Вместе с химиком Василием: если «начинить» задачи жизненными ситуациями, их решение станет увлекательным процессом

- 15:14Образование

Развитие функциональной грамотности школьников — одна из важнейших задач учителя. Современный урок можно считать успешным, если учащиеся могут объяснить, где и как они будут использовать полученные знания в повседневной жизни.

Довольно сложной для восьмиклассников является тема “Решение задач”. Но если “начинить” задачи жизненными ситуациями, то они становятся интересными и увлекательными для ребят.

Предлагаю задачи для учащихся 8 класса по теме “Обобщение знаний по темам “Расчет массы (объема) образующихся веществ (продуктов) по массе (объему) исходных веществ (реагентов)” и “Расчет массы (объема) исходных веществ (реагентов) по массе (объему) образующихся веществ (продуктов)”.

Наступил летний выходной день. Давайте проведем его вместе с химиком Василием.

  1. Врачи советуют после пробуждения выпивать стакан теплой воды. Василию необходимо нагреть воду в чайнике, но он загрязнен накипью СаСО3. Удалить накипь можно, прокипятив воду с добавлением уксуса (раствор уксусной кислоты). Заменив уксус соляной кислотой, рассчитайте ее массу, которая необходима для удаления 50 г накипи с чайника. Рассчитайте объем газа, который выделится в ходе реакции.
  1. Для приведения тела в тонус Василий ежедневно делает зарядку. Во время физической нагрузки необходимо следить за правильным дыханием. Процесс дыхания заключается в окислении (+О2) органических веществ в организме с выделением углекислого газа. В среднем за 30 минут при выдохе человек выдыхает 10 дм3 углекислого газа. Рассчитайте, сколько глюкозы (С6Н12О6) необходимо окислить вашему организму, если зарядка длится 1 час.
  1. Завтрак — важнейшее составляющее успешного дня. Но для приготовления пищи необходим газ. Кухонный газ в основном представляет собой природный газ, который содержит до 98% метана. Рассчитайте, сколько выделится углекислого газа (дм3) при сжигании метана, содержащегося в природном газе объемом 5 дм3.
  1. Василий решил отдохнуть с друзьями на природе. Выйдя на улицу, он увидел, что начался дождь, и вернулся за зонтом. Юный химик не решился в городе гулять под дождем без зонта, чтобы избежать воздействия кислотных дождей. Такие дожди образуются в результате попадания в атмосферу оксидов серы (IV) и азота (N2Oх), которые затем превращаются в соответствующие кислоты и выпадают в виде осадков. Рассчитайте массу серной кислоты, которая образуется из 25 дм3 оксида серы (IV) в две стадии. На первой стадии оксид серы (IV) окисляется кислородом до оксида серы (VI). На второй стадии оксид серы (VI) взаимодействует с водой с образованием серной кислоты.
  1. Добравшись до места встречи, ребята решили перекусить. Для разведения огня им необходимо поджечь угли. Сколько угля (С) необходимо взять, чтобы выделилось 24 дм3 углекислого газа? Рассчитайте массу растраченного кислорода.
  1. Отдохнув на природе, Василий вернулся домой. Готовясь ко сну, он подумал: “Как хорошо, что я полил цветы утром, ведь комната на­сыщена кислородом”. Вода является необходимым компонентом процесса фотосинтеза — “питания” растений с использованием воды и углекислого газа, при котором образуется органическое вещество (глюкоза С6Н12О6) и выделяется кислород. Рассчитайте, сколько дм3 кислорода выделится и сколько грамм глюкозы образуется при поглощении растениями 15 г воды.

Только обеспечив интерес к предмету, можно добиться от учащихся хорошей успеваемости. При этом качество обучения повышается, а у учащихся появляется уверенность в себе и в своих знаниях.

Ольга ГОЛОВЕШКИНА,
учитель химии средней школы № 27 Гомеля