Развитие функциональной грамотности школьников — одна из важнейших задач учителя. Современный урок можно считать успешным, если учащиеся могут объяснить, где и как они будут использовать полученные знания в повседневной жизни.

Довольно сложной для восьмиклассников является тема “Решение задач”. Но если “начинить” задачи жизненными ситуациями, то они становятся интересными и увлекательными для ребят.
Предлагаю задачи для учащихся 8 класса по теме “Обобщение знаний по темам “Расчет массы (объема) образующихся веществ (продуктов) по массе (объему) исходных веществ (реагентов)” и “Расчет массы (объема) исходных веществ (реагентов) по массе (объему) образующихся веществ (продуктов)”.
Наступил летний выходной день. Давайте проведем его вместе с химиком Василием.
- Врачи советуют после пробуждения выпивать стакан теплой воды. Василию необходимо нагреть воду в чайнике, но он загрязнен накипью СаСО3. Удалить накипь можно, прокипятив воду с добавлением уксуса (раствор уксусной кислоты). Заменив уксус соляной кислотой, рассчитайте ее массу, которая необходима для удаления 50 г накипи с чайника. Рассчитайте объем газа, который выделится в ходе реакции.
- Для приведения тела в тонус Василий ежедневно делает зарядку. Во время физической нагрузки необходимо следить за правильным дыханием. Процесс дыхания заключается в окислении (+О2) органических веществ в организме с выделением углекислого газа. В среднем за 30 минут при выдохе человек выдыхает 10 дм3 углекислого газа. Рассчитайте, сколько глюкозы (С6Н12О6) необходимо окислить вашему организму, если зарядка длится 1 час.
- Завтрак — важнейшее составляющее успешного дня. Но для приготовления пищи необходим газ. Кухонный газ в основном представляет собой природный газ, который содержит до 98% метана. Рассчитайте, сколько выделится углекислого газа (дм3) при сжигании метана, содержащегося в природном газе объемом 5 дм3.
- Василий решил отдохнуть с друзьями на природе. Выйдя на улицу, он увидел, что начался дождь, и вернулся за зонтом. Юный химик не решился в городе гулять под дождем без зонта, чтобы избежать воздействия кислотных дождей. Такие дожди образуются в результате попадания в атмосферу оксидов серы (IV) и азота (N2Oх), которые затем превращаются в соответствующие кислоты и выпадают в виде осадков. Рассчитайте массу серной кислоты, которая образуется из 25 дм3 оксида серы (IV) в две стадии. На первой стадии оксид серы (IV) окисляется кислородом до оксида серы (VI). На второй стадии оксид серы (VI) взаимодействует с водой с образованием серной кислоты.
- Добравшись до места встречи, ребята решили перекусить. Для разведения огня им необходимо поджечь угли. Сколько угля (С) необходимо взять, чтобы выделилось 24 дм3 углекислого газа? Рассчитайте массу растраченного кислорода.
- Отдохнув на природе, Василий вернулся домой. Готовясь ко сну, он подумал: “Как хорошо, что я полил цветы утром, ведь комната насыщена кислородом”. Вода является необходимым компонентом процесса фотосинтеза — “питания” растений с использованием воды и углекислого газа, при котором образуется органическое вещество (глюкоза С6Н12О6) и выделяется кислород. Рассчитайте, сколько дм3 кислорода выделится и сколько грамм глюкозы образуется при поглощении растениями 15 г воды.
Только обеспечив интерес к предмету, можно добиться от учащихся хорошей успеваемости. При этом качество обучения повышается, а у учащихся появляется уверенность в себе и в своих знаниях.
Ольга ГОЛОВЕШКИНА,
учитель химии средней школы № 27 Гомеля





