Все школьные программы по всем предметам доработаны и утверждены к новому учебному году. Об этом на круглом столе в пресс-центре БелТА сообщила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова. По ее словам, в 2015 году Минобразования были разработаны новые учебные программы по всем школьным предметам, которые поэтапно внедрялись в образовательный процесс. “В этом году мы поставили точку по вопросу обновления содержания учебных программ. В настоящее время учебные программы по всем предметам утверждены и размещены на национальном образовательном портале”, — проинформировала представитель министерства.
Участниками круглого стола на сайте БелТА стали Валентина Гинчук, заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе; Ольга Зеленко, заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе; Ирина Каржова, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования; Ольга Проскалович, профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета, разработчик учебной программы по учебному предмету “Белорусская литература”; Ирина Арефьева, учитель математики УО “Суворовское военное училище”, автор учебного пособия “Алгебра. 7 класс”.
Ирина Каржова рассказала, что в 2017 году были созданы рабочие группы, в состав которых вошли преподаватели учреждений высшего образования, ученые, учителя-практики, которые еще раз проанализировали все учебные программы по всем предметам. По результатам анализа проведена корректировка учебных программ. В первую очередь специалисты учли межпредметные связи. Некоторые темы были вынесены и перераспределены из одного класса в другой с учетом возрастных особенностей учащихся, возможностей восприятия материала именно на этом уровне обучения. Учебные программы также были пересмотрены с учетом относительной завершенности ІІ ступени общего среднего образования (5—9 классы. — Прим. БелТА), полноты и последовательности изучаемого материала. Учебные программы для базового и повышенного уровня на ІІІ ступени общего среднего образования (10—11-е классы. — Прим. БелТА) изменены и перераспределены с учетом изучения того или иного материала на базовом и повышенном уровнях. С учетом этих особенностей учебные программы были доработаны. Замначальника управления также рассказала, что до 2015 года действовали учебные программы, утвержденные в 2008 году, когда срок получения общего среднего образования был переведен с 12 лет на 11. Использование учебных программ 2008 года показало, что они были перегружены учебным материалом, в отдельных темах не были учтены межпредметные связи. К примеру, некоторые темы по физике изучались раньше, чем по математике. Отдельные темы не соответствовали возрастным особенностям учащихся. В учебных программах также не было времени для отработки материала, что вызывало трудности у учителей для качественного преподавания, а у учащихся — для усвоения материала. Все эти недостатки необходимо было устранить при переработке программ в 2015 году. В то же время представитель профильного ведомства отметила, что нельзя упрощать учебные программы бесконечно из-за вероятности потерять качество образования.
Новые учебные программы позволят снизить учебную нагрузку
Об этом заявила заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Ольга Зеленко. “Чтобы избавить учащихся от излишней нагрузки, разработчики учебных программ предприняли следующее. Во-первых, конкретно прописаны требования к результатам учебной деятельности по каждому разделу программы по всем предметам, чтобы педагог контролировал знания и умения учащихся по заданным критериям и показателям. Во-вторых, изучение отдельных сложных для восприятия тем перенесено в старшие классы либо переведено с базового уровня изучения на повышенный. Например, в курсе биологии теперь только на повышенном уровне изучаются такие разделы, как “Поведение как результат эволюции”, “Структурная организация и регуляция функций живых организмов”. В курсе математики только на повышенном уровне теперь будет изучаться тема “Производная”, — сказала Ольга Зеленко.
По ее словам, избежать перегрузки школьников позволит также сокращение избыточной терминологии по отдельным учебным предметам. “Отдельные темы будут изучаться на уровне общего представления. Могу привести пример из учебного предмета “Белорусский язык”. Раньше изучались виды односоставных предложений, проводился контроль по этой теме. Теперь от учащихся требуется иметь только общее представление об односоставном предложении и отличать его от двусоставного, но они не обязаны отличать определенно-личное предложение от неопределенно-личного, потому что это знание не имеет ярко выраженной практической направленности”, — пояснила заместитель директора. Кроме того, отдельные темы переведены с теоретического на практический уровень освоения. “Учащийся не обязан заучивать формулировки правил по определенным темам: он будет изучать этот материал на конкретных примерах. В частности, в курсе белорусского языка на уровень практического применения переведена тема “Сэнсава-стылістыстычная роля і тэкстаўтваральныя магчымасці слоў розных часцін мовы”. С этой темой мы будем знакомить учащихся при работе с текстами различных стилей, типов и жанров речи”, — отметила Ольга Зеленко. Также проведена работа по согласованию содержания отдельных учебных предметов, чтобы исключить дублирование близких тем в рамках предметов одной образовательной области.
Основной учебный материал в школах должен усваиваться на уроке
Такое мнение высказала в ходе круглого стола заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук.
“Одним из условий снижения учебной нагрузки является нормирование домашних заданий. Поэтому в инструктивно-методических письмах мы ориентируем педагогов на то, что основной учебный материал должен усваиваться на уроке. Цель домашних заданий заключается в том, чтобы повторить и закрепить изученный материал. Новый материал, который не усвоен на уроке, не должен задаваться в качестве домашнего задания”, — сказала Валентина Гинчук. Она также отметила, что существует строго нормированное документом Министерства здравоохранения время на подготовку домашних заданий. “Оно определено для всех учебных предметов в учебный день, поэтому педагоги должны помнить, что ученику нужно готовить задание не только по их предмету. Каждый учитель, наверное, считает, что его предмет самый важный, но при определении домашнего задания необходимо учитывать, что ученик, кроме физики, например, будет выполнять домашнее задание по истории, русскому языку, литературе. К новому учебному году будет издано и размещено в свободном доступе на национальном образовательном портале календарно-тематическое планирование по всем предметам для всех классов. В этом планировании определены объемы домашнего задания к каждому уроку. Это ориентир для учителя, что необходимо задавать ученику на следующий урок”, — информировала заместитель директора.
Не больше одной контрольной работы в день
В классе не должно проводиться больше одной контрольной работы в день, заявила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова во время круглого стола в пресс-центре БелТА. “Количество контрольных работ по каждому предмету в каждом классе регламентировано и определено Министерством образования. Учителя знают, сколько контрольных работ по каждому учебному предмету нужно провести в год. В соответствии с нормативными документами, в частности, санитарными нормами и правилами, в день не может быть больше одной контрольной работы”, — сказала Ирина Каржова.
Она также подчеркнула, что контрольная работа не может выполняться на первом и последнем уроке. “Об этом должна позаботиться администрация школы. В начале учебного года составляется график контрольных работ на четверть, на полугодие, который утверждается администрацией школы. Мы понимаем, что есть предметы, которые в расписании стоят первыми, в то время как контрольную работу нельзя проводить первым уроком. Этот вопрос должна решить администрация школы: нужно в соответствии с графиком провести корректировку расписания на тот день, на который запланирована контрольная, чтобы этот предмет не стоял первым”, — пояснила замначальника управления. Кроме того, администрация школы должна отслеживать, чтобы учителя не давали детям проверочные работы на 45 минут на каждом уроке. “Если нужно провести тестовый контроль, то на 15 минут. Дальше класс продолжает работу”, — добавила Ирина Каржова. По ее словам, в этом году в инструктивных письмах для педагогов подчеркивается, что нужно нормировать объем домашнего задания. Обращается также внимание учителей на то, что задания со звездочкой должны задаваться детям только по их желанию и не могут влиять на оценку в сторону ее снижения.
Белорусскому контенту в новых учебниках уделяется особое внимание
Об этом сообщила заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук. “Особенностью новых учебных пособий является в том числе национально ориентированное содержание. Мы рекомендуем авторам при разработке учебных пособий включать тексты о достижениях белорусской промышленности, памятниках культуры, победах спортсменов и др. Сам факт информирования об этом имеет воспитательное значение. Ученики видят, что у нас есть серьезные достижения в разных сферах, которыми мы можем гордиться”, — сказала Валентина Гинчук. Например, в новом учебном пособии по истории Беларуси для 6-х классов появилась рубрика “Исторические достопримечательности”. Она знакомит учащихся и опосредованно их родителей с теми памятниками истории, культуры, архитектуры, которые сохранились до нашего времени. Авторы учебника предлагают их посетить вместе с родителями или одноклассниками. Соответствующая рубрика будет представлена и в новом учебном пособии по истории Беларуси для 7-х классов. Предполагается, что она станет традиционной во всех учебных пособиях по истории Беларуси. Что касается воспитательной функции новых учебников в целом, Валентина Гинчук отметила, что ее реализация оценивается еще на этапе проведения конкурса на создание учебных пособий. Авторы и в дальнейшем рецензенты обращают внимание на то, чтобы задания и упражнения в учебных пособиях обладали воспитательным потенциалом, способствовали развитию личностных качеств учащихся. “Мы нацеливаем авторов на то, чтобы вопросы и задания были не только направлены на освоение предметного содержания учебного материала, но и позволяли ученикам выражать свое эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, ориентировали на аргументацию собственного мнения об изучаемых событиях, фактах, явлениях, процессах”, — резюмировала заместитель директора.
Учителя будут подготовлены к работе с обновленными программами
Учителя к 1 сентября будут подготовлены к работе в условиях обновленных учебных программ, заявила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова во время круглого стола. По ее словам, для подготовки учителей к работе в новых условиях 15—16 августа пройдет большой двухдневный семинар-совещание по вопросам организации образовательного процесса в 2017/2018 учебном году, на котором будет представлена полная информация по обновленному содержанию школьных программ к новому учебному году. “Во время семинара методистам будет рассказано, как работать с обновленными программами, где брать рекомендации по предмету в помощь учителю.
Мы уверены, что учитель к 1 сентября будет абсолютно подготовлен к работе в современных условиях. Кроме того, в инстурктивно-методических письмах по предметам отмечены все изменения в учебных программах. Они уже утверждены и размещены на национальном образовательном портале”, — рассказала Ирина Каржова. Пройдет семинар на базе Академии последипломного образования и будет состоять из пленарного заседания и предметных секций. В нем примут участие около 700 специалистов из всех регионов страны. На мероприятие приглашены методисты областных институтов развития образования и Минского городского, а также методисты районных учебно-методических кабинетов. После этого они разъедутся по областям, где уже начнется работа с учителями-практиками. Заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук добавила, что в семинаре примут участие специалисты, непосредственно участвовавшие в корректировке и доработке новых учебных программ, а также авторы всех новых учебных пособий. “Обязательно в каждой предметной секции примет участие специалист, который отвечает за содержание национального образовательного портала. Он расскажет, где на портале размещена информация по нужному учебному предмету и как с этим следует работать. Вся необходимая информация уже размещена на национальном образовательном портале”, — отметила Валентина Гинчук.
Новые учебники будут включать больше практико-ориентированных заданий
Такую информацию озвучили авторы изданий во время круглого стола в пресс-центре БелТА. В частности, профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ Ольга Проскалович сообщила, что при работе над учебным пособием по белорусской литературе для 9 класса авторы стремились донести большой объем материала в максимально доступной форме, избегая излишних теоретических сведений. В то же время был усилен деятельностно-практический компонент. “Это значит, что в учебном издании предлагается больше практико-ориентированных заданий, которые дают возможность учащимся проявить свои способности в литературном творчестве. Например, написать небольшое стихотворение по заданным рифмам, небольшую зарисовку по изучаемому произведению и др.”, — сказала Ольга Проскалович. Учитель математики Минского суворовского военного училища автор учебного пособия по математике для 7 класса Ирина Арефьева сообщила, что при подготовке учебника необходимо было придерживаться классических подходов к изучению математики, но в то же время стараться адаптировать материал к современности. Были сохранены все лучшие наработки предыдущих авторов. Серьезная работа была проделана в отношении текстового контента. Подбиралось каждое слово, чтобы теория была максимально доступной. Подготовлен качественный материал для отработки навыков, есть развивающие задания. В каждом параграфе предусмотрен раздел “Практика”, где подробно решены типовые задачи по теме. “Серьезно отнеслись к системе задач. Ее мы строили таким образом, чтобы каждая задача, где это возможно, была развитием предыдущей”, — сказала Ирина Арефьева. Что касается текстов задач, многие из них опираются на личный опыт учащегося. “Много заданий, которые начинаются со слова “придумай”: “Придумай свое уравнение, неравенство, которое…”. Ряд задач опирается на серьезные научные факты. Мы старались, чтобы учащимся было интересно узнать эти факты”, — отметила учитель. Содержание учебных пособий скоррелированно с электронными образовательными ресурсами, которые размещены на национальном образовательном портале.
Как пояснила заместитель директора Национального института образования (НИО) по научно-методической работе Валентина Гинчук, в новом учебном году в образовательном процессе будет использоваться 41 новое учебное пособие. 19 из них уже изданы, еще 11 будут изданы к 1 сентября. Остальные учебные пособия, в основном это вторые части учебников, будут использоваться только во втором полугодии, поэтому издаваться будут вплоть до декабря. Замдиректора НИО отметила, что большинство новых учебных пособий издано для 3 и 7 классов. Кроме того, в 1-х классах появятся новые буквари. “Новый букварь автора Анатолия Клышко появится в белорусскоязычных школах. В учреждениях образования с русским языком обучения первоклассники будут учиться грамоте по букварю Ольги Тириновой. По этим учебным пособиям проводился конкурс. Оба автора в нем победили”, — подчеркнула Валентина Гинчук. В этом году также появится и будет использоваться в учебном процессе новый учебник по математике для 5-х классов, а также ряд учебных пособий по иностранным языкам для 5 и 9 классов гимназий.
Профильные классы — с учетом запросов учащихся и возможностей школы
Школы должны открывать профильные классы с учетом запросов учащихся и собственных возможностей, заявила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова. “Министерство образования всегда выступало за то, что профильные классы должны открываться не бездумно, а с учетом запросов учащихся и их родителей, возможностей учреждения образования, то есть наличия кадров соответствующей квалификации и технической базы”, — подчеркнула она. В конце учебного года администрации школ проводят опрос среди учеников 9-х классов с целью выяснения их планов на следующий учебный год: поступать в профессионально-технические или средние специальные учебные заведения, продолжать обучение в обычных классах или изучать определенные предметы на повышенном уровне. Исходя из полученных результатов и с учетом возможностей учреждения образования формируются профильные классы. “В тех случаях, когда ученик хочет изучать, например, физику или математику на повышенном уровне, а в его школе нет возможности открыть класс такой направленности, ему предлагается обучаться в другой школе, где есть соответствующий профильный класс”, — отметила заместитель начальника управления общего среднего образования. Она напомнила, что профильные классы могут формироваться по одной из трех моделей, что позволяет учебным учреждениям образования гибко подходить к этому вопросу. Первая предусматривает, что весь класс изучает одни и те же предметы на повышенном уровне. По второй модели внутри одного класса формируются группы, которые на повышенном уровне изучают разные предметы. Возможен также вариант, когда внутри одного класса формируется группа с изучением предметов на базовом уровне и группа с повышенным уровнем. Ирина Каржова также отметила, что в этом году никаких изменений в организации профильного обучения не предусмотрено.
Учебные программы поэтапно корректируются
Принцип относительной завершенности содержания образования на ІІ ступени общего среднего образования (5—9 классы) реализуется поэтапно, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БелТА заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова. По ее словам, на данный период принцип относительной завершенности содержания образования реализован в учебных программах для 1—3, 5—7 классов. Заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук пояснила, что относительная завершенность содержания образования на ІІ ступени означает, что ученик, окончивший девять классов, должен получить необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков, которые позволят ему успешно социализироваться, выбрать направление для продолжения образования, определить будущую сферу профессиональной деятельности. В качестве примера она рассказала, как принцип относительной завершенности реализуется в содержании учебных предметов “История Беларуси” и “Всемирная история”. В построении содержания исторического образования реализуется концентрический принцип. Это означает, что учащиеся с 5 по 9 класс будут изучать весь период истории — с древнейших времен до настоящего времени — на хронологическо-событийном уровне. В 10—11 классах будет изучаться весь указанный период истории, только уже на проблемно-теоретическом уровне, который предполагает введение новых теоретических знаний, их обобщение и систематизацию. Ранее содержание школьного исторического образования структурировалось на основе линейного принципа, согласно которому с 5 по 11 класс ученики изучали историю в хронологической последовательности — от древности до начала XXI века. Как добавила заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Ольга Зеленко, ярким примером относительной завершенности содержания образования на ІІ ступени общего среднего образования может служить обучение русскому и белорусскому языкам. Так, к окончанию 9 класса учащиеся осваивают весь систематический курс языка (изучаются все уровни языковой системы — от фонетики до синтаксиса). В 10—11 классах знания закрепляются, обобщаются, систематизируются, языковые и речевые умения совершенствуются в аспекте культуры речи на базовом уровне, а на повышенном уровне расширяются представления учащихся о языковых нормах. Принцип относительной завершенности содержания образования реализован также в литературном образовании. Эту тему продолжила профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ руководитель группы по разработке учебной программы по учебному предмету “Белорусская литература” Ольга Проскалович. Раньше изучение белорусской литературы в 9 классе завершалось 1920-ми годами. “В новых программах в 5—8 классах мы придерживаемся так называемого жанрово-тематического принципа, в 9 классе отказались от историко-литературного принципа, а в 10—11 классах (базовый и повышенный уровни) сохранили традиционный линейный принцип структурирования литературного образования на историко-литературной основе — от древности до современности”, — проинформировала она. “Если говорить о кардинальных изменениях, то главное — отказ от последовательного изучения литературы разных исторических эпох на ІІ ступени общего среднего образования. Ученики 5—9 классов знакомятся с выдающимися произведениями национальной классики и современных авторов. А историко-литературный принцип будет реализовываться на ІІІ ступени общего среднего образования на базовом и на повышенном уровнях”, — добавила Ольга Проскалович. Профессор также отметила, что последовательная реализация принципа относительной завершенности содержания литературного образования началась в 2015 году, в 2017/2018 учебном году обучение по программам, в которых реализован принцип относительной завершенности, будет осуществляться в 5—7 классах, в 2018/2019 учебном году — в 8 классе. “В 2019/2020 учебном году мы сможем сказать, что принцип относительной завершенности содержания образования реализован”, — резюмировала она.
Первую группу новых учебных пособий учителя-практики оценили на “хорошо” и “отлично”
Об этом сообщила заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук. Работа над новыми учебными пособиями началась еще в 2015 году. Первая группа, состоящая из восьми учебников, уже прошла апробацию — она использовалась в образовательном процессе в 2016/2017 учебном году. По словам Валентины Гинчук, по результатам апробации в конце мая этого года было проведено анкетирование педагогов, которые использовали новые учебники. В нем приняли участие более 5 тысяч педагогов из всех регионов страны. “Мы интересовались у педагогов их мнением по поводу содержания учебных пособий, удалось ли нам его отобрать в соответствии и с учебной программой, и с познавательными возможностями учащихся. Мы спрашивали, доступно ли изложен материал, достаточно ли в нем иллюстраций, целесообразны ли они методически. Причем каждый из показателей мы просили оценить по пятибальной шкале. Большинство педагогов оценили новые учебные пособия на “хорошо” и “отлично”, — отметила замдиректора института. Анкетируемым педагогам также задавались и открытые вопросы: каждый имел возможность внести свое предложение по изменению или улучшению пособия.
Профориентация — обязательное направление работы в шестой школьный день
Профориентационная работа с учащимися должна быть обязательным направлением деятельности в шестой школьный день. На это ориентирует Инструктивно-методическое письмо Министерства образования “О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день”, сообщила во время круглого стола заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук. “В шестой школьный день могут быть реализованы разные формы взаимодействия учреждений общего среднего образования со всеми заинтересованными в вопросах профориентации учащихся — учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, организациями и предприятиями. Это встречи со специалистами, преподавателями, представителями ученического и студенческого актива, тематические экскурсии, дни открытых дверей и другие мероприятия, которые должны помочь учащимся осознанно выбрать будущую профессию с учетом своих способностей и интересов и, соответственно, определиться с выбором направления дальнейшего обучения”, — подчеркнула Валентина Гинчук. Она отметила, что профориентационная работа является одним из компонентов допрофильной подготовки, в рамках которой учащиеся могут посещать факультативные занятия, что помогает определиться с выбором учебных предметов для изучения на повышенном уровне в 10—11 классах. Также проводится диагностика интересов, склонностей и способностей учащихся, организуются консультации для них с целью оказания помощи в выборе профиля образования. На профессиональную ориентацию направлен и факультативный курс “Мое профессиональное будущее”. По словам специалиста, важным элементом профориентационной работы является информирование учащихся о современных профессиях. И эта работа проводится с учетом потребностей местного рынка труда. “Учреждения образования взаимодействуют с региональными центрами профориентации и занятости, которые информируют учащихся о том, специалисты каких профессий наиболее востребованы в данном регионе. Как показал проведенный мониторинг, экскурсии на местные предприятия, в учреждения и организации, где учащиеся знакомятся с современными профессиями, являются очень популярной формой профориентационной работы”, — заключила Валентина Гинчук.
По материалам БелТА.