действительно способны спасти мир.
— Получается, ваше личное увлечение стало неотъемлемой частью школьной философии?
— Да, любовь к цветам идет со мной по жизни с самого детства, она передалась мне от мамы и бабушки. Никак не могу оставить свое хобби за порогом школы. Цветы для меня не просто украшение, это искусство, которое делает мир лучше, а людей — счастливее. Наверное, поэтому я так люблю дарить цветы родным, знакомым и друзьям по поводу и без. И нашу школу я стараюсь делать таким же желанным и красивым подарком для всех, кто переступает ее порог.
Увлечение сделало меня более спокойной, внимательной к деталям, терпеливой. А школа стала ярче, уютнее и, я сказала бы, экологичнее в самом широком смысле слова. Пространство задышало, оно успокаивает, настраивает на позитивный лад. В планах вместе с классами украсить и другие пустующие уголки школы. Когда дети видят, с какой заботой мы относимся к каждому растению, как создаем красоту из маленького семечка, это воспитывает в них эстетический вкус, ответственность, любовь к родному дому. Они сами включаются в процесс, предлагают идеи. Это объединяет. Работа с растениями дает удивительное чувство удовлетворения от видимого, осязаемого результата.
Активные перемены и прочный тыл
— Наталия Дмитриевна, вернемся к преимуществам обучения в сельской школе. Есть ли еще что-то особое?
— Конечно! Мы заботимся о психологическом комфорте учеников, понимаем, что детям нужно не только учиться, но и отдыхать. Для этого в фойе каждого этажа школы созданы зоны отдыха с необходимой мебелью, настольными играми и растениями. Но главный наш хит — активные перемены! Ребята могут поиграть в баскетбол, футбол, побоксировать грушу. Кроме того, есть шахматно-шашечная зона и теннисный стол. Это настоящая встряска — и физическая, и эмоциональная. Мы видим, как после такой подвижной паузы дети возвращаются на уроки более сконцентрированными и довольными.
— Насколько важно для вас партнерство с местным хозяйством?
— Очень важно! ОАО “Нарутовичи” не просто шефы, а наши социальные партнеры и друзья. Они помогают с ремонтом и техникой, мы выращиваем для них рассаду. Директор ОАО “Нарутовичи” встречается со старшеклассниками, мы организуем экскурсии на предприятие. Это помогает ребятам увидеть перспективы, которые есть на их малой родине. Здесь они получают не просто путевку в жизнь, а внутренний стержень и понимание того, что даже из маленького агрогородка можно шагнуть в большую, успешную жизнь.
Марина ЖДАНОВА
Фото автора





