Почему волейбол круче футбола и в чем призвание педагога, корреспондент “Настаўніцкай газеты” узнала у учителя физкультуры СШ №13 города Слуцка Алексея Артемьева.
Алексей Алексеевич – член сборной команды Минской области и Республики Беларусь среди работников образования и науки, неоднократный призер и победитель областных, республиканских и международных соревнований по классическому и пляжному волейболу. А еще Артемьев – финалист республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь – 2023». На областном этапе состязаний в своей номинации он обошел шестерых претендентов на победу, порадовав школьников на открытом уроке во 2 классе образом почтальона Печкина, виртуозно владеющего мячом. Сейчас Алексей вовсю готовится к заключительному этапу конкурса, а потому часто бывает в Минске, где мы и встретились.
Путь к спорту и физической культуре
Свой путь к спорту слуцкий школьник Леша Артемьев начал лет в восемь. Именно тогда, учась в СШ №11, он изъявил желание посещать занятия в Слуцкой специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва. Пробовал себя в разных видах спорта. Вначале было плавание. Однако охоту к водной стихии отбили более прыткие и хорошо плавающие одноклассницы, благодаря которым однажды юнец как следует наглотался воды. Затем на короткий срок увлекался теннисом, волейболом, футболом, гандболом, легкой атлетикой…
Но больше всего активного парнишку тогда привлекли футбол и волейбол. И несколько лет подряд он посещал тренировки в обеих секциях. Каждый день был расписан, а в воскресенье приходилось бегом бежать, чтобы успеть из одного конца города в другой – с футбола на волейбол. Так продолжалось несколько лет. А потом школьника пригласили в детско-юношеское отделение солигорского «Шахтера». Тут пришлось делать выбор и сосредоточиться на чем-то одном. От волейбола Алексей отказался и следующие два года посвятил занятиям футболом.
Волейбол вновь возник в жизни подростка, когда однажды позвонил тренер и пригласил съездить на республиканские соревнования от Минской области.
– Я согласился. Поначалу казалось, что растерял все навыки, что мяч отлетает от меня, как от дерева. А после сборов, соревнования, вдруг понял, что волейбол – это мое. Решил бросить футбол и заняться волейболом, – рассказывает Алексей Артемьев о своем подростковом решении, в правильности которого потом, было дело, сомневался. – Когда сообщил тренеру по футболу, тот был в шоке, так как считал, что у меня есть все данные: хорошая техника владения мячом (бег, скорость, ведение мяча, удары и т.д.), отличная координация движений. А к 9 классу выяснилось, что перспектив в волейболе из-за небольшого роста у меня нет и о высшей лиге можно лишь мечтать.
В старших классах, когда пришло время определяться с выбором профессии, по совету знакомого волейболиста юноша поступил в Белорусский государственный университет физической культуры на факультет спортивных игр и единоборств (специализация «Волейбол»).
– Годы учебы в университете я бы с удовольствием повторил, будь такая возможность, – с улыбкой говорит Алексей Артемьев. – Там мы практиковались во всех моих любимых игровых видах спорта, оттачивая технические элементы на практике, изучая теорию, осваивая педагогическое мастерство.
Первые трудовые будни
Оказавшись по распределению в родном Слуцком районе, молодой специалист стал работать учителем физкультуры в Ленинском УПК средняя школа-ясли-сад, где на тот момент обучались около 80 ребят. За четыре года работы на первом рабочем месте педагог вел физкультуру у детей всех возрастов от дошкольников до старшеклассников, успел побыть классным руководителем и руководителем по военно-патриотическому воспитанию. Первый опыт запомнился тем, как пришлось завоевывать авторитет у старших ребят. К слову, все навыки, приобретенные в разных видах спорта, кроме, пожалуй, плавания, которым он так и не овладел, Алексею не раз пригодились как на многочисленных спортивных соревнованиях, так и в педагогической деятельности, когда нужно пробудить в подростках спортивный азарт, заинтересовать физкультурой.
– Парни-старшеклассники поначалу в секцию по волейболу ходить не спешили, желали заниматься футболом. Разногласия решали в спортивном зале: за игрой в настольный теннис, футбол или на турнике, – вспоминает собеседник.
Превосходство педагога в разных видах спорта убедило несговорчивых школьников в пользе физкультуры, а волейболом они заинтересовались через год, когда увидели, что девочки, которые записались в секцию, стали первыми в районных соревнованиях среди 24 сельских учреждений образования. Дети помладше и вовсе очень быстро прониклись доверием к учителю – на уроках физкультуры он играл вместе с ними, так как в малокомплектных классах иначе командные виды спорта не освоить. В итоге уже через год отбоя от желающих играть в волейбол не было.
Особенности тренировочного процесса
– С чего начинается тренировочный процесс в волейболе? – интересуюсь.
– С разминки, беговых упражнений, отработки различных технических элементов. Я детей сразу предупреждаю, что будет полноценная тренировка и мяч в руки они получат для отработки приемов. Техника волейбола включает в себя стойки и перемещения, подачи и прием мяча, передачи, нападающие удары и блокирование. Для игры в волейбол на начальном этапе важно научиться хорошо владеть тремя элементами. Первый из них – стойки и перемещения. Второй – прием мяча снизу двумя руками. Третий и основной – подача, ведь за кем подача, тот и диктует игру.
Занимаясь в парах тройках, четверках мальчишки и девчонки отрабатывают эти приемы как стоя на месте, так и с передвижением. Поначалу прорабатывается серия подводящих, подготовительных упражнений, а затем основные. Волейбольное правило трех касаний мяча требует высокой точности исполнения каждого элемента, поэтому овладение техникой игры – главная задача в подготовке детей.
Оказалось, не менее важно на начальном этапе научить игрока быстро перемещаться различными способами: вперед, назад, левым боком, правым боком, с крестным шагом, приставным шагом, скачками, а также останавливаться. Останавливаться можно выпадом, скачком, прыжком и приставлением ноги (шагом). Основное требование к перемещениям и остановкам – определить правильно точку встречи с мячом, быстро выйти под мяч, развернуть плечи в сторону предполагаемого направления передачи и занять правильную стойку.
Постепенно освоив полную игровую фазу (подача – прием – передача мяча – нападающий удар или другое атакующее действие – блокирование), ребята пробуют играть. Обычно это происходит через полтора-два месяца тренировок. Пробуя играть, детям важно почувствовать мяч в воздухе, чувствовать друг друга.
В ходе тренировок важно:
– соблюдать принцип постепенного перехода «от простого к сложному» (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому;
– придерживаться целенаправленной физической подготовки;
– знать биомеханические закономерности движения при выполнении технических приемов в волейболе;
– понимать причины возникновения ошибок;
– довести до автоматизма подводящие упражнения.
– Особенно эффективной в моей педагогической практике является система подготовительных и подводящих упражнений при обучении одному из наиболее эффективных и тяжелых способов атакующих действий в волейболе – нападающему удару, – объясняет Алексей Артемьев. – Над разработкой и внедрением этой системы в процесс обучения работаю 4-й год.
Новый опыт, новые горизонты
Вторым рабочим местом педагога стала СШ № 13 Слуцка, куда он перешел спустя четыре года работы в сельской школе, выпустив свой первый класс из 11 человек. О первом впечатлении и новом трудовом опыте Алексей Алексеевич рассказывает так:
– Поначалу было непривычно оказаться в большой школе, где не 80 учащихся, а 780. Зато уроки физкультуры в классах, где занимаются не 10, а 20-25 человек, пролетали незаметно. Моими учениками стали ребята 2–6-х классов и 11-х. Казалось, только начинаешь нормативы принимать – уже звонок с урока. Кроме того, школьники активно участвовали в различных спортивных соревнованиях: спартакиаде, «Школиаде», республиканских соревнованиях «300 талантов для Королевы». Готовил их и к Республиканской олимпиаде по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (с 2019 по 2021 год ребята завоевывали дипломы III степени на втором этапе олимпиады). Да и я сам постоянно участвовал в различных турнирах по классическому и пляжному волейболу, в республиканской спартакиаде среди работников образования, в Кубке и чемпионате Минской области, в республиканском туристическом слете среди работников системы образования и науки.
Сегодня под руководством тренера играть в волейбол учатся две группы девочек – всего 30 человек. Одним из главных направлений своей педагогической деятельности он считает популяризацию этого вида спорта и личным примером мотивирует школьниц к совершенствованию техники волейбола.
– Работать с девочками мне нравится. Они всегда ходят на занятия с большим удовольствием. И, кстати, юные волейболистки исполнительнее, ответственнее, дисциплинированнее и старательнее ребят, – подмечает тренер, за плечами которого без малого 10 лет педагогического стажа.
– Зато, наверное, ученицы гордятся своим тренером?
– Они очень рады за меня, болеют и желают победы. Впрочем, как и коллеги, которые во многом к тому же помогают. Подготовка к конкурсу – дело командное: коллеги не только осуществляют методическое сопровождение, но и поддерживают психологически.
– А что для вас значит участие в конкурсе «Учитель года Республики Беларусь – 2023»?
– Участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников – это прежде всего повод заявить о себе, стимул аккумулировать накопленный педагогический опыт, возможность приобрести новые знания и навыки, а также перспектива знакомства и общения с творческими коллегами. Готовясь к заданиям, осмысливая и описывая свой опыт работы, формулируя педагогическое кредо, снимая видеовизитку, готовя мастер-класс, открытый урок, я всерьез задумался, что для меня значит волейбол. Ответ, который пришел на ум, есть в презентации: «Когда держу волейбольный мяч, он становится частью меня. Частью моего сердца…» Признаться, раньше об этом не задумывался. Просто тренировал детей, тренировался и играл сам, получая удовольствие. Мне нравится быть учителем, тренером. Я с радостью учу детей всему, что знаю. Работать в школе – это всегда оставаться в тонусе, быть в центре событий, чувствовать себя, с одной стороны, наставником, старшим товарищем, а с другой – всегда учиться, в том числе у своих учеников. И это счастье – заниматься любимым делом!
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА и из архива Алексея АРТЕМЬЕВА